Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)
  • МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
  • В статье 8 говорится о создании при ООН Комитета Всемирного Наследия, оговаривается порядок выборов членов комитета, оговаривается присутствие на заседаниях комитета с совещательным правом голоса представителей различных советов, организаций (Римский центр, ИКОМОС и др.)
  • В статье 9 оговаривается начало выполнения полномочий государств, срок действия полномочий определенных членов Комитета, отбор государствами-членами Комитета своих представителей
  • В статье 10 оговариваются полномочия Комитета по созданию консультативных органов или приглашения определенных лиц/представителей на свои заседания
  • В статье 11 говорится о том, что каждое государство должно предоставить список объектов культурного и природного наследия Комитету, на основе чего Комитет составляет Список всемирного наследия, обосновывается порядок включения в список, говорится о составлении Списка объектов, находящихся под угрозой, о том, что комитет устанавливает критерии по которым объекты могут быть включены в список, о консультация с государствами-сторонниками перед принятием объектов в список, о поощрении исследований и изучений этих объектов.
  • В статье 12 говориться о не включенных в список объектов.
  • В статье 13 говориться о международных предложениях помощи по сохранению объектов,  об установлении очередности выполнения операций Комитетом, о составлении списка объектов, для которых выделяется помощь, о принятии решений по использованию средств фонда, о сотрудничестве комитета с различными организациями и о принятии решений.
  • В статье 14 говориться о Секретариате, который помогает Комитету, о подготовке документации и о повестке дня на заседаниях.
  • ФОНД ОХРАНЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
  • В статье 15 утверждается Фонд охраны всемирного наследия, который является целевым, оговариваются средства фонда и порядок взносов и помощи Фонду.
  • В статье 16 оговаривается необходимость производить каждые два года взносы государств-участников, оговаривается порядок установления суммы взноса, оговаривается заявление о возможной невыплате взносов государством и порядок изъятия этого заявления; оговаривается регулярная основа взносов, последствия для государств-участников с задолженностью.
  • В статье 17 подчеркивается роль государств-участников в создании региональных фондов и ассоциаций.
  • В статье 18 оговаривается оказание помощи ООН по определенным вопросам государствами-участниками.
  • УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ
  • В статье 19 оговаривается возможность обращения государств-участников с просьбой о международной помощи в пользу ценностей культурного или природного наследия, имеющих выдающуюся универсальную ценность, расположен- ных на его территории.
  • В статье 20 оговаривается, что международная помощь может предоставляться только объектам культурного и природного наследия.
  • В статье 21 оговаривается процедура рассмотрения заявок на международную помощь, возможность срочного рассмотрения заявок в связи с какими-либо катастрофами, возможность проведения исследований перед принятием решения о предоставлении помощи.
  • В статье 22 представлены возможные формы помощи.
  • В статье 23 гооврится о помощи, предоставляемой национальным или региональным центрам подготовки специалистов всех уровней в области выявления, охраны, сохранения, восстановления и популяризации культурного и природного наследия.
  • В статье 24 говорится о том, что перед оказанием помощи должны быть проведены всяческие исследования.
  • В статье 25 оговаривается, что финансирование помощи лишь частично должно возлагаться на международное сообщество
  • В статье 26 говорится об определении условий предоставления помощи
  • ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  1. В статье 27 оговаривается стремление государств привлечь внимание к объектам на своей территории, укрепить уважение к ним и укрепить к ним привязанность своего народа, обязательство информировать общество о грозящей объектам опасности
  1. В статье 28 говорится о принятии государством мер по ознакомлению с наследием
  • ДОКЛАДЫ
  • В статье 29 говорится о предоставлении государствами докладов о своей деятельности в области науки, культуры и образования, данные доклады доводятся до сведения Комитета, который в свою очередь предлагает на каждой очередной сессий доклаж о своих действиях в этих сферах.
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • В статье 30 говорится на каких языках составлена Конвенция.
  • В статье 31 говорится о ратификации или принятии данной Конвенции государствами-членами ООН, о порядке хранения документов.
  • В статье 32 говорится о порядке присоединения к конвенции государств, которые не в составе ООН
  • В статье 33 говорится о времени, когда вступает в действие данная Конвенция.
  • В статье 34 представлены дополнительные положения для государств-участников Конвенции
  • В статье 35 указана возможность денонсирования данной конвенции, порядок денонсирования и вступления денонсации в силу.
  • В статье 36 представлена роль Генерального директора ООН по вопросам образования, науки и культуры (в хранении документов и сообщении об их местоположении)
  • В статье 37 говорится, что конвенция может быть пересмотрена Генеральной конференцией ООН, представлены последствия создания новой конвенции в результате пересмотра.
  • В статье 38 представлен порядок регистрации конвенции в связи с Уставом ООН.

В заключение говорится о том, где  была подписана конвенция, в двух равноценных экземплярах, которые  будут помещены в архивы ООН по образованию, науке и культуре, а  копии будут направлены государствам.

Значение.

Практическое значение Конвенции  заключается в том, что был создан настоящий, полноценный документ, в полной мере представляющий и защищающий «интересы» Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО всеми возможными мерами.

22. Основные задачи и направления работы ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного и природного наследия

ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки  и культуры. Основные цели, декларируемые  организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. Устав ЮНЕСКО был подписан 16 ноября 1945 г. в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946 г. Ее штаб-квартира находится в Париже, во Франции.

В настоящее время членами организации являются 193 государства. Она поддерживает тесные связи с ООН и ее специализированными учреждениями, имеет договорные отношения с ведущими межправительственными организациями.

В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию  об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 г. К апрелю 2010 года конвенцию ратифицировали 187 стран-участниц, в их числе Россия. Почти ежегодно Комитет Всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия». Так называются природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости.

Главная цель списка Всемирного наследия (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial) — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Шесть первых критериев действуют с 1978 года и определяют культурные объекты, природные объекты включаются в список с 2002 года, когда дополнительно появилось четыре природных критерия включения. С 2005 года все 10 критериев объединены в единый список.

      Целью организации является подготовка программы активных действий и мониторинга объекта с целью скорейшего исключения его из списка разрушающихся ли находящихся под угрозой. Список объектов всемирного наследия под угрозой уничтожения появился вместе с основным списком, однако не все страны испытывают желание номинировать в него объекты, так как включение в список привлекает международное внимание к проблеме.

«Статус объекта Всемирного наследия»  даёт следующие преимущества:

• является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов,

• повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений,

• способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма),

• обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия,

• способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

Государства, на территории которых  расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства  по их сохранению.

По состоянию на 30 июня 2011 года в  списке Всемирного наследия — 936 объектов (после изменений, внесённых на 35-й  сессии, проходившей во Франции с 19 по 29 июня). Из объектов, входящих в список, 725 являются культурными, 183  — природными и 28 — смешанными.

23. Деятельность Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Деятельность

Основные направления деятельности представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Существует также ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений. С 2008 года сквозными темами объявлены Африка и гендерное равенство

Образование

ЮНЕСКО считает образование  своим приоритетным направлением деятельности с момента основания организации. После войны организация занималась восстановлением разрушенных школ и налаживанием прерванных контактов  в сфере образования в Западной Европе. В 1950-х годах организация стала также заниматься защитой прав человека в области образования. В 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. До этого момента деятельность в отношении развивающихся стран была бессистемна и в основном направлена на сообщение элементарных сведений из различных областей. После того, как в начале 1960-х годов в организацию вступили новые африканские государства, основное внимание ЮНЕСКО стала уделять развивающимся странам.

В 1990 году Программа развития ООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирный  банк провели в Джомтьене, Таиланд, Всемирную конференцию по образованию  для всех, на которой приняли решение  «универсализировать систему начального образования и сократить безграмотность» к 2000 году. Проект получил название «Образование для всех», его основу составляют одноимённые национальные проекты, ЮНЕСКО является координатором, занимается поиском источников финансирования и готовит ежегодные доклады о работе программы. В 2000 году в Дакаре, Сенегал, проходил Всемирный форум по образованию. На форуме была проведена оценка программы, базирующаяся на национальных докладах, которая констатировала, что несмотря на некоторый прогресс, ни одна из целей достигнута не была. В дальнейшем на форуме были сформулированы основная стратегия и цели программы «Образование для всех» до 2015 года. Цели включают обязательное бесплатное начальное образование, равенство полов в начальной и средней школе, повышение качества образования, комплексные меры по воспитанию детей младшего возраста, удовлетворение образовательных потребностей молодёжи и взрослых, а также повышение грамотности взрослых. Первые две цели входят также в список целей развития ООН.

В 1991 году была создана нацеленная на развитие сотрудничества среди университетов и смягчение последствий «утечки мозгов» программа УНИТВИН (англ. University Twinning and Networking), также известная как всемирная сеть кафедр ЮНЕСКО. Кафедры ЮНЕСКО занимаются обменом опытом, знаниями и технологиями в образовании, а также стажировкой преподавателей, что способствует повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований. В 2009 году состоялась вторая всемирная конференция по высшему образованию (первая прошла в 1998 году и была признана успешной). Во время второй конференции основную полемику вызвали такие вопросы как можно ли считать высшее образование общественным достоянием, возможна ли торговля в области высшего образования, рейтинги вузов.

В 1953 году была создана сеть ассоциированных  школ ЮНЕСКО, в которой принимают участие дошкольные учреждения, начальная и средняя школы, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей.

ЮНЕСКО занимается публикацией  книг, монографий, справочных материалов по образованию. Раз в два года проводятся международные конференции по образованию.

Естественные науки

ЮНЕСКО является единственным подразделением ООН, у которого науки вынесены в  название. В соответствии с этим организация рассматривает естественные науки в контексте междисциплинарного взаимодействия с образованием и культурой. ЮНЕСКО стояла у истоков таких международных проектов как Европейский центр ядерных исследований и Международный союз охраны природы. В настоящее время в своей деятельности в научном направлении ЮНЕСКО опирается на выводы Всемирной встречи по устойчивому развитию, прошедшей в 2002 году в Йоханнесбурге, и Всемирной конференции по науке, прошедшей в 1999 году в Будапеште.

Социальные и гуманитарные науки

Миссией ЮНЕСКО в области социальных и гуманитарных наук является продвижение знаний, стандартов и интеллектуальной кооперации, направленных на социальные преобразования, права и свободы человека. Помимо основной цели, претворения в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека, организация работает с такими аспектами как равенство полов и право на образование. ЮНЕСКО занимается определением текущей ситуации в обществе, перспективными исследованиями и философией, а также задаёт вектор развития.

Культура

Основой работы ЮНЕСКО в области  культуры является содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, организация перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества.

Коммуникация и информация

Отсутствие полноценного доступа  к информации во многих странах является преградой на пути устойчивого развития. Признанная одним из ключевых направлений, концепция общества знания основана на принципе свободы слова и доступа к информации, знаниям и образованию. Деятельность ЮНЕСКО в области коммуникации направлена на сокращение разрыва в данной области между развитыми и развивающимися странами. Кроме того, ЮНЕСКО осуждает нарушения свободы прессы и расправу над сотрудниками СМИ.

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации