Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу  окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные  работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле.

После его смерти третьим и последним  архитектором стал Камил Гилберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда  и главный художник-модернист  того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

Внутри Трёхнефное пространство храма  с 28 величественными колоннами условно  разделяет по вертикали на две  сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нём размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов.

Ка́рлов мост — мост в Праге через реку Влтава, соединяет районы Праги Малая Страна, и Старый Город. Построен в эпоху Средневековья. На мосту расположены 30 скульптур. Длина моста 520 м, ширина — 9,5 м. Мост опирается на 16 мощных арок, облицованных тёсаными квадрами из песчаника. На сегодняшний день является единственным в своём роде произведением средневекового искусства.

Мост был задуман Карлом IV. Строительство  моста продолжалось с 1357 года до начала XV века. Оно было поручено Петру Парлеру. Входную мостовую башню на староместском  берегу построила Мастерская Петра  Парлера около 1380 года.

Восточная мостовая башня является проходом с моста в Старый Город. Эта башня — одна из самых красивых средневековых построек подобного типа в Европе. Её украшает фигурная пластика высокого художественного уровня, гербы земель империи Карла IV; над воротами размещены изображения зимородка. Скульптуры, изображающие святого Вита (покровителя моста), Карла IV и Вацлава IV находятся на втором этаже. Скульптуры покровителей земли чешской — святого Войтеха и святого Сигизмунда расположены на самом верху. Заслуживают внимания также сетчатые своды в проезде западной башни.

Когда в 1648 году Прагу осаждали шведы, были уничтожены скульптуры, богато украшавшие портал башни, обращённый к Граду.

В период барокко мост был украшен  уникальной галереей скульптур, созданных  лучшими мастерами того времени: Матиашем Б. Брауном, Яном Брокофом и его сыновьями Михалом и Яном, а также Фердинандом Максимилианом. Всего скульптур и скульптурных групп на мосту 30, большинство из них были установлены в период с 1683 по 1714 год.

Среди них такие как:

  1. «Видение св. Луитгарды» (1710), автором которой был М. Браун, считается самой красивой скульптурной группой из установленных на мосту
  2. Группа «Св. Крест» — самая древняя скульптурная группа, датируется 1657 годом
  3. Работа Брокофа, изображающая турка, стерегущего находящихся в плену христиан, установлена в 1714 году и считается самой популярной скульптурной группой

44. Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.

В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением и глубиной философской мысли, утонченностью эстетического мышления. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы, всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. Византийская культура положила начало сложному и длительному процессу формирования христианства. Христианство навеки впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым  Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

45. Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности.

Белокаменные памятники Владимира  и Суздаля.

Они относятся к XII-XIII векам и  объекты включены по 2, 4 критериям  в 1992 году. В данный комплекс входят Храм Покрова на Нерли, Успенский  собор, Золотые Ворота, Димитриевский собор, Суздальский Кремль с Рождественским собором и др.

Значение: по критериям как памятник Православной культуры

Я более подробно расскажу о Храме  покрова на Нерли и о Суздальском  кремле.

Храм Покрова на Нерли.

Это белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Церковь Покрова построена на рукотворном  холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая  гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто  церковь Покрова называют самым  красивым русским храмом.

Суздальский Кремль — древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям — 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города.

Архитектурный ансамбль Кремля

Рождественский собор (1222—1225)

Архиерейские палаты (XV—XVIII вв)

Никольская церковь (1766)

Первая постройка собора относится  к XI веку, ко времени княжения Владимира  Мономаха. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте  построено новое, из белого камня. Оно  простояло до XVI века. В 1528 белокаменные стены разбираются до аркатурного пояса с женскими масками и заменяются кирпичными. Трёхглавый собор получает пятиглавое завершение и в XVII веке расписывается изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII вв.

Рождественский собор — первый городской храм, предназначенный  не только княжеской семье. Находится  в центре кольца земляных валов, в  излучине реки Каменки. За свою историю  храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и др.

46. Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация.

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории  культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Примерные хронологические рамки  — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях  — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительные черты эпохи Возрождения:

• светский характер культуры

• антропоцентризм (то есть интерес к человеку и его деятельности).

• появление интереса к античной культуре, её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Дж. Вазари. В современном значении термин был введён французским историком XIX века Ж. Мишле.

Итальянское Возрождение делят  на 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-ая половина 13 века  — начало 14 века) - треченто

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Архитектура. В конце XIII века во Флоренции  возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Скульптура. Ранее всего искусство  проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, А. ди Камбио, А. Пизано).

Живопись представлена двумя художественными  школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто! Художники Возрождения считали его реформатором живописи.

2. Раннее Возрождение (15 век) - кватроченто

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Архитектура. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Ф.Брунеллески (купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, палаццо Питти,).

Л. Б. Альберти создал новый тип  городского дворца (палаццо Ручеллаи),

Скульптура. Л. Гиберти – восточные  двери баптистерия Санта-Мария дель Фьоре, Донателло – статуя Давида,

Живопись. Мазаччо – фреска «Троица», Ф. Липпи, П. д. Франческа, А. Мантенья, Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», «Весна» 

3. Высокое Возрождение (первые 20 лет 16 века)

Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II.

Античное изучается теперь более  основательно, воспроизводится с  большей строгостью и последовательностью. Напоминания о средневековье совершенно исчезают. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Архитектура. Д. Браманте – собор  св. Петра в Ватикане, А. Сангалло – палаццо Фарнезе в Риме, Я. Сансовино. Микеланджело – купол  собора Св Петра, Рафаэль – церковь  Сан'Элиджо дельи Орефичи.

Скульптура. Микеланджело – «Давид», «Пьета»

Живопись. Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», «Джоконда». Микеланджело Буонаротти – роспись  свода и фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане.

Рафаэль Санти – Сикстинская  Мадонна, «Мадонна Конестабиле», роспись станц Ватикана, «Афинская школа», «Донна Велата»

Тициан Вечеллио – «Вознесение  Марии», «Венера Урбинская», «Кающаяся  Мария Магдалина»

4. Позднее Возрождение (30-ые —  90-ые годы 16 века)

Искусство и культура этого времени  очень разнообразны по своим проявлениям. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации