- МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
- В статье 8 говорится о создании при ООН Комитета Всемирного Наследия, оговаривается порядок выборов членов комитета, оговаривается присутствие на заседаниях комитета с совещательным правом голоса представителей различных советов, организаций (Римский центр, ИКОМОС и др.)
- В статье 9 оговаривается начало выполнения полномочий государств, срок действия полномочий определенных членов Комитета, отбор государствами-членами Комитета своих представителей
- В статье 10 оговариваются полномочия Комитета по созданию консультативных органов или приглашения определенных лиц/представителей на свои заседания
- В статье 11 говорится о том, что каждое государство должно предоставить список объектов культурного и природного наследия Комитету, на основе чего Комитет составляет Список всемирного наследия, обосновывается порядок включения в список, говорится о составлении Списка объектов, находящихся под угрозой, о том, что комитет устанавливает критерии по которым объекты могут быть включены в список, о консультация с государствами-сторонниками перед принятием объектов в список, о поощрении исследований и изучений этих объектов.
- В статье 12 говориться о не включенных в список объектов.
- В статье 13 говориться о международных предложениях помощи по сохранению объектов, об установлении очередности выполнения операций Комитетом, о составлении списка объектов, для которых выделяется помощь, о принятии решений по использованию средств фонда, о сотрудничестве комитета с различными организациями и о принятии решений.
- В статье 14 говориться о Секретариате, который помогает Комитету, о подготовке документации и о повестке дня на заседаниях.
- ФОНД ОХРАНЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
- В статье 15 утверждается Фонд охраны всемирного наследия, который является целевым, оговариваются средства фонда и порядок взносов и помощи Фонду.
- В статье 16 оговаривается необходимость производить каждые два года взносы государств-участников, оговаривается порядок установления суммы взноса, оговаривается заявление о возможной невыплате взносов государством и порядок изъятия этого заявления; оговаривается регулярная основа взносов, последствия для государств-участников с задолженностью.
- В статье 17 подчеркивается роль государств-участников в создании региональных фондов и ассоциаций.
- В статье 18 оговаривается оказание помощи ООН по определенным вопросам государствами-участниками.
- УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ
- В статье 19 оговаривается возможность обращения государств-участников с просьбой о международной помощи в пользу ценностей культурного или природного наследия, имеющих выдающуюся универсальную ценность, расположен- ных на его территории.
- В статье 20 оговаривается, что международная помощь может предоставляться только объектам культурного и природного наследия.
- В статье 21 оговаривается процедура рассмотрения заявок на международную помощь, возможность срочного рассмотрения заявок в связи с какими-либо катастрофами, возможность проведения исследований перед принятием решения о предоставлении помощи.
- В статье 22 представлены возможные формы помощи.
- В статье 23 гооврится о помощи, предоставляемой национальным или региональным центрам подготовки специалистов всех уровней в области выявления, охраны, сохранения, восстановления и популяризации культурного и природного наследия.
- В статье 24 говорится о том, что перед оказанием помощи должны быть проведены всяческие исследования.
- В статье 25 оговаривается, что финансирование помощи лишь частично должно возлагаться на международное сообщество
- В статье 26 говорится об определении условий предоставления помощи
- ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
- В статье 27 оговаривается стремление государств привлечь внимание к объектам на своей территории, укрепить уважение к ним и укрепить к ним привязанность своего народа, обязательство информировать общество о грозящей объектам опасности
- В статье 28 говорится о принятии государством мер по ознакомлению с наследием
- В статье 29 говорится о предоставлении государствами докладов о своей деятельности в области науки, культуры и образования, данные доклады доводятся до сведения Комитета, который в свою очередь предлагает на каждой очередной сессий доклаж о своих действиях в этих сферах.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- В статье 30 говорится на каких языках составлена Конвенция.
- В статье 31 говорится о ратификации или принятии данной Конвенции государствами-членами ООН, о порядке хранения документов.
- В статье 32 говорится о порядке присоединения к конвенции государств, которые не в составе ООН
- В статье 33 говорится о времени, когда вступает в действие данная Конвенция.
- В статье 34 представлены дополнительные положения для государств-участников Конвенции
- В статье 35 указана возможность денонсирования данной конвенции, порядок денонсирования и вступления денонсации в силу.
- В статье 36 представлена роль Генерального директора ООН по вопросам образования, науки и культуры (в хранении документов и сообщении об их местоположении)
- В статье 37 говорится, что конвенция может быть пересмотрена Генеральной конференцией ООН, представлены последствия создания новой конвенции в результате пересмотра.
- В статье 38 представлен порядок регистрации конвенции в связи с Уставом ООН.
В заключение говорится о том, где
была подписана конвенция, в двух
равноценных экземплярах, которые
будут помещены в архивы ООН по
образованию, науке и культуре, а
копии будут направлены государствам.
Значение.
Практическое значение Конвенции
заключается в том, что был создан настоящий,
полноценный документ, в полной мере представляющий
и защищающий «интересы» Всемирного культурного
и природного наследия ЮНЕСКО всеми возможными
мерами.
22. Основные задачи
и направления работы ЮНЕСКО по сохранению
всемирного культурного и природного
наследия
ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and
Cultural Organization) — Организация Объединённых
Наций по вопросам образования, науки
и культуры. Основные цели, декларируемые
организацией, — содействие укреплению
мира и безопасности за счёт расширения
сотрудничества государств и народов
в области образования, науки и культуры;
обеспечение справедливости и соблюдения
законности, всеобщего уважения прав и
основных свобод человека, провозглашённых
в Уставе Организации Объединённых Наций,
для всех народов, без различия расы, пола,
языка или религии. Устав ЮНЕСКО был подписан
16 ноября 1945 г. в Лондоне и вступил в силу
4 ноября 1946 г. Ее штаб-квартира находится
в Париже, во Франции.
В настоящее время членами организации
являются 193 государства. Она поддерживает
тесные связи с ООН и ее специализированными
учреждениями, имеет договорные отношения
с ведущими межправительственными организациями.
В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию
об охране всемирного культурного и природного
наследия, которая вступила в силу в 1975
г. К апрелю 2010 года конвенцию ратифицировали
187 стран-участниц, в их числе Россия. Почти
ежегодно Комитет Всемирного наследия
проводит сессии, на которых присуждается
«статус объекта Всемирного наследия».
Так называются природные или созданные
человеком объекты, приоритетными задачами
по отношению к которым являются сохранение
и популяризация в силу их особой культурной,
исторической или экологической значимости.
Главная цель списка Всемирного наследия
(англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial) — сделать
известными и защитить объекты, которые
являются уникальными в своём роде. Для
этого и из-за стремления к объективности
были составлены оценочные критерии. Шесть
первых критериев действуют с 1978 года
и определяют культурные объекты, природные
объекты включаются в список с 2002 года,
когда дополнительно появилось четыре
природных критерия включения. С 2005 года
все 10 критериев объединены в единый список.
Целью организации является
подготовка программы активных действий
и мониторинга объекта с целью скорейшего
исключения его из списка разрушающихся
ли находящихся под угрозой. Список объектов
всемирного наследия под угрозой уничтожения
появился вместе с основным списком, однако
не все страны испытывают желание номинировать
в него объекты, так как включение в список
привлекает международное внимание к
проблеме.
«Статус объекта Всемирного наследия»
даёт следующие преимущества:
• является дополнительной гарантией
сохранности и целостности уникальных
природных комплексов,
• повышает престиж территорий и управляющих
ими учреждений,
• способствует популяризации включённых
в Список объектов и развитию альтернативных
видов природопользования (в первую очередь,
экологического туризма),
• обеспечивает приоритетность в привлечении
финансовых средств для поддержки объектов
всемирного культурного и природного
наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного
наследия,
• способствует организации мониторинга
и контроля за состоянием сохранности
природных объектов.
Государства, на территории которых
расположены объекты Всемирного
наследия, берут на себя обязательства
по их сохранению.
По состоянию на 30 июня 2011 года в
списке Всемирного наследия — 936 объектов
(после изменений, внесённых на 35-й
сессии, проходившей во Франции с 19 по
29 июня). Из объектов, входящих в список,
725 являются культурными, 183 — природными
и 28 — смешанными.
23. Деятельность
Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Деятельность
Основные направления деятельности
представлены в пяти программных секторах:
образование, естественные науки, социальные
и гуманитарные науки, культура, коммуникация
и информация. Существует также ряд сквозных
тем, которые являются составной частью
всех направлений. С 2008 года сквозными
темами объявлены Африка и гендерное равенство
Образование
ЮНЕСКО считает образование
своим приоритетным направлением деятельности
с момента основания организации.
После войны организация занималась
восстановлением разрушенных школ
и налаживанием прерванных контактов
в сфере образования в Западной Европе.
В 1950-х годах организация стала также заниматься
защитой прав человека в области образования.
В 1960 году была принята Конвенция о борьбе
с дискриминацией в области образования.
До этого момента деятельность в отношении
развивающихся стран была бессистемна
и в основном направлена на сообщение
элементарных сведений из различных областей.
После того, как в начале 1960-х годов в организацию
вступили новые африканские государства,
основное внимание ЮНЕСКО стала уделять
развивающимся странам.
В 1990 году Программа развития ООН,
ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирный
банк провели в Джомтьене, Таиланд,
Всемирную конференцию по образованию
для всех, на которой приняли решение
«универсализировать систему начального
образования и сократить безграмотность»
к 2000 году. Проект получил название «Образование
для всех», его основу составляют одноимённые
национальные проекты, ЮНЕСКО является
координатором, занимается поиском источников
финансирования и готовит ежегодные доклады
о работе программы. В 2000 году в Дакаре,
Сенегал, проходил Всемирный форум по
образованию. На форуме была проведена
оценка программы, базирующаяся на национальных
докладах, которая констатировала, что
несмотря на некоторый прогресс, ни одна
из целей достигнута не была. В дальнейшем
на форуме были сформулированы основная
стратегия и цели программы «Образование
для всех» до 2015 года. Цели включают обязательное
бесплатное начальное образование, равенство
полов в начальной и средней школе, повышение
качества образования, комплексные меры
по воспитанию детей младшего возраста,
удовлетворение образовательных потребностей
молодёжи и взрослых, а также повышение
грамотности взрослых. Первые две цели
входят также в список целей развития
ООН.
В 1991 году была создана нацеленная
на развитие сотрудничества среди университетов
и смягчение последствий «утечки мозгов»
программа УНИТВИН (англ. University Twinning and
Networking), также известная как всемирная
сеть кафедр ЮНЕСКО. Кафедры ЮНЕСКО занимаются
обменом опытом, знаниями и технологиями
в образовании, а также стажировкой преподавателей,
что способствует повышению качества
преподавания, подготовки кадров и научных
исследований. В 2009 году состоялась вторая
всемирная конференция по высшему образованию
(первая прошла в 1998 году и была признана
успешной). Во время второй конференции
основную полемику вызвали такие вопросы
как можно ли считать высшее образование
общественным достоянием, возможна ли
торговля в области высшего образования,
рейтинги вузов.
В 1953 году была создана сеть ассоциированных
школ ЮНЕСКО, в которой принимают участие
дошкольные учреждения, начальная и средняя
школы, учреждения профессионально-технического
образования, программы подготовки учителей.
ЮНЕСКО занимается публикацией
книг, монографий, справочных материалов
по образованию. Раз в два года проводятся
международные конференции по образованию.
Естественные науки
ЮНЕСКО является единственным подразделением
ООН, у которого науки вынесены в
название. В соответствии с этим
организация рассматривает естественные
науки в контексте междисциплинарного
взаимодействия с образованием и культурой.
ЮНЕСКО стояла у истоков таких международных
проектов как Европейский центр ядерных
исследований и Международный союз охраны
природы. В настоящее время в своей деятельности
в научном направлении ЮНЕСКО опирается
на выводы Всемирной встречи по устойчивому
развитию, прошедшей в 2002 году в Йоханнесбурге,
и Всемирной конференции по науке, прошедшей
в 1999 году в Будапеште.
Социальные и гуманитарные науки
Миссией ЮНЕСКО в области социальных
и гуманитарных наук является продвижение
знаний, стандартов и интеллектуальной
кооперации, направленных на социальные
преобразования, права и свободы человека.
Помимо основной цели, претворения в жизнь
положений Всеобщей декларации прав человека,
организация работает с такими аспектами
как равенство полов и право на образование.
ЮНЕСКО занимается определением текущей
ситуации в обществе, перспективными исследованиями
и философией, а также задаёт вектор развития.
Культура
Основой работы ЮНЕСКО в области
культуры является содействие культурному
разнообразию, основанное на человеческих
взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён
в 2001 году с принятием Всеобщей декларации
о культурном разнообразии. От охраны
всемирного культурного и природного
наследия, представляющего ценность для
всего человечества, организация перешла
к защите различных форм нематериального
культурного наследия, шедевров устного
творчества.
Коммуникация и информация
Отсутствие полноценного доступа
к информации во многих странах является
преградой на пути устойчивого развития.
Признанная одним из ключевых направлений,
концепция общества знания основана на
принципе свободы слова и доступа к информации,
знаниям и образованию. Деятельность ЮНЕСКО
в области коммуникации направлена на
сокращение разрыва в данной области между
развитыми и развивающимися странами.
Кроме того, ЮНЕСКО осуждает нарушения
свободы прессы и расправу над сотрудниками
СМИ.