Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат
Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.
Тойнби говорит о
В истории России Гумилев выделяет две цивилизации: первая – Древняя Русь, киевско-славянский суперэтнос, пассионарность которого угасла в XII–XIII вв. под ударами монгольского нашествия; вторая – Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монгольских завоевателей.
Неоднозначность критериев и познавательных
целей, на базе которых осуществляется
типологизация культур, свидетельствует
о том, что построить и дать одну единственную
типологию культуры нельзя. Этим и объясняется
то, что современное культурологическое
знание представлено различными типологиями
культур. Знакомясь с различными типологическими
моделями, важно осмыслить и выделить
четко, какие познавательно-
Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений.
Одной из главных предпосылок взаимодействия
культур в большинстве случаев
является их изначальная схожесть,
наличие общих культурных ценностей.
Это облегчает «диалог культур»
Уровень развития национальной культуры также очень важен. Чем более она развита, тем более способна к включению в сферу духовного общения ценности культуры различных наций и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности. Характер восприятия зависит как от содержания ценностей культуры, так и от комплекса индивидуально-личностных особенностей воспринимающего. Восприятие ценностей культуры осуществляется на основе сравнения прежнего опыта и нового.
Международная политика государства является не менее важной предпосылкой к взаимодействию культур. Формирование политических, экономических и прочих контактов обуславливает формирование и контактов духовных. Культурный диалог, облегчает взаимодействие во всех других сферах, т.к. государства, не понимающие друг друга, не смогут адекватно решить общие проблемы. Россия акцентирует на этом внимание и посвящает каждый год культуре той или иной страны. Год 2011 – год Италии в России.
Существуют и другие предпосылки взаимодействию культур, но выше представлены одни из наиболее важных.
Все люди как биологический вид одинаковы
Но по склонности к внешним контактам различают культуры экстраверты и интроверты.
Экстраверты - легко налаживают контакты, готовы к межкультурному диалогу.
Интроверты – самоизолируются
от других культур и их влияния, в
этом плане консервативны и
На это влияет:
- территориальное расположение
- психобиологический уровень
стереотипы (Россия- некультурная страна; все русские – дикари)
уровень раскрученности бренда культуры (русские=мафия)
уровень имиджа (русские=шапка ушанка)
образ (Россия – холодная страна, страна преступников)
- социальные аспекты:
Экономические условия(бедность страны, богатство)
Выгодность развития торговых отношений с этой страной
ФРОБЕНИУС
Л.Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. Культура для него есть некое органическое существо. В своей аналогии культуры и организма он нередко доходит до их отождествления. Л.Фробениус утверждает, что культуры рождаются, живут и умирают, как и другие живые существа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. Культура рождается из природных условий. Она нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное направление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. В то же время культура не может обходиться без человека, так как у нее нет ног. Поэтому человек - носильщик культуры.Впоследствии Л.Фробениус назвал свою теорию морфологией культуры, особо выделяя в ней такие разделы, как "анатомия" и "физиология" культуры.
Позднее, развивая свой тезис об аналогии
культур и организма, Л.Фробениус
подразделил культуры на мужские
и женские. В Африке он различал два
типа культур в соответствии с
этим положением: "теллурическо-эфиопско-
БАХТИН
Методология взаимодействия культур, в частности, диалога культур, была разработана в трудах М. Бахтина. Диалог по М. Бахтину - это взаимопонимание, и в то же время сохранение своего мнения, слияние с ним, и сохранение своего места. Диалог - это всегда развитие, взаимодействие, объединение, а не разложение, показатель общей культуры общества. По М. Бахтину, каждая культура живёт только в коммуникации с другой культурой, великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников её жизнедеятельности.
Диалог двух культур возможен при
наличии или возникновении
Европейская культура диалогична: она основана на стремлении понять иное, на обмене с другими культурами, на дистанционированном отношении к самой себе. В развитии мирового социокультурного процесса важную роль играет диалог культур Запада и Востока, который приобрел в современных условиях всечеловеческую значимость. В этом диалоге Россия занимает особую роль, являясь своеобразным мостом, связывающим Европу и Азию.
ЯСПЕРС
Карл Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные.
«диалоговый подход», в рамках которого
культура вообще возможна как «встреча»,
диалог культур. Диалог ведет к общению
в контексте всемирной истории;
общение это не линейное, поэтому
пространственно-временные
12. Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация.
В научной литературе существуют различные определения цивилизации.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) —
1)общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
3) стадия всемирного
4) локализованное во времени
и пространстве общество. Локальные
цивилизации являются
На сегодняшний день существует три наиболее ярких представления о будущем мировой культуры, мировой цивилизации:
1. Радикально-глобалистская, согласно которой национальные государства и национальные культуры будут сближаться в единое гос-во и единую культуру.
2. Умеренно-глобалистская, согласно которой при увеличении общего в культуре народов сохранится и собственная культура.
3. Антиглобалистская, согласно которой глобализация только усиливает различия между культурами и может вызвать конфликт цивилизаций (этого мнения придерживается американский исследователь С. Хантингтон)
Некоторые считают, что в сегодняшнем мире происходит становление «универсальной цивилизации» Универсальной цивилизация – культурное объединение человечества и все возрастающее принятие людьми всего мира общих ценностей, верований, порядков, традиций и институтов.
Во-первых, люди практически во всех
обществах принимают
Немного более усложненная версия универсальной массовой культуры фокусирует внимание не на товарах для потребления в общем, а на СМИ, скорее, на Голливуде, чем на кока-коле. Американский контроль глобальной кино-, теле- и видеоиндустрии даже превосходит ее господство в авиационной промышленности.
Питерс предлагает использовать две концепции культуры:
1) территориальная (локализованная) культура общества или социальной группы;
2) более широкое понимание культуры как транслокальной.
Локальная культура обращена внутрь себя (inworld-lookinq), а транслокальная культура обращена вовне себя (outworld-lookinq).
Понятие глобализации также относится
и к переходу от территориальной
к транслокальной культуре, слиянию
эндогенного и экзогенного
13. Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи.Общечелове́ческими це́нностями являются природные и культурные ценности, обладающие значимостью для человечества в целом. Всемирное культурно-историческое наследие– это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для самоуважения . Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого человека
14. Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
Всемирное наследие — природные
или созданные человеком
Огромную роль для объектов всемирного
наследия играют организации и документы,
относящиеся к проблеме охраны мирового
культурного наследия. Наиболее влиятельным
международным институтом, обладающим
большим авторитетом в
Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации