Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

Тойнби говорит о существовании  в истории 36 цивилизаций, среди которых  им, прежде всего, выделяются получившие полное развитие и неудавшиеся (несторианская  христианская, монофизитская христианская, дальне-западная христианская и др.). Цивилизации, получившие полное развитие, он подразделяет на независимые и сателитов. Первые, в свою очередь, делятся на цивилизации, не связанные с другими (среднеамериканская, андская), цивилизации, не являющиеся производными от других (шумеро-аккадская, египетская, эгейская и др.); цивилизации, порожденные иными (сирийская, африканская, православно-христианская, западная и др.).

В истории России Гумилев выделяет две цивилизации: первая – Древняя  Русь, киевско-славянский суперэтнос, пассионарность которого угасла в XII–XIII вв. под ударами монгольского нашествия; вторая – Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монгольских завоевателей.

Неоднозначность критериев и познавательных целей, на базе которых осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить и дать одну единственную типологию культуры нельзя. Этим и объясняется то, что современное культурологическое знание представлено различными типологиями культур. Знакомясь с различными типологическими моделями, важно осмыслить и выделить четко, какие познавательно-исследовательские задачи ставились авторами тех или иных типологий культуры и какие критерии для выделения типов культур были положены в их основу.

10. Социально-психологические  предпосылки взаимодействия культур  (экстраверты и интроверты).

Взаимодействие культур - особый вид  непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей  мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений.

Одной из главных предпосылок  взаимодействия культур в большинстве случаев  является их изначальная схожесть, наличие общих культурных ценностей. Это облегчает «диалог культур». Именно «родство» позволяет людям не пугаться представителей других культур, а относиться к ним с интересом, перенимая традиции, обычаи и т.п. и ведет к ассимиляции.

Уровень развития национальной культуры также очень важен. Чем более  она развита, тем более способна к включению в сферу духовного общения ценности культуры различных наций и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности. Характер восприятия зависит как от содержания ценностей культуры, так и от комплекса индивидуально-личностных особенностей воспринимающего. Восприятие ценностей культуры осуществляется на основе сравнения прежнего опыта и нового.

Международная политика государства  является не менее важной предпосылкой к взаимодействию культур. Формирование политических, экономических и прочих контактов обуславливает формирование и контактов духовных. Культурный диалог, облегчает взаимодействие во всех других сферах, т.к. государства, не понимающие друг друга, не смогут адекватно решить общие проблемы. Россия акцентирует на этом внимание и посвящает каждый год культуре той или иной страны. Год 2011 – год Италии в России.

Существуют и другие предпосылки  взаимодействию культур, но выше представлены одни из наиболее важных.

Все люди как биологический вид  одинаковы

Но по склонности к внешним контактам различают культуры экстраверты и интроверты.

Экстраверты - легко налаживают контакты, готовы к межкультурному диалогу.

Интроверты – самоизолируются  от других культур и их влияния, в  этом плане консервативны и замкнуты.

На это влияет:

- территориальное расположение

- психобиологический уровень представителей  культуры:

стереотипы (Россия- некультурная страна; все русские – дикари)

уровень раскрученности бренда культуры (русские=мафия)

уровень имиджа (русские=шапка ушанка)

образ (Россия – холодная страна, страна преступников)

- социальные аспекты:

Экономические условия(бедность страны, богатство)

Выгодность развития  торговых отношений с этой страной 

11. Теоретическое осмысление взаимодействия культур (Л. Фробениус, К. Ясперс, М.М. Бахтин).

ФРОБЕНИУС

Л.Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций, посвященных  исследованию материальной культуры народов  Африки. Культура для него есть некое  органическое существо. В своей аналогии культуры и организма он нередко доходит до их отождествления. Л.Фробениус утверждает, что культуры рождаются, живут и умирают, как и другие живые существа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. Культура рождается из природных условий. Она нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное направление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. В то же время культура не может обходиться без человека, так как у нее нет ног. Поэтому человек - носильщик культуры.Впоследствии Л.Фробениус назвал свою теорию морфологией культуры, особо выделяя в ней такие разделы, как "анатомия" и "физиология" культуры.

Позднее, развивая свой тезис об аналогии культур и организма, Л.Фробениус  подразделил культуры на мужские  и женские. В Африке он различал два  типа культур в соответствии с  этим положением: "теллурическо-эфиопско-патриархальную" и "хтоническо-хамитическо-матриархальную". "Теллурическое", по его определению, означает "растущий из земли вверх", "хтоническое" - "углубляющийся корнями в землю". Оба типа культур тесно связаны с растительным миром. "Теллурическая" родилась в зоне африканских саванн, "хтоническая" - в Сахаре и Северной Африке. "Теллурическая" как бы стремится вверх, и это проявляется в особенностях материальной и духовной культуры. Для нее характерны свайные жилища, свайные амбары, кровати на ножках; душа этой культуры поднимается вверх, как растение; человек здесь взбирается вверх по иерархической лестнице возрастных классов - патриархальная культура. "Хтоническая" матриархальная культура стремится зарыться в землю: существуют подземные жилища, зернохранилища, земляные печи, циновки, идеи о подземном мире душ и т. д. Л.Фробениус полагал, что у культуры есть душа (пайдеум).

БАХТИН

Методология взаимодействия культур, в частности, диалога культур, была разработана в трудах М. Бахтина. Диалог по М. Бахтину - это взаимопонимание, и в то же время сохранение своего мнения, слияние с ним, и сохранение своего места. Диалог - это всегда развитие, взаимодействие, объединение, а не разложение, показатель общей культуры общества. По М. Бахтину, каждая культура живёт только в коммуникации с другой культурой, великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников её жизнедеятельности.

Диалог двух культур возможен при  наличии или возникновении общей  ментальности. Диалог культур - это проникновение в систему ценностей той или иной культуры, уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального, ведущий к взаимообогащению и вхождению в мировой культурный контекст. В диалоге культур важно увидеть общечеловеческие ценности взаимодействующих культур. Одним из главных объективных противоречий, свойственных культурам всех народов мира, является противоречие между развитием национальных культур и их сближением. Поэтому необходимость диалога культур является условием самосохранения человечества. А формирование духовного единства есть результат диалога современных культур.

Европейская культура диалогична: она  основана на стремлении понять иное, на обмене с другими культурами, на дистанционированном отношении к самой себе. В развитии мирового социокультурного процесса важную роль играет диалог культур Запада и Востока, который приобрел в современных условиях всечеловеческую значимость. В этом диалоге Россия занимает особую роль, являясь своеобразным мостом, связывающим Европу и Азию. 

ЯСПЕРС

Карл Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные.

«диалоговый подход», в рамках которого культура вообще возможна как «встреча», диалог культур. Диалог ведет к общению  в контексте всемирной истории; общение это не линейное, поэтому  пространственно-временные пересечения  в культурных мирах невозможны. Необходимо взаимопонимание и установление взаимодействия культур. Так, знаменитый немецкий историк К. Ясперс предсказывал общую для человечества историю с единством всех культур. Он разделил историю человечества на три фазы: доисторическую, охватывающую время возникновения языка и рас до начала исторических культур; историю, начавшуюся 5 тыс. лет назад в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе в результате завоеваний; мировую историю, формирующуюся с начала XX в. Единство человечества основано на замкнутости нашей планеты, общности, хронологии единого времени и происхождения людей, способности к пониманию, вере в единого бога. По словам Ясперса, человек больше не замкнут в себе, открыт для новых безграничных возможностей. Началом общей истории человечества является пробуждение духа. Связь между народами не родовая, а духовная. Важным основанием такого утверждения является тот факт, что очаги напряженной духовной жизни возникали в разных, далеких друг от друга культурах. Не случайно почти одновременно за 600 лет до н.э. появились мощные духовные движения, родоначальниками которых были в Персии – Заратустра, в Индии – Гаутама, в Китае – Конфуций, у иудеев – пророки, в Риме – царь Нума, в Элладе – философы-дорийцы, ионийцы. Единство становится целью человека. Простыми словами, Ясперс и Бахтин придерживались одной «диалоговой» идеи взаимодействия культур.        

12. Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация.

В научной литературе существуют различные  определения цивилизации.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) —

 1)общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

3) стадия всемирного исторического  процесса, связанная с достижением  определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства  при относительной независимости  от природы дифференцированности общественного сознания);

4) локализованное во времени  и пространстве общество. Локальные  цивилизации являются целостными  системами, представляющими собой  комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.

На сегодняшний день существует три наиболее ярких представления о будущем мировой культуры, мировой цивилизации:

1. Радикально-глобалистская, согласно которой национальные государства и национальные культуры будут сближаться в единое гос-во и единую культуру.

2. Умеренно-глобалистская, согласно которой  при увеличении  общего  в  культуре  народов   сохранится  и  собственная культура.

3.   Антиглобалистская,   согласно   которой   глобализация только усиливает различия между культурами и может вызвать конфликт цивилизаций (этого мнения придерживается американский исследователь С. Хантингтон)

Некоторые считают, что в сегодняшнем  мире происходит становление «универсальной цивилизации» Универсальной цивилизация  – культурное объединение человечества и все возрастающее принятие людьми всего мира общих ценностей, верований, порядков, традиций и институтов.

Во-первых, люди практически во всех обществах принимают определенные основные ценности, полагая, например, что убийство – это зло, и некоторые  базовые социальные институты, такие как семья, в той или иной форме. Как правило, люди в большинстве обществ имеют общее “чувство морали”. Во-вторых, термином “универсальная цивилизация” можно было бы обозначать то общее, что есть у цивилизованных обществ, например города и грамотность, то, что отличает их от примитивных обществ и варваров (в этом смысле универсальная цивилизация действительно зарождается). В-третьих, термин “универсальная цивилизация” может относиться к предположениям, ценностям и доктринам, которые сейчас разделяют многие на Западе и некоторые в других цивилизациях. Это то, что можно назвать “давосской культурой”. Каждый год около тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов и журналистов из десятков стран встречаются в Швейцарии на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Они, как правило, разделяют веру в индивидуализм, рыночную экономику и политическую демократию, что также широко распространено среди людей западной цивилизации(но эту культуру разделяет в основном только Запад). В-четвертых, была выдвинута идея о том, что рост западных моделей потребления и популярной культуры по всему миру создает универсальную цивилизацию.

Немного более усложненная версия универсальной массовой культуры фокусирует внимание не на товарах для потребления в общем, а на СМИ, скорее, на Голливуде, чем на кока-коле. Американский контроль глобальной кино-, теле- и видеоиндустрии даже превосходит ее господство в авиационной промышленности.

Питерс предлагает использовать две  концепции культуры:

1) территориальная   (локализованная)   культура   общества или социальной группы;

2) более  широкое   понимание   культуры  как   транслокальной.

Локальная  культура  обращена  внутрь  себя   (inworld-lookinq),  а  транслокальная  культура обращена  вовне себя (outworld-lookinq).

Понятие глобализации также относится  и к переходу от территориальной  к транслокальной культуре, слиянию  эндогенного и экзогенного понимания  культуры.  Таким  образом,  Питерс   рассматривает   глобализацию как  процесс отделения культурных форм от существующих практик и их перекомбинацию с формами других культурных   практик.

13. Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие  культурного наследия.

Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи.Общечелове́ческими це́нностями являются природные и культурные ценности, обладающие значимостью для человечества в целом. Всемирное культурно-историческое наследие– это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для самоуважения . Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого человека

14. Проблема универсальности всемирного культурного наследия.

Всемирное наследие — природные  или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению  к которым являются сохранение и  популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости.

Огромную роль для  объектов всемирного наследия играют организации и документы, относящиеся к проблеме охраны мирового культурного наследия. Наиболее влиятельным  международным институтом, обладающим большим авторитетом в современном  мире, является ЮНЕСКО. В его работе отводится значительное внимание выработке нормативно-правовых основ культурного сотрудничества. К основным документам Юнеско относятся: Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 (призывает к всестороннему культурному сотрудничеству с целью обогащения и распространения различных культур), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 (закрепляет основные обязанности государств по охране объектов наследия на национальном уровне, условия финансирования, иосновные положения по работе фонда, комитетов), всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (разнообразие культур и их самобытность – основной фактор развития,главное достояние человечества), Конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003.

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации