Культура XX-XХI веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:45, реферат

Краткое описание

Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Культура первой половины XX в…………………………………………….4
2.1. Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4
2.2. Новые художественные течения в искусстве: авангардизм…………….7
2.3. Литература критического реализма…………………………………….10
2.4. Фундаментальные науки………………………………………………...12
2.5. Научный, технический, общественный прогресс и общественная мысль……………………………………………………………………...14
3. Литература и искусство в период между двумя мировыми войнами…….17
3.1. Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг………..13
3.2. Литература………………………………………………………………..19
3.3. Изобразительное искусство……………………………………………...21
4. Культура второй половины XX в……………………………………………24
4.1. Наука и техника…..………………………………………………………24
4.2. Культура: новые явления………………………………………………...26
4.3. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино………………….28
4.4. Искусство…………………………………………………………………31
5. Заключение…………………………………………………………………...35
6. Литература……………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.04 Кб (Скачать)

Государственное автономное, образовательное учреждение среднего профессионального образования РБ Бирский медико-фармацевтический колледж.

 

 

 

 

 

 

Культура XX-XХI веков.

 

 

 

 

Выполнила:111 фарм. Б группы

Кугубаева Т.А.

Проверил: преподаватель истории

Позолотин И.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирск

2013

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………………..3
  2. Культура первой половины XX в…………………………………………….4
    1. Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4
    2. Новые художественные течения в искусстве: авангардизм…………….7
    3. Литература критического реализма…………………………………….10
    4. Фундаментальные науки………………………………………………...12
    5. Научный, технический, общественный прогресс и общественная мысль……………………………………………………………………...14
  3. Литература и искусство в период между двумя мировыми войнами…….17
    1. Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг………..13
    2. Литература………………………………………………………………..19
    3. Изобразительное искусство……………………………………………...21
  4. Культура второй половины XX в……………………………………………24
    1. Наука и техника…..………………………………………………………24
    2. Культура: новые явления………………………………………………...26
    3. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино………………….28
    4. Искусство…………………………………………………………………31
  5. Заключение…………………………………………………………………...35
  6. Литература……………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний). Культура является предметом изучения культурологии. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа.

Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризиса в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том - что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития.

 

 

Культура первой половины XX в.

Основные тенденции в развитии искусства и

литературы первой половины XX в.

В первой половине XX в. возникают новые жанры, направления и школы в изобразительном искусстве, литературе, музыке. В развитии материальной и духовной культуры западного общества характерны два периода (1900—1914, 1920—1930), которые разделены Первой мировой войной.

На рубеже XIX—XX вв. и в годы, предшествующие.Первой мировой войне, в искусстве и литературе произошел поворот от традиций к новым идеям. Этот перелом в развитии иногда называли декадансом (упадком). За критикой традиционных направлений в искусстве стояли поиски новых средств художественного выражения действительности.

В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу огромное влияние оказывали :Первая мировая война, революции, социальные конфликты, кризис культуры, такие явления, как фашизм, тоталитаризм, угроза новой мировой войны. На смену прежним течениям приходят новые, в том числе и антихудожественные, течения.   

Умонастроения начала новой эпохи нашли отражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление — неоромантизм, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской (и не только европейской) культуры.

 В русле эпохи  неоромантизма, провозвестником  которого явился композитор Р. Вагнер, развивался  литературный символизм. Зародившись во Франции в 60—70-е гг. XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме и др.),  символизм захватил и другие формы искусства — театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и  таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным в нем был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. В  России это художественное течение представляли М.  Врубель, писатели и поэты Вл. С. Соловьев, А. А Блок, В. Я.  Брюсов, А. Белый, Л. Н. Андреев, композитор А. Н. Скрябин и др.

В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от  французского слова, означающего «новый, современный»). Стиль модерн сочетал различные формы пластических  искусств, универсальный декоративный язык и идеи  всеобщего синтеза — реального и ирреального (идеального),  соединение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявилось в архитектуре. Архитектор-творец  выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца — от составления проекта до  архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так  обеспечивалось единство стиля.

В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического  воплощения: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся  органическими, равноправными компонентами, которые  созвучны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в  культурной жизни Европы в начале XX в. были «Русские сезоны» в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства.  Москва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале XX в. стали  центрами международного обмена в искусстве.

В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Р. Вагнер. Позднее поисками синтетического  искусства занимался А Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание «музыкальных драм» — мистерий). В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино начала века —Андре Дид, Макс Линдер, Мэри  Пикфорд, Чарли Чаплин — приобрели мировую известность. «Великий немой» требовал особого искусства жеста,  мимики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые художественные течения в искусстве:

авангардизм.

Характерный для последней трети XIX в.импрессионизм (от французского impression — «впечатление») пережил в начале века глубокий кризис. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн.

Французский художник Поль Сезанн первым вышел за рамки импрессионистского видения природы и пространства, положив начало постимпрессионизму. Он нашел новые художественные средства и на своих полотнах как бы раздвинул пространство. На его пейзажах сбегают или обрываются вниз склоны, прогибаются долины, выгибается зеркало вод, вспухают холмы, громоздятся к небу горные вершины. Если импрессионисты оживили свет и цвет в изображении, то Сезанн пошел дальше, переосмыслив в изобразительном искусстве пространство и время.

Постимпрессионизм открыл дорогу новым  художественным течениям модернизма, которые отказались от простого воспроизведения видимой поверхности  реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Они знаменовали наступление нового, переходного периода в развитии живописи, архитектуры, литературы, театрального искусства. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, оно получило название авангардизм.

 Большое влияние  на развитие авангардной живописи  оказал кубизм. Основателями этого  направления считаются французские  художники П. Пикассо и Ж. Брак.  Отказываясь от свойственной  импрессионизму передачи цвета  и света, кубисты создавали новые  формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические  формы, художники изображали его  с самых разных сторон, в том  числе и обычно невидимых. На  картинах пересекались различные  плоскости и геометрические фигуры (полуокружности, окружности, треугольники, кубы и т. д.). Таким образом кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее  содержание. Картина Пикассо «Скрипка» является наиболее характерным примером этого художественного  направления, метода и стиля.

Если кубисты изображали мир с помощью рассудочных геометрических форм, то другой французский художник, А. Матисс, опираясь на идеи стиля модерн, обращается к природе, к человеку, используя технику чистых цветов.

В искусстве авангарда начала века прослеживаются два основных направления: одно устремлено в будущее, другое обращено к природе и человеку, стремясь уберечь его от разрушительного напора цивилизации. Об этом говорит картина Матисса «Танец», где выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал — неба, земли и людей, трех цветов — голубого, зеленого и оранжевого, трех состояний — статики, динамики и их соединения в стремительном танце.

 Ощущение европейской культурой своей  «перезрелости», усталости выражалось в стремлении причаститься и очиститься прикосновением к древним архаическим  культурам, наследию культуры Востока (Китай, Индия, Япония, Полинезия, Африка, первобытное искусство), а также к первоистокам собственных культур (иконы, готика,  лубок). Все эти течения, обратившиеся к истокам народного творчества и примитиву, отразились в неопримитивизме (77. Гоген во Франции, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов в России). Поиски идеала духовного спасения и обновления привели П. Гогена в Полинезию, на остров Таити. Его  привлекли нетронутая природа, мудрость древних религий и мифов. Обращаясь к первобытному «варварскому» искусству, художественной культуре Востока, П. Гоген стремился создать новый художественный синтез, возвращающий человеку гармоничное слияние с природой.

По пути Гогена пошли и некоторые другие художники. Поездка Матисса в Марокко обогатила его творчество новыми красками и сюжетами. Английский художник О. Бердсли многое использовал из японской графики. В свою очередь, его творчество оказало влияние на европейскую книжную и журнальную графику. Влияние искусства Китая, Индии, Египта, персидской миниатюры, негритянской скульптуры, японской графики, мексиканских ацтеков, народов Полинезии прослеживается в творчестве многих выдающихся художников, писателей и поэтов Европы и Америки.

Признанием ценности цивилизации Востока было присуждение в 1913 г. Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю Индии Рабиндранату Тагору.

Среди новых течений в Германии особо выделялся экспрессионизм. В произведениях этого направления  подчеркивается стихийное эмоциональное начало, однако в отличие от импрессионизма, стремившегося передать «впечатление», экспрессионизм стремился выразить  внутреннюю, истинную сущность предмета. Это искусство предугадывало время ломки, роковых, кровавых и необратимых перемен. Ключевой образ поэзии экспрессионизма — Апокалипсис, Страшный суд («Сумерки человечества»), В русле этого течения были и первые произведения  австрийского писателя Ф. Кафки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература критического реализма.

Деятелей  искусства и литературы начала XX столетия волновали не только чисто творческие проблемы, но и социальная  несправедливость, империализм, колониализм, милитаризм и войны — вся сложность и противоречивость жизни. Тревожное состояние кануна социальных потрясений, предчувствие грозы как бы наполняли атмосферу того времени. У многих литераторов эти чувства порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в их творчестве, где ясно ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественного строя, человеческих отношений, судьбы творческой  личности в буржуазном обществе.

 Французский  писатель Р. Роллан создал серию  биографических произведений о  выдающихся художниках и  музыкантах  — «Героические жизни». В нее  вошли  биографии Л. Бетховена, Микеланджело, Л. Н. Толстого. Многотомный роман  «Жан-Кристоф» раскрывал  психологию  творческой личности, сложность  духовной жизни и судьбы художника.

В ином жанре выступал французский писатель А. Франс. В антибуржуазных романах-памфлетах «Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов» он  осуждал насилие, войны, в том числе и революционное  насилие, религиозный фанатизм, лицемерие буржуазной морали. В то же время творчество Франса пронизано  любовью к человеку, природе и красоте.

Информация о работе Культура XX-XХI веков