Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

32. Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия ЮНЕСКО

Древнейшее поселение на месте  Фив датируется эпохой Среднего палеолита.

Фивы, город бога Амона на левом  берегу Нила, были столицей Египта в  период Среднего и Нового Царств. Находился вблизи современного города Луксор Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий в X в. до н.э.. Храмы и дворцы Карнака и Луксора, а также некрополи Долины Царей и Долины Цариц, представляют собой яркие свидетельства египетской цивилизации времен ее наибольшего расцвета.

Включен в Список Всемирного наследия в 1979 году, по критериям I, III, VI как объект культурного наследия.

Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнакский и Луксорский храмы — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.

На западном берегу Нила находятся  высеченные в скалах заупокойные  храмы и некрополи фараонов и  их приближённых (долина Царей и  долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).

С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16—14 вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

Данный комплекс включает в себя: Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III), Рамессеум, Колоссы Мемнона, Долину вельмож (Долина знати), Долину цариц, Долину царей (Долина фараонов)

33. Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

Одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Египте, относящихся к  древнему периоду, являются археологические памятники Древней Нубии от Абу-Симбела до Фил.

Нубия – историческая область в  долине Нила, на территории которой  в древности в последовательности существовали различные культуры и  государства. Эта исключительно  интересная с точки зрения археологии территория включает такие великолепные памятники, как храм Рамсеса II в Абу-Симбеле и святилище Изиды на острове Филэ. Они были спасены от затопления поднимающимися водами Нила благодаря международной кампании, инициированной ЮНЕСКО в 1960-1980 гг. К объектам этой территории, охраняемым ЮНЕСКО, можно отнести также еще несколько построек, в том числе храмов, однако самым известным из всех памятников является храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

Абу-Симбел – скала на западном берегу Нила, и именно в ней были высечены два знаменитых древнеегипетских храма примерно в XIII веке до нашей эры. Один из них, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамсеса II, а второй, меньший, - в честь его первой жены, царицы Нефертари. Рамсес II приказал построить большой храм в честь его победы над хеттами. В первом храме, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. Поскольку войскам царя покровительствовали три бога – Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Статуи достигают 20 м в высоту.

В 60-х годах была проведена уникальная операция - храмы в Абу-Симбеле  были аккуратно распилены и перенесены на новое, более высокое, место - сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, - ибо иначе  их поглотило бы водохранилище им. Насера, созданное с возведением Асуанской плотины. 22 сентября 1968 года храмы в Абу-Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения.

Данный храм был включен в  список Всемирного культурного наследия не только как произведение древнего искусства, но и как представление инженерной мысли того времени.

Таким образом, храм Рамсеса II, а также  остальные памятники Древней  Нубии, представляют собой грандиозный  комплекс сооружений, представляющих культуру того времени. По данному комплексу можно составлять суждения о культуре, религии древних египтян, о влиятельности и могуществе Древнего Египта, в том числе и его царей. Объекты ЮНЕСКО в Древней Нубии в целом несут колоссальное значение для мировой культуры человечества.

34. Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО,

Греция в 1981г.  ратифицировала конвенцию  ЮНЕСКО. С тех пор 17 памятников и  археолог. мест (1.6% от общего числа объектов) числятся в Списке Юнеско.

• 15 объектов включены по культ. критериям

• 11 из них признаны шедеврами человеческого гения

• 2 причислены к культурно-природному наследию

Первый занесенный объект – Храм Апполона Эпикурейского (1986г.), последний  – Старый горд Корфу (2007г.)

В Греции находятся памятники различных  исторических эпох, начиная с древности ( Пифагорея и храм Геры на Самосе – 3000 до н.э.), античности и заканчивая Средневековьем ( Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г)

Список объектов (некоторые)

v Храм Апполона Эпикурейского, 5 в. до н.э., 1986г.

v Руины г. Дельфы, 4 в до н.э., 1987г.

v Афинский Акрополь, 436г. до н.э., 1987г.

v Духовный центр православия на горе Афон, 1988г.

v Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., 1988г.

v Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г.

v Древний город Мистра, Лакония, 1249г., 1989г.

v Археологические памятники Олимпии, 10 в. до н.э., 1989г.

v Византийские монастыри Дафни, Осиос, Лука, Неа МОни, 10-12 века, 1990г.

v Археолог. памятники Микен и Тиринфа, 15-17 вв. до н.э., 1999г.

v Истор. центр с монастырём Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на о. Патмос, 10в., 1999г.

v Старый город Корфу, о. Керкира, 7 в. до н.э., 2007г.

В предварительном списке находятся 8 объектов.

1. Кносский дворец

2. Руины города Никополя

3. Руины города Филиппы

4. Город Лаврион

Все-таки большинство памятников Греции относятся к античной культуре и  имеет особую значимость для мировой  культуры в целом. Являясь вторым самостоятельным этапом истории  мировой  культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного  человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней  цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.

 Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии,  являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение  не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И   сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются  современными.

 На  почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории  научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической  математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную  роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же  культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

35. Комплекс Афинского акрополя как  объект всемирного культурного наследия

Включен в список в 1987 году по 1,2,3,4,6 критериям.

• Крепость, представляющая собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

• В микенский период был царской резиденцией

• Начало строительства относится к эпохе архаики

• Разрушен во время греко-персидских (V в. до н.э.) войн и затем восстановлен афинянами

• С 447 г. до н.э. (при Перикле) строительством руководил Фидий

Весь комплекс состоит из нескольких зданий и сооружений:

Комплекс Афинского акрополя

• Парфенон (Храм Афины Девы), архитекторы – Иктин и Калликрат, скульптор - Фидий

• Статуя Афины Промахос

• Храм богини Ники Аптерос. В честь богини победы после греко-персидских войн.

• Храм Эрехтейон с «портиком кор». Храм построен в память о споре богов ( Афины и Посейдона).

• Пропилеи- ворота в Акрополь.

• Театр Одеон был сооружен в 161 г. Геродом Аттиком

• Пинакотека -картинная галерея находилась рядом с парадным входом с левой стороны.

Фризы(декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающая или обрамляющая ту или иную часть архитектурного сооружения)   Парфенона:

• Рождение Афины

• Мойры

• Битва с амазонками

• Битва олимпийских богов с гигантами

• Битва кентавров и лапифов

Много греческих памятников из Акрополя хранятся в музеях Германии, Англии тк Акрополь был разграблен ими и ценности вывезены.

Афинский Акрополь место древнейшего  поселения в Аттике.  В 7-6 веке до н. э. на Акрополе велось большое  строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент).

Фидий, который, видимо, и явился автором  художественной программы, легшей в  основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Хронология Акрополя

Священный утёс Акрополя почитается как святыня вот уже 4000 лет.

В 1802 г. английский посол в Константинополе лорд Элгин изъял с Парфенона и с других храмов Акрополя более 90 скульптур, увезённых им в Англию, чем причинил памятнику даже больший ущерб чем его обстрел венецианцами во время войны против турок в 1687 г.

Британский музей, в распоряжении которого сейчас находятся фрагменты, разделяет с Грецией исключительную возможность восстановить Парфенон и тем самым вызвать к жизни уникальное культурное событие мирового значения, вернув фрагменты на Акрополь в 2004 г.

Свидетельства первых поселений на священной скале относятся к неолитической эпохе (4.000 лет до н. э.). Уже в раннюю микенскую эпоху, в 16-ом веке до н. э. скала укрепляется стенами и строится царский дворец.

В 334 г. до н. э. Александр Великий, собравший  под свои знамёна всех эллинов, совершил в Парфеноне возлияние богам за победу на реке Гранике. В эллинистические времена Деметрий Полиоркет превратил Парфенон в свой дворец, где устраивал свои знаменитые пиршества и оргии.

В византийские времена Парфенон был  превращён в христианский храм Святой Софии и позднее Пресвятой Афинской Богоматери. Эрехтейон также стал храмом Богоматери. В Пропилеях разместились храмы Пресвятой Троицы и Архангелов Михаила и Гавриила.

Акрополь стал символом античной эстетики. Он вдохновляет художников и поэтов всех эпох и всех направлений. ЮНЕСКО использует изображение Парфенона в качестве своей эмблемы.

36. Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия

Археологические памятники Олимпии  относятся к 10 в.. до н.э.

Объект внесен в список в 1989г. по I, II, III, IV, VI признакам.

Олимпия — одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где  возникли и на протяжении многих веков  проводились Олимпийские Игры.

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации