Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат
Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.
Специальные темы
Кроме основных направлений ЮНЕСКО развивает ряд специальных тем, требующих междисциплинарного взаимодействия. В настоящее время в фокусе организации находится Африка и гендерное равенство. Другими специальными темами являются изменения климата, диалог между цивилизациями, малоостровные государства, молодежь, языки, решение проблем-последствий конфликтов и природных бедствий.
Всемирное наследие – выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года.Основная цель Конвенции – привлечение международных инструментов для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов.Для усиления эффективности работы Конвенции были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия.В 1976г.был создан Фонд Всемирного наследия. Существенная часть ежегодного бюджета Фонда выделяется на международное содействие, которое оказывается по 5 основным направлениям: предварительное содействие, неотложная помощь, обучение, техническое содействие, содействие в просветительской, информационной и рекламно-пропагандистской деятельности.По линии Фонда Всемирного наследия, функционирующего в рамках Конвенции, государства-участники могут получать финансовую, экспертную и техническую помощь по сохранению своих национальных объектов, включенных в Список. Однако это не распространяется на государства, не выплатившие в Фонд регулярный взнос, который составляет 1% от их взноса в ЮНЕСКО.Фонд образуется за счет обязательных и добровольных взносов государств-участников и частных доноров.Комитет всемирного наследия выделяет средства из фонда в зависимости от насущности проблем.Как правило, помощь предоставляется странам-участницам для сохранения находящихся на территории культурных или природных объектов,уже фигурирующих в списке угрожаемых или только что оказавших под угрозой объектов.Существует 3 категории финансовой помощи: 1)подготовительная помощь;2)помощь в сохранении и управлении;3)скорая помощь.
25. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
Страны:
1. Италия-44
2. Испания-41
3. Китай-40
8. Россия-24
Значение: благодаря списку все объекты, которые находятся на грани уничтожения сохраняются, восстанавливаются, могут радовать туристов со всего мира. Важно, что в лист попадают памятники со всех уголков света ( есть такие страны как Камбоджа, Лаос, Оман), что привлекает внимание людей к малым культурам и народностям, их культуре. Список объединяет все страны мира, перед угрозой исчезновения материальных ценностей, заставляет их сотрудничать в культурной сфере.
История формирования:
1972- ЮНЕСКО принял конвенцию
об охране всемирного
В 1978- существенные дополнения к определению ценностей, которые вносятся в список ( попасть в список стало проще).
1976-комитет Всемирного
1978-первые объекты включены
Цель списка: сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своем роде.
1988- РФ ратифицировали конвенцию
1990- внесены в список первые Рос. объекты.
1992 год — двадцатая годовщина принятия Конвенции о всемирном наследии, создание Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и утверждение Комитетом всемирного наследия категории «культурный ландшафт», что сделало Конвенцию о всемирном наследии первым международным правовым инструментом по идентификации и защите культурных ландшафтов.
1994год – для достижения
1994 год – ЮНЕСКО начинает проект « Участие молодежи в сохранении и развитии всемирного наследия» с целью разработать новые образовательные подходы для вовлечения молодежи в процесс сохранения и развития наследия.
2002 год – ООН объявляет 2002
год Годом культурного
Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия. Это произошло на второй сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила в Вашингтоне с 5 по 8 сентября 1978 года под председательством Фиркша Багхедзаде, руководителя Иранского Центра археологических исследований. В сессии принимали участие представители 13 стран-участниц комитета, 5 стран, не входящие в комитет и 10 различных международных организаций. Предварительно страны- участники предоставили в Комитет списки объектов- кандидатов для включения в Список ВН. Таким образом, первооткрывателями Списка всемирного наследия стали:
- Польша:, соляная шахта в Величке, исторический центр Кракова;
-Германия: кафедральный собор в г.Ахен
-Эквадор: Галапагосские
- Канада: памятник Л Анс-о-Медоуз, нац. Парк Наханни
-США: парк Йеллоустоун, Меса-
-Эфиопия: нац.парк Сфмен,
-Сенегал: остров Горе.
Всего на данный момент памятников-936
Культурные-725
Природные-183
Смешанные-28
Культурные критерии
I. Объект представляет собой
шедевр человеческого
II. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
III. Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
IV. Объект является выдающимся
примером конструкции,
V. Объект является выдающимся
примером человеческого
VI. Объект напрямую или
Культурные критерии для включения в список всемирного наследия.
Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами появились природные объекты и для них список из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них. Критерии разъясняются в "Руководстве по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия".
Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до нашей эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века (мезолита) (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века (неолита), который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до н. э.. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.
Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время позднего палеолита - примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Главными «живописцами» той далекой эпохи стали кроманьонцы, населявшие Западную Европу в те времена. Средства к существованию они добывали в основном групповой охотой на мамонтов, пещерных медведей, волосатых носорогов, зубров, оленей, диких лошадей. Именно они оставили на стенах пещер свои рисунки, сделанные при помощи естественных красителей и окисей металлов. Краску они наносили либо руками, либо при помощи кисточки из трубчатой кости с пучком шерсти какого-нибудь из диких животных на конце, а иногда и просто выдували цветной порошок через трубчатую же кость. Ученые считают, что подобная пещерная живопись имела не только декоративные цели. Изображения животных, вполне возможно, охотничьи племена использовали и для совершения разного рода религиозно-магических церемоний.
Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом-тринадцатом тысячелетиях до нашей эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.
Для неолита, энеолита и раннего бронзового века в Европе еще более характерны мегалитические постройки (от греческих слов «мега» - большой и «литос» - камень). Это гигантские, особенно по тем временам, сооружения различной формы: дольмены (гробницы с каменными столбами и перекрытиями), менгиры (отдельные вертикально поставленные камни), кромлехи (круговые менгиры), каменные ящики и галереи. Древние люди сооружали их из одного или многих блоков необработанного, а иногда и грубо обработанного камня. В большинстве своем эти постройки служили для погребений или были связаны с погребальными культами. Но некоторые из них, по мнению ученых, были своего рода астрономическими обсерваториями.
Мегалиты получили в Западной Европе широкое распространение. Имеющиеся карты свидетельствуют о том, что главная полоса их местонахождения протягивается вдоль побережья Атлантики, ее морей и заливов - от Португалии и Испании, через Францию, Ирландию и Южную Англию до Дании и Южной Швеции. На этой территории обнаружены тысячи мегалитических построек: во Франции их примерно 5000, на Британских островах - около 2000, в Дании - около 3000. Это преимущественно могильники. Циклопических сооружений, естественно, значительно меньше. Но тем больший интерес они вызывают. В Списке объектов Всемирного наследия представлены два мегалита, относящиеся к числу самых уникальных. Это археологические памятники в долине р. Войн, а также Стонхендж (Стоунхендж) и Эйвебери.
Первобытная культура дала миру такие замечательные памятники, представляющие особую ценность для человечества, как пещеры Ляско (Франция) и Альтамира (Испания).
Пещера Ласко была случайно открыта французскими школьниками из города Монтиньяк в 1940 году. Открытие стало сенсацией, хотя сначала подлинность открытых в пещере наскальных рисунков подвергалась сомнению. Но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке и признала их истинными, а возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет.
Пещера имеет длину в 250 м и
разделена на несколько комнат, каждая
из которых имеет своё название (например,
кошачий глаз, зал быков, неф,
пассаж, апсида). Стены пещеры украшены
многочисленными петроглифами, среди
которых встречаются
Практически с первых же дней обнаружения этой галереи наскальной живописи, к пещере Ласко началось паломничество туристов, что поставило под угрозу сохранность исторического памятника. Уже в 1955 году были зафиксированы первые признаки разрушения рисунков. Несмотря на усилия ученых, ситуация с каждым годом ухудшалась. И в апреле 1963 года доступ в Ласко для широкой публики был запрещен.
После завершения восстановительных
работ международная комиссия пришла
к выводу, что наскальные рисунки
можно считать спасенными, но ненадолго.
Ученым предстоит еще сложная
исследовательская и
Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации