Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат
Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.
Все объекты, представляемые для включения в Список Всемирного наследия, должны обладать выдающейся универсальной ценностью. Выдающаяся универсальная ценность объекта свидетельствует о его высокой значимости для всего мирового сообщества. Поэтому, на наш взгляд, понятие «универсальность» трудно применимо к конкретным объектам, так как культурная самобытность и индивидуальность всегда региональна, и именно она представляет ценность объекта как наследия. Именно из-за огромного разнообразия и самобытности всех объектов трудно выделить среди них наиболее важные, так как все они представляют значимость для общества. По критерию значимости все культурные ценности подразделяются на имеющие большое и очень большое значение для каждого народа. Однако такое разделение носит несколько субъективный характер.
Мы можем говорить о целостности культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди, во все времена и, несмотря на все различия природно-географической среды, ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайн природы, поиски смысла жизни, творческие порывы, стремление к гармонии человеческих взаимоотношений, общие для всех времён и народов, — вот далеко не полный перечень тех оснований, на которых базируется целостность культуры и единство мирового социокультурного процесса.
Культура — это явление, органичное жизни человечества, её смысл определяется творческими усилиями человека по созданию “нового мира”, “второй природы”, или, как считал русский учёный Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945), “ноосферы”, то есть сферы человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.
Особенность мирового социокультурного процесса заключается в его целостном единстве. Оказывается, существуют подлинно всеобщие основания того целого, которое называется мировой культурой. Фундаментально общим, сущностно связывающим всю человеческую историю, делающим мировую культуру истинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурным (синхронно) является цивилизационная деятельность людей. Именно субстанция труда и общение является тем, что выступает как главная связь, основной критерий единения в тотальность. В общем человеческая деятельность определяет общность генезиса, функционирования и закономерного развития всей мировой культуры.
Единство и
По мнению некоторых ученых, всемирность социокультурного процесса во всей полноте этого понятия достигается лишь в эпоху капитализма. Целостность здесь берет верх над дискретностью, временное единство культуры (диахроническое) во всем объеме дополняется пространственным (синхроническим) единением человеческой культуры в то целое, где уже системно обнаруживается взаимодействие его составляющих. И если на первоначальном этапе развития человечества всемирный характер истории и культуры никем не мог быть наблюдаем и осознан, хотя и существовал объективно, то теперь мы уже наблюдаем его на более высоком уровне.
С начала 20 века начались попытки защитить цифровое наследие(кибернаследие), тк оно очень уязвимо:
• Устаревание техники
• Устаревание носителей
• Уязвимость из-за финансирования
Europeana - европейская цифровая библиотека, цель которой — обеспечить доступ к отсканированным страницам книг, отражающих различные аспекты европейской культуры. Проект стартовал в 2008 году. По состоянию на 2008 год, наибольший вклад в создание библиотеки внесла Франция (50 % — оцифрованных данных), 10 % — Великобритания, 1,4 % — Испания, 1 % — Германия.
В Интернете с 1995 года существуют организации Интернет-архивов, которые сохраняют все версии сайтов об образовании ( то есть если сайт исчезает любую его версию можно найти в архиве). Интернет-архивы пытаются сохранить всю всемирную паутину.
Архив Интернета (англ. Internet Archive) — некоммерческая организация, основанная в 1996 году в Сан-Франциско. Архив собирает копии веб-страниц, графические материалы, видео-, аудиозаписи и программное обеспечение. Является универсальной электронной библиотекой, наиболее активную деятельность в рамках организации ведут Египет, Нидерланды и США.
arXiv.org — крупнейший бесплатный архив электронных публикаций научных статей и их препринтов по физике, математике, астрономии, информатике и биологии. Архив был создан в 1991 году в Лос-Аламосской национальной лаборатории,(США), однако сотрудничает с известными изданиями разных стран, публикации на многих языках мира.
ЮНЕСКО приняло в 2003 году «Хартию о сохранении цифрового наследия» и разработанные Национальной библиотекой Австралии «Рекомендации по сохранению цифрового наследия». Сохранение информации является одним из приоритетов программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на 2008 – 2013 гг.
Комиссия Европейского Сообщества в течение ряда лет финансирует целый ряд крупномасштабных проектов по сохранению цифрового наследия (DPE, CASPAR, PLANTES, LiWA, PROTAGE, SHAMAN, KEEP, PrestoPRIME и др.)
В Германии создана экспертная библиотечная сеть NESTOR для разработки методик и рекомендаций по сохранению цифрового наследия и обучению работников библиотек. В Новой Зеландии создается Национальный архив цифровой информации. В США Библиотекой Конгресса разработана и принята Программа сохранения цифрового наследия. Созданием корпоративных хранилищ цифровых материалов занимаются Литва, Чехия и другие страны. Страны Балтии, скандинавские страны, Австралия и многие другие страны мира организовали регулярное архивирование своего сектора Интернет. Чаще всего функции сохранения цифрового наследия возлагаются на национальные библиотеки или национальные архивы.
Международный комитет по стандартам ISO принял стандарт OAIS; ISO14721 - Открытая Архивная Информационная Система (Open Archive Information System) для сохранения цифровых информационных ресурсов, которым пользуются все крупные хранилища цифровых объектов- важный шаг международного сообщество в создании международных электронных библиотек.
Для разработки концепций сохранения электронного наследия было создано научное общество PREMIS (Preservation Metadata: Implementation Strategies). ). В состав группы PREMIS входили представители научных универсальных и национальных библиотек, музеев, архивов, правительственных и коммерческих организаций в шести странах.
Можно считать, что движение к Европейской цифровой библиотеке началось с 2000 г., с принятия Европейским Союзом Лиссабонской стратегии, определяющей цифровое развитие Европы на 10 лет, и с принятия Лундских принципов и Лундского плана действий по оцифровке культурного и научного наследия и обеспечения доступа к нему в 2001 г. За это время были приняты и реализованы программы e-Europe2002 и e-Europe2005, e-Content и e-Content Plus. На смену реализованному с помощью Группы национальных представителей Лундскому плану пришел Динамический план действий. Был принят и реализован целый ряд научно-исследовательских и технологических проектов 5-й и 6-й рамочных программ Европейской комиссии.
Существуют проекты Google Print и Google Book Search, предназначенные для оцифровки бумажных носителей. Проект осуществляется на территории Великобритании, Австралии, Канады, Ирландии, Новой Зеландии, Индии, Пакистана, ЮАР, Кении, Ямайке, Германии, Франции, Испании, Италии и Нидерландов.
В ответ на инициативы Google, в письме от 28 апреля 2005 г. шесть глав государств и правительств стран-членов ЕС предложили приступить к созданию виртуальной европейской библиотеки. Ставилась задача обеспечить всеобщий доступ к европейскому культурному и научному наследию. Еврокомиссия поддержала это предложение, которое реализуется в рамках инициативы «i2010.Цифровые библиотеки».
2 марта 2006 г. Европейская комиссия
выпустила пресс-релиз с
DELOS – сеть международных
BRICKS– разработка и создание
интегрированной системы,
17. Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
Комиссия Европейского Сообщества в течение ряда лет финансирует целый ряд крупномасштабных проектов по сохранению цифрового наследия (DPE, CASPAR, PLANTES, LiWA, PROTAGE, SHAMAN, KEEP, PrestoPRIME и др.).
Интернет архив www.archive.org c 1995 собирает, сохраняет и предоставляет доступ к ресурсам Интернета по науке, культуре и образованию.
В Германии создана экспертная библиотечная сеть NESTOR для разработки методик и рекомендаций по сохранению цифрового наследия и обучению работников библиотек.
В Новой Зеландии создается Национальный архив цифровой информации.
В США Библиотекой Конгресса
разработана и принята
Созданием корпоративных хранилищ цифровых материалов занимаются Литва, Чехия и другие страны.
Страны Балтии, скандинавские страны, Австралия и многие другие страны мира организовали регулярное архивирование своего сектора Интернет. Чаще всего функции сохранения цифрового наследия возлагаются на национальные библиотеки или национальные архивы.
18. Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
Цифровое культурное наследие включает в себя информационные ресурсы по культуре, созданные в результате оцифровки информационных ресурсов на традиционных и аналоговых носителях, и материалы, сразу созданные в цифровом виде. Это тексты, статические и движущиеся изображения, трехмерные изображения, аудио файлы, базы данных, программы, веб-страницы, порталы, сайты, электронные издания и пр., существующие в самых различных форматах.
Без специальных усилий по сохранению цифрового культурного наследия, объём и разнообразие которого постоянно увеличиваются, оно будет неизбежно и довольно быстро утрачено.
Целью сохранения цифровых объектов является обеспечение долговременной (или вечной) доступности цифровых материалов, с сохранением всех смысловых и функциональных характеристик исходных материалов, возможностей поиска, презентации и интерпретации.
Можно выделить следующие угрозы утраты цифрового наследия:
- прекращение финансирования, необходимого для поддержки цифровых информационных ресурсов;
- локальные катастрофы (например,
отключение электричества,
- физическое старение носителей;
- моральное старение техники и технологий в связи с изобретением новых технических и технологических платформ.
Общество осознает проблему, ведется многоплановое сотрудничество для сохранения (см 16), но тем не менее существует ряд проблемных моментов/аспектов.
Оцифровка культурного и научного наследия.
Оцифровка – дорогостоящий процесс,
требующий значительных инвестиций,
непосильных для учреждений, хранящих
информацию. Тотальная оцифровка
практически невозможна, т.е. необходимо
производить отбор и
Стоимость оцифровки включает в
себя: отбор материала, выяснение
правового статуса документа, стоимость
собственно оцифровки, создание метаданных,
обеспечение пользователям
Оценка стоимости оцифровки аудиовизуального материала зависит от типа и состояния носителя. Оцифровка одного часа медийного материала может стоить от 100 Евро для аудио до 2000 Евро для фильма.
Партнерство публичного сектора с бизнесом для обеспечения доступа к информации или спонсорская поддержка оцифровки частными компаниями может облегчить финансирование этого процесса. Сотрудничество публичного и частного сектора может принимать разнообразные формы, от спонсорства до партнерского участия, при котором частная компания использует оцифрованные материалы в своем бизнесе. Эти формы сотрудничества еще не отработаны. При такого рода сотрудничестве очень важно, чтобы информация оставалась доступной для всех, необходимо избегать передачи эксклюзивных прав на информационные ресурсы частным компаниям.
Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации