Культура XX-XХI веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:45, реферат

Краткое описание

Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Культура первой половины XX в…………………………………………….4
2.1. Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4
2.2. Новые художественные течения в искусстве: авангардизм…………….7
2.3. Литература критического реализма…………………………………….10
2.4. Фундаментальные науки………………………………………………...12
2.5. Научный, технический, общественный прогресс и общественная мысль……………………………………………………………………...14
3. Литература и искусство в период между двумя мировыми войнами…….17
3.1. Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг………..13
3.2. Литература………………………………………………………………..19
3.3. Изобразительное искусство……………………………………………...21
4. Культура второй половины XX в……………………………………………24
4.1. Наука и техника…..………………………………………………………24
4.2. Культура: новые явления………………………………………………...26
4.3. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино………………….28
4.4. Искусство…………………………………………………………………31
5. Заключение…………………………………………………………………...35
6. Литература……………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.04 Кб (Скачать)

На рубеже двух веков произошло обновление  драматургии. Английский драматург Б. Шоу в эти годы много сделал для вывода английской драматургии из идейного и художественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» уже тогда обошла сцены всех ведущих театров мира. Новаторами в области драматургии выступили норвежский драматург Г. Ибсен, который придал драме проблемный характер, и русский драматург А. П. Чехов. Широкую известность в мире приобрели пьесы немецкого  драматурга-неоромантика Г. Гаупшмана.

Немецкий писатель Т. Манн создал в начале XX в. ряд крупных художественных произведений. Его роман «Будденброки» повествует о вырождении бюргерского рода, упадке его духовных сил и жизнеспособности. На пессимистических взглядах автора сказалось влияние философии Шопенгауэра. Своеобразие видения мира Т. Манном отразилось также в его психологических новеллах. В самой яркой из них — «Смерть в Венеции» — создано синтетическое, сложное видение проблем, возникающих перед творческим человеком.

Английский писатель Г. Уэллс сочинил знаменитые научно-фантастические романы «Человек-невидимка», «Война миров» и др.

 Американцы Ф. Норрис, Дж. Лондон, Т. Драйзер, Э.  Синклер выступили в начале XX в. с рядом крупных произведений. «Спрут» Ф. Норриса, «Железная пята» Дж. Лондона, «Джунгли» Э. Синклера — наиболее примечательные образцы социальной литературы критического реализма в США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фундаментальные науки.

На рубеже XIX—XX вв. в  развитии науки и искусства произошли перемены, которые не без основания сравнивают с качественным и даже  революционным скачком. Началась целая полоса научных открытий в фундаментальных науках, названная  революцией в естествознании, которая привела к пересмотру прежних представлений о строении материи и в целом о мироздании.

 Вслед за первой  элементарной частицей — электроном (1897) были открыты протон, позитрон, нейтрон, частицы электромагнитного  излучения. За первую треть XX в. ученые  проникли в тайну строения  атома и к концу 30-х гг. подошли  к практическому освоению атомной  энергии. Всемирно известными стали  имена физиков-теоретиков М. Планка, Э. Резерфорда, Н. Бора, Дж. Чедвика, П. Дирака, 77. Кюри, Э. Ферми и многих других. На основе этих открытий получила  законченное объяснение  периодическая  система элементов Д. Менделеева, заложен  фундамент научно-технической  революции второй половины XX в.

 Теория относительности А. Эйнштейна внесла много нового в понимание пространства, времени и движения.

Физико-математические науки расширили возможности исследований и создали базу для  электронно-вычислительной техники.

Были заложены основы науки о передаче  наследственных признаков (генетика). Получили развитие новые  фундаментальные науки междисциплинарного характера (физическая химия, биохимия, биофизика, геофизика, геохимия, электрохимия и пр.).

Больших успехов добилась микробиология в создании лекарств нового типа (пенициллин, стрептомицин и другие антибиотики, аспирин, витамины и пр.). Разработаны предохранительные прививки против целого ряда особо опасных болезней.

Развитие фундаментальных наук способствовало  ускорению технического прогресса в первой половине XX в., характерной особенностью которого стало создание нового индустриального базиса массового производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный, технический, общественный прогресс и

общественная мысль.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и Америки происходят серьезные перемены и в интеллектуальном климате, и в духовной жизни.  Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жизни и вновь поставили вопрос о ее смысле.

В среде творческой интеллигенции и деятелей науки росли настроения пессимизма и ожидания грядущих социальных бедствий. Русский поэт А. Белый писал об этом мироощущении: «В 1898—1901 годах мы знали твердо: идет гроза; будет гром; но будут и ослепительные зори:  зори в грозе. Это было знанием рубежа».

 В это переломное время одна часть философов  обратилась к классическому философскому наследию Гегеля (неогегельянство), а другая — к Канту (неокантианство). В русле философских исканий того времени была и русская религиозно-философская мысль (Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).

 В философской полемике того времени сталкивались полярные точки зрения и теории. Распространяются  материалистические взгляды, и в то же время усиливается оппозиция материалистического мировоззрения рационализму и позитивизму XIX в. Американский прагматизм, обвинявший прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности, предлагал заняться решением практических проблем, возникающих в реальной жизни людей.

Сторонники «философии жизни», основоположниками которой считаются немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, выступали против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше  уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни».Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путем освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Такие высказывания Ницше справедливо расценивались как оправдание насилия, как подрыв традиционных моральных ценностей. Вместе с тем художественную  интеллигенцию начала XX в. привлекала в сочинениях Ницше особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность, загадочность пророчеств, несвойственных философским сочинениям.

На рубеже веков науки об обществе и человеке обогатились рядом новых концепций и научных открытий. Большое влияние на многих деятелей науки, культуры и искусства оказало учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которую он противопоставлял интеллектуальным методам познания и рассматривал как своего рода инстинкт, позволяющий художнику  проникнуть в суть вещей. Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, основы которого были заложены австрийским ученым 3. Фрейдом. Главное в психоанализе — это открытие бессознательного. Учение о бессознательных импульсах, мотивациях, влечениях позволило Фрейду создать психотерапевтический метод лечения неврозов, восстановления душевного равновесия пациентов. Со временем психоанализ распространился на  философию, историю, религиоведение, изучение культуры и  искусства.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества. Во многих странах довольно популярным было течение социального дарвинизма, согласно которому развитие общества определяют  биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных. Дальнейшее развитие социологии помогло преодолеть ограниченность социал-дарвинизма.

Широкую известность приобрели труды М. Вебера, который изучал становление капиталистического общества, в частности, он попытался выяснить роль протестантской этики в этом процессе. Вебер считал, что протестантизм с его требованиями личной ответственности и суждением о человеке по его делам оказал решающее влияние на утверждение духа предприимчивости, внесение  рациональности и эффективности в хозяйственную деятельность. Книга Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» многократно переиздавалась во многих странах мира в  течение всего XX в.

 Со смутным  осознанием переходного характера  наступившей эпохи, тревожным ожиданием  перемен было связано распространение  мистики, оккультизма, популярности эзотерических, в том числе восточных, религий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и искусство в период

между двумя мировыми войнами.

Особенности развития литературы и искусства в 20—

30-е гг.

За четверть века после Первой мировой войны в художественной культуре произошли чрезвычайные события. В развитии художественного и литературного процесса выделяются три крупных периода. В 20-е гг.  определяющее влияние на художественное творчество в западном обществе оказывали первая мировая война и ее непосредственные последствия. В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигавшаяся вторая мировая война не могли не сказаться трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. И наконец, начавшаяся Вторая мировая война (1939—1945)  наложила свою особую печать на жизнь интеллигенции всего мира. Эмиграция писателей и художников из стран, где утвердился фашизм и тоталитаризм, внесла существенные изменения в художественную культуру многих стран. Художники, нашедшие убежище в США, способствовали превращению Нью-Йорка в международный художественный центр.

 В творчестве  литераторов и художников в 20—30-е  гг. особую значимость приобрели  социально-политические факторы. Социальные  движения вызвали к жизни во  многих странах революционные  течения в искусстве.  Появившиеся  тоталитарные режимы создавали  свое обслуживающее эти системы  искусство. Обострение борьбы тоталитаризма  и демократии определило возрастание  идеологизации искусства, столкновение полярных  течений. К новым явлениям межвоенного периода относится и интенсивное развитие интернациональных и национальных художественных процессов. Происходит сближение искусства различных стран и народов.

 Для общественной  и философской мысли 20—40-х гг. характерен дальнейший поворот  к человеку и его месту в  конфликтном мире. Наиболее влиятельным в эти годы становится экзистенциализм — философия существования (от латинского экзистенция — «существование»). Его виднейшими представителями в Германии были К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции — писатели и философы Ж. П. Сартр, А. Камю, Г, Марсель, в Испании — X. Ортега-и-Гасет. Философия экзистенциализма выросла на почве того глубочайшего кризиса, которым было в эти годы охвачено западное общество. Экзистенциализм пытался ответить на трагические умонастроения мыслящих людей того времени, помочь человеку найти свое место в мире, обрести свое «я», преодолев отчуждение. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя, — это главная заповедь  экзистенциализма, идея индивидуальной ответственности  человека за все, что происходит с ним и другими людьми. Ситуация личностного выбора — главная тема экзистенциональной философии и литературы межвоенных лет и периода Второй мировой войны. Большое влияние на общественную мысль и литературу оказала также философская концепция психоанализа 3. Фрейда, философия жизни французского философа А. Бергсона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

В 20—30-е гг. продолжали свою деятельность писатели старшего поколения: во Франции — А. Франс и Р. Роллан, в Англии — Б. Шоу, Дж. Голсуорси и Г. Уэллс, в Германии — Г. Манн и Т. Манн, Г. Гауптман, в США — Т. Драйзер, Э. Синклер и др. В то же время появились новые яркие таланты — французы Ф. Мориак и Р. М. дю Г ар, англичане Р. Олдингтон и С. Моэм, американцы Э. Хемингуэй, У. Фолкнер и Ф. Фицджералъд, немцы Э. М. Ремарк и Л. Фейхтвангер и др.

В 20-е гг. появляется яркая плеяда талантливых  молодых писателей, создавших так называемую литературу «потерянного поколения». Таким поколением американская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших тогда в Париже (Э.Хемингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Затем этот термин стал означать направление в литературе 20-х гг., отразившее протест против бесчеловечной бойни Первой мировой войны, настроения пессимизма и разочарования в  социальной действительности и образе жизни. В 20-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Э. М.Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения в основном участников Первой мировой войны. В это же время были изданы крупные произведения мастеров модернистской литературы. Англо-ирландский писатель Д. Джойс опубликовал роман «Улисс», австриец Ф.Кафка — романы «Америка», «Процесс», «Замок», француз М. Пруст — роман «В поисках утраченного времени», Г. Элиот — поэму «Бесплодная земля».

В Германии в 10-е и 20-е гг. известное влияние приобрели писатели и художники-экспрессионисты, в творчестве которых нашло отражение время ломки, крупных общественных перемен, кровавых событий. Апокалипсис,  Страшный суд — ключевые образы поэзии экспрессионизма.

В 20—30-е гг. литература обогатилась в жанровом отношении. Обратили на себя внимание  социально-психологические романы Э. М. Ремарка, Ф. Мориака и др.,  психологические новеллы С. Цвейга, биографические романы А. Моруа. Появляются произведения, составившие  революционно-пролетарскую литературу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство.

Западноевропейские  художники, представлявшие в начале века новые модернистские течения, в 20-е гг. уже стали старыми мастерами. Фовисты, кубисты, футуристы успокоились. Они уже не бунтари, а признанные мэтры, хотя и не создающие ничего особо необычного (кроме П. Пикассо). К модернистам постепенно приходит признание, но большинство музеев еще не спешит приобретать их произведения. Время звезд ушло. Лишь ряд выдающихся писателей, художников завоевали  международное признание и авторитет.

 Мощная творческая личность П. Пикассо воплотила в себе различные течения и направления изобразительного искусства, противоречия своего собственного сознания и противоречия жизни и искусства XX в. В его  произведениях зазвучала тема трагического столкновения света и тьмы. В 1937 г. он написал самую знаменитую свою  картину — трагическую композицию «Герника» (Герника — испанский город, уничтоженный фашистскими бомбами). Выставленная в испанском павильоне Всемирной  выставки 1937 г., эта картина воспринималась как символ гибели человечества, угрожающей ему со стороны фашизма.

В то же время в первые послевоенные годы отмечается подъем абстрактного искусства. После первой мировой войны инфляция духовных ценностей, постоянная  ускоренная эволюция стилей и направлений, ставшая очень интенсивной во второй половине 10-х гг., приводит к появлению беспредметного искусства. Эволюция стиля от Сезанна к кубизму и беспредметности осуществляется как логически последовательный процесс.

В авангарде на пути к беспредметности в живописи оказывается русское искусство в лице К. Малевича, создателя супрематизма (от латинского supremis — «высший»), и его последователей. К. Малевич создал свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915 г., но в западноевропейском искусстве есть аналогия в творчестве П. Мондриана. Эта крайняя школа модернистского искусства возникла как противоречие кубизму.

Другое русло эволюции стилей, идущее от символизма и стиля модерн, привело к появлению уникального метода абстрактной живописи, основоположником которой был В. Кандинский, практически не имевший прямых последователей. Творчество В. Кандинского равным образом принадлежит как русскому, так и немецкому авангарду. Если беспредметность, оставив все компромиссы с  реальностью на стадии кубизма, идет по пути решительного разрыва с конкретностью, создавая язык универсальных первоэлементов, то абстракционизм Кандинского идет от частного к общему, постепенно освобождаясь  (абстрагируясь) от реальных форм. В отличие от беспредметности в абстракционизме язык не свободен от абстракций с растительными и биоморфными формами и энергиями, хотя они не напоминают ничего конкретного. Во второй половине 20-х гг. интерес к абстракционизму снижается. В ряде стран с авторитарными и тоталитарными режимами это течение подвергается гонениям и запрету.

Информация о работе Культура XX-XХI веков