Культура необходимая для общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного реферата - суметь разобраться, в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшим условием духовного развития человека.

Оглавление

Введение
Глава 1. Искусство в пространстве культуры
1.1 Происхождение искусства
1.2 Искусство и иные формы культуры
1.3 Природа художественного образа
1.4 Виды искусства
Глава 2. Искусство как создание эстетических ценностей
2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества
2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Сергей.docx

— 32.05 Кб (Скачать)

Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она  получила с распространением техники  масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых  существ, в ее силах передать почти  любые явления, почти весь видимый  мир. На холсте можно запечатлеть  и масштабное сражение, и закат  над озером, и взгляд, полный радости.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства  очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся  буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство  черного и белого (черная линия  на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Временные искусства в  системе художественной культуры - литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова - практически  всемогуще по своим изобразительным  и выразительным возможностям, тогда  как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно  воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств - слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно  передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка - вид искусства, который  отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных  и особым образом организованных звуковых проследований. Музыка - специфическая  разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность  выражать мысли, эмоции и волевые  процессы человека в слышимой форме  и служить средством общения  людей и управления их поведением.

Кроме перечисленных видов  искусства, выделяют также зрелищные  искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а  живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение  публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать  также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства - синтетичные  по своей природе. В них соединяются  как противоположные, так и близкие  по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

 

Глава 2. Искусство  как создание эстетических ценностей

 

2.1 Эстетические  ценности, их роль в жизни человека  и общества

 

Искусство выполняет целый  ряд функций, разные исследователи  насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической  функцией искусства является художественная, которая заключается в его  способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление  эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического  восприятия, для восприятия прекрасного.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может  быть реально существующий предмет  либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.

Ценности играют в жизни  людей роль ориентиров. Представления  о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства  вечным ценностям, благодаря чему искусство  воспитывает нашу нравственность. Оно  ориентируется и ориентирует  на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее  воздействие на чувства, волю и разум  людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому  из нас для полноценного духовного  бытия, успешной деятельности людей  в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность  присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой  потребностью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического  в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии  приобретать масштабность и знаменовать  некие взлеты духа, звездные миги в  истории человечества.

Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими  и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения  духовной свободы.Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.

 

2.2 Модернизм и  постмодернизм в искусстве ХХ  века

 

В начале ХХ века в мире произошла  эстетическая революция, связь которой  с социальными потрясениями того времени очевидна. Классическая изобразительная  система перестала работать там, где сама картина мира лишилась ясных  очертаний. Изменилась идеология, образ  жизни людей, ее ритм. Научно-технический  прогресс также неузнаваемо преображает  человеческое общество. В начале столетия возникает массовое стандартизированное  производство, вкусы и предпочтения людей все больше меняются, что  в итоге приводит к распространению  массовой культуры и массового искусства. На историческую сцену выходят массовый потребитель, массовое сознание, массовая культура.

Итак, в ХХ в. характер художественного  творчества радикально меняется, и  это, прежде всего, связано с практикой  модернизма (авангардизма) и постмодернизма. Искусство предшествующего времени  воспринималось как деятельность чрезвычайно  серьезная. Оно претендовало не менее  как на миссию спасителя рода человеческого (что особенно ярко проявилось в  эстетических воззрениях романтиков). Современное искусство, с одной  стороны, ощущает бесструктурность и невыразимость современных реалий, с другой - остается неодолимым желание художника встать над схваткой, превратить хаос в порядок.

Модернизм строился на отрицании  предшествующего искусства, но одновременно являлся броском в будущее, вырабатывал  адекватный художественный облик эпохи. Это была "переработка современностью собственного смысла".

Модернизм связан с отходом  культуры от реализма, с провозглашением  независимости искусства от действительности. Художники-модернисты (авангардисты) экспериментируют с художественным материалом, создают новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.

Искусство ХХ века все более  усложняется. Отсутствие устойчивых стилевых течений (таких как классицизм, романтизм  и т.д. в предшествующие эпохи), заметное с начала ХХ века, нередко делает весьма проблематичным сам процесс  художественного контакта.

Рост образованности населения  привел к вторжению масс в искусство, в результате чего в ХХ столетии произведения стали ориентироваться  на определенные слои потребителей - на высоко эрудированную элиту и  не слишком грамотную массовую аудиторию. Так получают распространение элитарная  и массовая культура (соответственно, высокое и массовое искусство).

Разделение культуры на культуру для всех и культуру для избранных  существовало издавна. Жрецы и шаманы уже в древние времена составляли культурную элиту. Когда возникла письменность, появилась грань между культурой  образованных людей и народной культурой (фольклором).

Народная культура и народное искусство отражают высшие духовные, эмоционально пережитые и закрепленные в чувствах и вкусах состояния  человека и его удовлетворенность  и неудовлетворенность миром, устремление  к гармонизации отношений с ним, воплощает идеальные представления  масс. Именно в народной культуре формируются  представление о добре и зле, о герое и злодее, о прекрасном и ужасном и т.д.

Элитарная культура создается  привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Высокая  культура трудна для понимания неподготовленного  человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества (критики, литераторы, постоянные посетители музеев, театралы, художники и т.д.), то есть специалисты в какой-либо области высокой культуры.

Классическое, высокое или  элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются, и будут создаваться  ценности, пополняющие духовный арсенал  человечества.

В отличие от элитарной  культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как  не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное  потрясение.

Массовое искусство бесконечно тиражирует суррогаты и подделки, что притупляет вкус публики. В качестве примеров массового искусства можно  привести эстраду, клиповую культуру, индустрию моды, определенные жанры  кино - и телеискусства (мелодрама, боевик и пр)

Массовая культура была, есть и будет всегда. Объем информации, содержащийся в современной культуре, необъятен. Глубокие по содержанию произведения часто сложны для восприятия и  требуют для освоения значительных усилий, эмоциональных и интеллектуальных. Чрезвычайно сложным стало и  современное искусство.

Конечно, высокое и массовое искусство ориентируются на преимущественное удовлетворение разных потребностей людей. Так, массовое искусство направлено, прежде всего, на удовлетворение рекреативной и компенсаторной потребностей при  безусловной реализации отдельными его произведениями и других функций, тогда как высокое искусство - хранилище эстетических ценностей, созданных человечеством, - является источником удовлетворения самого широкого круга людских потребностей (познавательной, воспитательной, социальной и т.д.).

 

Заключение

 

Таким образом, искусство  нельзя считать необязательным приложением  к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в  жизни человеческого общества, обеспечивая  создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой  культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее  и будущее, научается постигать  эмоционально-интеллектуальный мир  другого. Потребность в искусстве  никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ  от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное  состояние, пренебрежение к высокой  культуре и ее ценностям может  привести и приводит к падению  нравственности и, как следствие, разгулу  преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства  должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка  переживает далеко не лучшие времена.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.М.Г. Балонова - Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007

2.Е.Г. Борисова - Культура, ее значение в жизни человека и общества, Ульяновск, 2004

3.Советский энциклопедический словарь, изд.3, М. 1985


Информация о работе Культура необходимая для общества