Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

Архитектура (Джулио Романо, Вазари, Амманати)

Скульптура (Бенвенуто Челлини, Джамболонья)

Живопись (Пармиджанино, Понтормо, Джулио Романо, Бронзино )

47. Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО включен исторический центр Флоренции  по 1,2,3,4 и 6 критериям.

Значение: Флоренция — это символ ренессанса. Именно в этом месте  собраны творения таких великих  людей/личностей как Джотто, Брунеллески, Боттичелли и Микеланджело.

 Мне бы отдельно хотелось рассмотреть великолепный памятник культуры эпохи Возрождения.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Строился собор около шести  веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным  во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.

Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен (в  начале южной стены, под барельефом с Благовещением видна дата: 1310 год). Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 г. в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 г. гильдия торговцев шерстью взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.

С 1349 г. работы возобновились под  руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360—1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.

Карл V сказал по поводу кампанилы: «…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам».

К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве  на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.

Собор был освящён в 1436 г., но фасад  был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить  его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис.

Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта  и полукруглую апсиду.

В архитектурном плане примечательны  купол, созданный по проекту Филиппо  Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары). Дуомо, он же — собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90 000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.

48. Европейская культура эпохи северного Возрождения.

Общепринятое, но условное понятие  «Северное  Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским   Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже 14 и 15 вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно, получивших своё полное гуманистическое выражение в 15—16 вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).

Истоки нового, реалистического  в своей основе искусства Нидерландов  и Франции следует искать на рубеже 14 и 15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства.

Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер. Х. Мульчер, К. Виц). Собственно  Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. и закончилось уже в 1530—40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524—26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, X. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.

Во Франции искусство Возрождения  развивалось на основе богатых местных  готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства 15 в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона. Со 2-й половины 15 в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королеских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).

Элементы стиля  Возрождения  в искусстве Англии (в большой  мере под влиянием работавшего в  Англии X. Хольбейна Младшего) нашли  выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве.

В Дании, Швеции и Финляндии черты  Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и  общественных зданий.

Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями, обладая, однако, и местным своеобразием (Н. Гонсалвиш). Архитектурный стиль "мануэлино" (нач. 16 в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.

Крупными центрами культуры и искусства  Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы — Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в 15 — начало 16 вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми романскими и готическими традициями (постройки Юрая Далнатинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире. 1468-нач. 16 в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М

Главная же причина, по которой термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть – в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Для формирования возрожденческого мировосприятия в романских странах, на юге Европы, колоссальное значение имело влияние античного наследия. Оно задавало идеалы и образцы светлого, жизнеутверждающего характера. Влияние античной культуры для Северного Возрождения незначительно, оно воспринималось опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. В раздробленной на сотни крохотных феодальных государств Германии было объединяющее начало: ненависть к католической церкви, обложившей страну поборами и обременительными регламентациями духовной жизни. Поэтому одно из главных направлений борьбы за «царство Божие на земле» – борьба с папством за реформирование церкви. Юг Европы будет задет процессами реформации в значительно меньшей степени.

В отличие от Италии, Возрождение  пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV–XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени. В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Очень ярко в них выразилась и идея Божественной гармонии; религиозность заметна даже в самых мелких деталях полотен французских, немецких и голландских мастеров: кажется, что они обожествляют каждый листочек на дереве и каждую травинку на земле. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм. Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Это свойственно произведениям Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера, стремившегося соединить готические натурализм и экспрессивность с идеализацией классицизма. В произведениях многих художников натурализм порой приобретал грубые и даже отталкивающие формы. Другая особенность искусства этого периода — экспрессивность. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированны. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Мистицизм и отстраненность, присущие живописи мастеров Северной Европы, сочетаются с элементами конкретики: художники облачают персонажей в современную одежду, тщательно выписывая ее детали. Основоположниками Северного Возрождения по праву считаются нидерландские живописцы братья Ян ван Эйк и Хуберт ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, работавшие в XV в. По своей стилистике живопись Северного Возрождения неоднородна: в Нидерландах она отличалась чертами пантеизма и натурализма, в Германии ей был свойствен мистический спиритуализм (что особенно заметно в творчестве М. Грюневальда), а во Франции — сенсуализм. Главная же причина, по которой термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть – в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

49. Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения.

Бременская ратуша — одно из самых значительных готических сооружений и один из наиболее ярких примеров так называемого «везерского ренессанса». В июле 2004 г. вместе с символом города — Бременский Роландом — Бременская ратуша была внесена в список Всемирного культурного наследия человечества. В здании ратуши заседает Сенат, здесь находятся кабинеты президента Сената и бургомистра вольного ганзейского города Бремена.

Бременская ратуша расположена в центре Старого города на Рыночной площади. Напротив ратуши находится Шюттинг, прямо перед ней стоит знаменитая статуя Роланда, справа от ратуши — Бременский собор, памятник Бисмарку и современное здание городского парламента. Слева от Ратуши находится церковь Пресвятой девы Марии. У западной стены ратуши установлена знаменитая скульптура «Бременских музыкантов» работы Герхарда Маркса.

К 1400 г. власти процветающего города Бремена приняли решение о  строительстве новой ратуши. Готическое здание в два этажа с большими залами — Нижним и Верхним — было построено в 1405—1410 гг. В северной части здания располагались отдельные комнаты. Вместе с новой ратушей на Рыночной площади появились статуи императора и семи курфюрстов, а у восточной и западной стен ратуши — скульптурные изображения пророков и мудрецов. Зубчатый венец башни и оборонительная галерея не сохранились.

В 1600 г. бременский сенат посчитал, что скромный облик готической ратуши не соответствует её представительским  целям и принял решение о перестройке, которая была проведена в стиле «везерского ренессанса» в 1608—1612 гг. по проекту бременского архитектора Людера фон Бентхайма. Окна в здании были увеличены в размере, а средняя часть здания была снесена. В результате реконструкции у здания появился большой стеклянный эркер, увенчанный фламандским фронтоном. Фасад ратуши в стиле везерского ренессанса украшен многочисленными рельефами и скульптурами людей, ангелов и сказочных животных. Декоративные элементы фасада были выполнены по проектам мастеров нидерландского ренессанса: Ганса Вредемана де Вриса, Хендрика Гольциуса и Якоба Флориса.

С течением времени у здания появились  различные пристройки. В 1909—1913 гг. к старинному зданию была пристроена Новая ратуша с медной крышей в стиле неоренессанса.

Благодаря самоотверженности граждан  города Бременская ратуша уцелела в  бомбардировках Второй мировой войны, разрушивших более 60 % зданий в городе. Последняя реконструкция исторического здания проводилась в 2003 г.

Ратуша и статуя Роланда  на Рыночной площади в городе Бремен

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации