Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:45, реферат
Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Культура первой половины XX в…………………………………………….4
2.1. Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4
2.2. Новые художественные течения в искусстве: авангардизм…………….7
2.3. Литература критического реализма…………………………………….10
2.4. Фундаментальные науки………………………………………………...12
2.5. Научный, технический, общественный прогресс и общественная мысль……………………………………………………………………...14
3. Литература и искусство в период между двумя мировыми войнами…….17
3.1. Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг………..13
3.2. Литература………………………………………………………………..19
3.3. Изобразительное искусство……………………………………………...21
4. Культура второй половины XX в……………………………………………24
4.1. Наука и техника…..………………………………………………………24
4.2. Культура: новые явления………………………………………………...26
4.3. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино………………….28
4.4. Искусство…………………………………………………………………31
5. Заключение…………………………………………………………………...35
6. Литература……………………………………………………………………36
Государственное автономное, образовательное учреждение среднего профессионального образования РБ Бирский медико-фармацевтический колледж.
Культура XX-XХI веков.
Выполнила:111 фарм. Б группы
Кугубаева Т.А.
Проверил: преподаватель истории
Позолотин И.В.
Бирск
2013
Содержание.
Введение.
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний). Культура является предметом изучения культурологии. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа.
Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризиса в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития.
Культура первой половины XX в.
Основные тенденции в развитии искусства и
литературы первой половины XX в.
В первой половине XX в. возникают новые жанры, направления и школы в изобразительном искусстве, литературе, музыке. В развитии материальной и духовной культуры западного общества характерны два периода (1900—1914, 1920—1930), которые разделены Первой мировой войной.
На рубеже XIX—XX вв. и в годы, предшествующие.Первой мировой войне, в искусстве и литературе произошел поворот от традиций к новым идеям. Этот перелом в развитии иногда называли декадансом (упадком). За критикой традиционных направлений в искусстве стояли поиски новых средств художественного выражения действительности.
В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу огромное влияние оказывали :Первая мировая война, революции, социальные конфликты, кризис культуры, такие явления, как фашизм, тоталитаризм, угроза новой мировой войны. На смену прежним течениям приходят новые, в том числе и антихудожественные, течения.
Умонастроения начала новой эпохи нашли отражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление — неоромантизм, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской (и не только европейской) культуры.
В русле эпохи неоромантизма, провозвестником которого явился композитор Р. Вагнер, развивался литературный символизм. Зародившись во Франции в 60—70-е гг. XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме и др.), символизм захватил и другие формы искусства — театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным в нем был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. В России это художественное течение представляли М. Врубель, писатели и поэты Вл. С. Соловьев, А. А Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, Л. Н. Андреев, композитор А. Н. Скрябин и др.
В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от французского слова, означающего «новый, современный»). Стиль модерн сочетал различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза — реального и ирреального (идеального), соединение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявилось в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца — от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так обеспечивалось единство стиля.
В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического воплощения: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся органическими, равноправными компонентами, которые созвучны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в культурной жизни Европы в начале XX в. были «Русские сезоны» в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства. Москва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале XX в. стали центрами международного обмена в искусстве.
В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Р. Вагнер. Позднее поисками синтетического искусства занимался А Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание «музыкальных драм» — мистерий). В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино начала века —Андре Дид, Макс Линдер, Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин — приобрели мировую известность. «Великий немой» требовал особого искусства жеста, мимики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством.
Новые художественные течения в искусстве:
авангардизм.
Характерный для последней трети XIX в.импрессионизм (от французского impression — «впечатление») пережил в начале века глубокий кризис. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн.
Французский художник Поль Сезанн первым вышел за рамки импрессионистского видения природы и пространства, положив начало постимпрессионизму. Он нашел новые художественные средства и на своих полотнах как бы раздвинул пространство. На его пейзажах сбегают или обрываются вниз склоны, прогибаются долины, выгибается зеркало вод, вспухают холмы, громоздятся к небу горные вершины. Если импрессионисты оживили свет и цвет в изображении, то Сезанн пошел дальше, переосмыслив в изобразительном искусстве пространство и время.
Постимпрессионизм открыл дорогу новым художественным течениям модернизма, которые отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Они знаменовали наступление нового, переходного периода в развитии живописи, архитектуры, литературы, театрального искусства. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, оно получило название авангардизм.
Большое влияние
на развитие авангардной
Если кубисты изображали мир с помощью рассудочных геометрических форм, то другой французский художник, А. Матисс, опираясь на идеи стиля модерн, обращается к природе, к человеку, используя технику чистых цветов.
В искусстве авангарда начала века прослеживаются два основных направления: одно устремлено в будущее, другое обращено к природе и человеку, стремясь уберечь его от разрушительного напора цивилизации. Об этом говорит картина Матисса «Танец», где выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал — неба, земли и людей, трех цветов — голубого, зеленого и оранжевого, трех состояний — статики, динамики и их соединения в стремительном танце.
Ощущение европейской культурой своей «перезрелости», усталости выражалось в стремлении причаститься и очиститься прикосновением к древним архаическим культурам, наследию культуры Востока (Китай, Индия, Япония, Полинезия, Африка, первобытное искусство), а также к первоистокам собственных культур (иконы, готика, лубок). Все эти течения, обратившиеся к истокам народного творчества и примитиву, отразились в неопримитивизме (77. Гоген во Франции, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов в России). Поиски идеала духовного спасения и обновления привели П. Гогена в Полинезию, на остров Таити. Его привлекли нетронутая природа, мудрость древних религий и мифов. Обращаясь к первобытному «варварскому» искусству, художественной культуре Востока, П. Гоген стремился создать новый художественный синтез, возвращающий человеку гармоничное слияние с природой.
По пути Гогена пошли и некоторые другие художники. Поездка Матисса в Марокко обогатила его творчество новыми красками и сюжетами. Английский художник О. Бердсли многое использовал из японской графики. В свою очередь, его творчество оказало влияние на европейскую книжную и журнальную графику. Влияние искусства Китая, Индии, Египта, персидской миниатюры, негритянской скульптуры, японской графики, мексиканских ацтеков, народов Полинезии прослеживается в творчестве многих выдающихся художников, писателей и поэтов Европы и Америки.
Признанием ценности цивилизации Востока было присуждение в 1913 г. Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю Индии Рабиндранату Тагору.
Среди новых течений в Германии особо выделялся экспрессионизм. В произведениях этого направления подчеркивается стихийное эмоциональное начало, однако в отличие от импрессионизма, стремившегося передать «впечатление», экспрессионизм стремился выразить внутреннюю, истинную сущность предмета. Это искусство предугадывало время ломки, роковых, кровавых и необратимых перемен. Ключевой образ поэзии экспрессионизма — Апокалипсис, Страшный суд («Сумерки человечества»), В русле этого течения были и первые произведения австрийского писателя Ф. Кафки.
Литература критического реализма.
Деятелей искусства и литературы начала XX столетия волновали не только чисто творческие проблемы, но и социальная несправедливость, империализм, колониализм, милитаризм и войны — вся сложность и противоречивость жизни. Тревожное состояние кануна социальных потрясений, предчувствие грозы как бы наполняли атмосферу того времени. У многих литераторов эти чувства порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в их творчестве, где ясно ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественного строя, человеческих отношений, судьбы творческой личности в буржуазном обществе.
Французский
писатель Р. Роллан создал серию
биографических произведений о
выдающихся художниках и музыкантах
— «Героические жизни». В нее
вошли биографии Л. Бетховена, Микеланджело,
Л. Н. Толстого. Многотомный роман
«Жан-Кристоф» раскрывал психологию
творческой личности, сложность
духовной жизни и судьбы
В ином жанре выступал французский писатель А. Франс. В антибуржуазных романах-памфлетах «Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов» он осуждал насилие, войны, в том числе и революционное насилие, религиозный фанатизм, лицемерие буржуазной морали. В то же время творчество Франса пронизано любовью к человеку, природе и красоте.