Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат
Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.
32. Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита.
Фивы, город бога Амона на левом берегу Нила, были столицей Египта в период Среднего и Нового Царств. Находился вблизи современного города Луксор Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий в X в. до н.э.. Храмы и дворцы Карнака и Луксора, а также некрополи Долины Царей и Долины Цариц, представляют собой яркие свидетельства египетской цивилизации времен ее наибольшего расцвета.
Включен в Список Всемирного наследия в 1979 году, по критериям I, III, VI как объект культурного наследия.
Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнакский и Луксорский храмы — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.
На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых (долина Царей и долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16—14 вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.
Данный комплекс включает в себя: Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III), Рамессеум, Колоссы Мемнона, Долину вельмож (Долина знати), Долину цариц, Долину царей (Долина фараонов)
Одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Египте, относящихся к древнему периоду, являются археологические памятники Древней Нубии от Абу-Симбела до Фил.
Нубия – историческая область в
долине Нила, на территории которой
в древности в
Абу-Симбел – скала на западном берегу Нила, и именно в ней были высечены два знаменитых древнеегипетских храма примерно в XIII веке до нашей эры. Один из них, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамсеса II, а второй, меньший, - в честь его первой жены, царицы Нефертари. Рамсес II приказал построить большой храм в честь его победы над хеттами. В первом храме, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. Поскольку войскам царя покровительствовали три бога – Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Статуи достигают 20 м в высоту.
В 60-х годах была проведена уникальная
операция - храмы в Абу-Симбеле
были аккуратно распилены и
Данный храм был включен в список Всемирного культурного наследия не только как произведение древнего искусства, но и как представление инженерной мысли того времени.
Таким образом, храм Рамсеса II, а также остальные памятники Древней Нубии, представляют собой грандиозный комплекс сооружений, представляющих культуру того времени. По данному комплексу можно составлять суждения о культуре, религии древних египтян, о влиятельности и могуществе Древнего Египта, в том числе и его царей. Объекты ЮНЕСКО в Древней Нубии в целом несут колоссальное значение для мировой культуры человечества.
Греция в 1981г. ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО. С тех пор 17 памятников и археолог. мест (1.6% от общего числа объектов) числятся в Списке Юнеско.
• 15 объектов включены по культ. критериям
• 11 из них признаны шедеврами человеческого гения
• 2 причислены к культурно-природному наследию
Первый занесенный объект – Храм Апполона Эпикурейского (1986г.), последний – Старый горд Корфу (2007г.)
В Греции находятся памятники различных исторических эпох, начиная с древности ( Пифагорея и храм Геры на Самосе – 3000 до н.э.), античности и заканчивая Средневековьем ( Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г)
Список объектов (некоторые)
v Храм Апполона Эпикурейского, 5 в. до н.э., 1986г.
v Руины г. Дельфы, 4 в до н.э., 1987г.
v Афинский Акрополь, 436г. до н.э., 1987г.
v Духовный центр православия на горе Афон, 1988г.
v Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., 1988г.
v Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г.
v Древний город Мистра, Лакония, 1249г., 1989г.
v Археологические памятники Олимпии, 10 в. до н.э., 1989г.
v Византийские монастыри Дафни, Осиос, Лука, Неа МОни, 10-12 века, 1990г.
v Археолог. памятники Микен и Тиринфа, 15-17 вв. до н.э., 1999г.
v Истор. центр с монастырём Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на о. Патмос, 10в., 1999г.
v Старый город Корфу, о. Керкира, 7 в. до н.э., 2007г.
В предварительном списке находятся 8 объектов.
1. Кносский дворец
2. Руины города Никополя
3. Руины города Филиппы
4. Город Лаврион
Все-таки большинство памятников Греции относятся к античной культуре и имеет особую значимость для мировой культуры в целом. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.
Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
35. Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
Включен в список в 1987 году по 1,2,3,4,6 критериям.
• Крепость, представляющая собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).
• В микенский период был царской резиденцией
• Начало строительства относится к эпохе архаики
• Разрушен во время греко-персидских (V в. до н.э.) войн и затем восстановлен афинянами
• С 447 г. до н.э. (при Перикле) строительством руководил Фидий
Весь комплекс состоит из нескольких зданий и сооружений:
Комплекс Афинского акрополя
• Парфенон (Храм Афины Девы), архитекторы – Иктин и Калликрат, скульптор - Фидий
• Статуя Афины Промахос
• Храм богини Ники Аптерос. В честь богини победы после греко-персидских войн.
• Храм Эрехтейон с «портиком кор». Храм построен в память о споре богов ( Афины и Посейдона).
• Пропилеи- ворота в Акрополь.
• Театр Одеон был сооружен в 161 г. Геродом Аттиком
• Пинакотека -картинная галерея находилась рядом с парадным входом с левой стороны.
Фризы(декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающая или обрамляющая ту или иную часть архитектурного сооружения) Парфенона:
• Рождение Афины
• Мойры
• Битва с амазонками
• Битва олимпийских богов с гигантами
• Битва кентавров и лапифов
Много греческих памятников из Акрополя хранятся в музеях Германии, Англии тк Акрополь был разграблен ими и ценности вывезены.
Афинский Акрополь место древнейшего поселения в Аттике. В 7-6 веке до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент).
Фидий, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.
В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.
Хронология Акрополя
Священный утёс Акрополя почитается как святыня вот уже 4000 лет.
В 1802 г. английский посол в Константинополе лорд Элгин изъял с Парфенона и с других храмов Акрополя более 90 скульптур, увезённых им в Англию, чем причинил памятнику даже больший ущерб чем его обстрел венецианцами во время войны против турок в 1687 г.
Британский музей, в распоряжении которого сейчас находятся фрагменты, разделяет с Грецией исключительную возможность восстановить Парфенон и тем самым вызвать к жизни уникальное культурное событие мирового значения, вернув фрагменты на Акрополь в 2004 г.
Свидетельства первых поселений на священной скале относятся к неолитической эпохе (4.000 лет до н. э.). Уже в раннюю микенскую эпоху, в 16-ом веке до н. э. скала укрепляется стенами и строится царский дворец.
В 334 г. до н. э. Александр Великий, собравший под свои знамёна всех эллинов, совершил в Парфеноне возлияние богам за победу на реке Гранике. В эллинистические времена Деметрий Полиоркет превратил Парфенон в свой дворец, где устраивал свои знаменитые пиршества и оргии.
В византийские времена Парфенон был превращён в христианский храм Святой Софии и позднее Пресвятой Афинской Богоматери. Эрехтейон также стал храмом Богоматери. В Пропилеях разместились храмы Пресвятой Троицы и Архангелов Михаила и Гавриила.
Акрополь стал символом античной эстетики. Он вдохновляет художников и поэтов всех эпох и всех направлений. ЮНЕСКО использует изображение Парфенона в качестве своей эмблемы.
Археологические памятники Олимпии относятся к 10 в.. до н.э.
Объект внесен в список в 1989г. по I, II, III, IV, VI признакам.
Олимпия — одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.
Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации