Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

Состав

(можно не учить, просто прочитайте, чтобы мочь перечислить несколько, как пример)

1. Исторический центр Санкт-Петербурга

2. Старая часть города Кронштадт

3. Форты Кронштадта

4. Старая часть города Петрокрепость

5. Крепость Орешек

6. Дворцово-парковые ансамбли города Пушкин и его исторический центр

7. Дворцы и парки города Павловск и его исторический центр

8. Пулковская обсерватория

9. Дворцово-парковый ансамбль в Ропше

12. Дворцово-парковый ансамбль города Гатчина и его исторический центр

13. Сергиева Приморская пустынь (г. Стрельна)

14. Дворцово-парковый ансамбль города Стрельна и его исторический центр (там, где Константиновский дворец)

15. Дворцово-парковый ансамбль Михайловка (г. Петергоф)

16. Дворцово-парковый ансамбль Знаменка (г. Петергоф)

17. Дворцово-парковые ансамбли города Петергоф и его исторический центр

18. Дворцово-парковый ансамбль Собственная Дача (г. Петергоф)

19. Дворцово-парковый ансамбль Сергиевка (г. Петергоф)

20. Дворцово-парковый ансамбль города Ломоносов и его исторический центр

21. Научный городок И. П. Павлова на Колтушских высотах

27. Комаровское поселковое кладбище (п. Комарово)

29. Река Нева с берегами и набережными

31. Дудергофские высоты

34. Дороги:Московское шоссе, Киевское шоссе, железная дорога Ленинград — Павловск, шоссе Пушкин — Гатчина,

35. Фарватеры: Петровский, Кронштадтский, Зеленогорский, а также Морской канал

36. Зелёный пояс Славы с Дорогой жизни

5. Этногенез и  социально-психологические предпосылки  формирования исторических общностей  (этнос, народность, нация).

Этнос (народ) — это особый вид  социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественноисторического процесса. Характерная черта этносов — их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определенным внутренним единством, а также специфическими чертами, отличающими его от всех образований того же типа. Значительную роль при этом играет самосознание людей, составляющих отдельный этнос: как их взаимная идентификация, так и различение от других подобных общностей в форме антитезы «мы» — «они». За таким самосознанием, которое принято именовать этническим, стоят объективные, реально существующие свойства входящих в этносы людей.

Это прежде всего общие черты  и отличительные особенности, проявляющиеся  в различных сферах образа жизни членов этноса, одну из важнейших среди этих сфер представляет язык. Наряду с языком первостепенная роль в функционировании этносов принадлежит культуре, и в первую очередь это касается тех ее компонентов, которые имеют традиционный, массовый характер, проявляясь в повседневном быту (традиционные виды жилища, утвари, одежды, пищи; обычаи, обряды, народное искусство, религия и т. д.). Культурное единство членов этноса в свою очередь неразрывно связано с некоторыми особенностями их психики, главным образом оттенками, стилем проявления общечеловеческих свойств психики. Эти особенности в своей совокупности составляют так называемый этнический (национальный) характер.

Возникновение каждой этнической общности (этногенез) обусловлено непосредственными  контактами входящих в него людей. Это, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, т. е. на одной территории. Общность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса.

Возникновение наций исторически  связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы нередко сливаются с крупными нациями.

6. Концепции культурно-исторических  типов (Н.Я. Данилевский, К.Н.  Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилёв, С. Хантингтон).

С развитием человечества люди по-разному  видели развитие и становление культуры и цивилизаций. Довольно большим  количеством ученых составлены свои концепции развития культуры. Рассмотрим некоторые из них. Для полного  рассмотрения ряда концепций стоит определить, что такое культурно-исторический тип. Этот термин был введен Данилевским для обозначения самобытной цивилизации, и в каждой концеции цивилизация получает свое название.

Одним из первых, кто выступил с  позицией цивилизационного подхода к развитию культуры, был как раз-таки русский историк Данилевский. Он доказывал, что славянство представляет собой особый исторический тип с целым наборов характерных признаков. В своей книге «Россия и Европа» стараясь выявить различия между цивилизациями, Данилевский хронологически выделял следующие существовавшие, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический(или аравийский), романо-германский (или европейский), к которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами. Тогда же, по его мнению, на всемирную арену приходит русско-славянский культурный тип, призванный благодаря своей вселеснкой миссии воссоединить человечество.

Леонтьев, русский публицист второй половины XIX века, видел развитие культуры несколько иным образом. По Леонтьеву, человечество в целом и в частях проходит через три последовательных состояния: первоначальной простоты (подобно младенческому периоду), затем положительного расчленения (наподобие развитого цветущего возраста организма) и, наконец, смесительного упрощения или вторичной простоты (дряхлость и умирание организма).

Другой сторонник циклического развития культуры Шпенглер выделял в истории 8 культурных типов, или, как он сам определял, развитых культур: египетский тип, индийский, вавилонский, китайский, античный («аполлоновский»), европейский («фаустовский»), византийско-арабский, а также культуру майя. Он проводил различие культуры и цивилизации, видя в последней лишь упадок, последнюю фазу развития культуры. Также каждой цивилизации он определял четкий срок существования. Шпенглер полностью отвергал единство мировой культуры.

Дальнейшее развитие теория цивилизаций получила в творчестве английского историка А. Дж. Тойнби. Тойнби придерживался таких представлений о цивилизациях, которые во многом были сходны с концепцией Шпенглера: он подчеркивал разрозненность цивилизаций, их независимость друг от друга, не позволяющую объединить их уникальную историю во всеобщую историю человечества.  Каждая цивилизация существовала отведенный ей историей срок, хотя и не столь предопределенный, какой отводил своим культурам Шпенглер. Первоначально Тойнби выделял девятнадцать самостоятельных цивилизаций с двумя ответвлениями: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майя, индская, хеттская, сирийская, эллинистическая, западная, православная, дальневосточная, иранская, арабская, индуистская, вавилонская, юкатанская, мексиканская; к дальневосточной примыкало ее ответвление в Японии, а к православной - ответвление в России. Кроме того, упоминалось несколько задержанных в своем развитии цивилизаций и несколько абортивных. Впоследствии Тойнби постепенно отходит от изложенной выше схемы. Прежде всего, многие цивилизации предстали как воспринявшие во все большей мере наследие своих предшественниц. Таким образом, из первоначальных 21 цивилизации остается 15, не считая побочных. Теория цивилизаций в поздних работах Тойнби и его многочисленных последователей постепенно тяготела к универсальному объяснению всеобщей истории, к сближению, а в перспективе  - к духовному и материальному единству человечества.

Американский ученый русского происхождения  Питирим Сорокин создал оригинальную концепцию социологии культуры, считая, что подлинной причиной и условием закономерного развития общества является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. Человек является носителем системы ценностей, а значит, представляет собой и определенный тип культуры. По мнению Сорокина, каждый тип культуры определяется социальной системой, культурными системами общества и самим человеком, носителем культурных значений. Эти представления характеризуют и три главных типа культуры - чувственный, идеациональный и идеалистический. Первый из них, чувственный тип культуры, основывается на чувственном восприятии мира человеком, который и является основным определителем моциокультурных процессов. С точки зрения Сорокина, современная чувственная культура находится под знаком неизбежного краха и кризиса. Идеациональный тип культуры, по мнению ученого, представляет собой господство рационального мышления, и он характеризует разные народы в определенные периоды их развития. Этот тип культуры, считает Сорокин, особенно характерен для стран Западной Европы. И наконец, третьим типом культуры является идеалистический тип, для которого характерно господство интуитивных форм познания мира. По мнению Сорокина, если для мира современной культуры характерны увлечение наукой и господство материализма, то в будущем человечество должно отойти от этих ценностей и создать новый тип социокультурных процессов, основанных на ценностях религии и творческого альтруизма.

Русский ученый Л. Гумилев, опираясь на установки теории локальной цивилизации, рассматривал в качестве основы исторического процесса этнос. Он определял этнос как общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием так называемого пассионарного духа. Под пассионарностью ученый понимал биопсихическую энергию, рождаемую сочетанием этнических, географических, климатических условий жизни этой общности. Пассионарный дух придает этносу историческую динамику, активность. Результатом ее являются успешные завоевательные войны, создание государства, расцвет культуры. Постепенно пассионарная энергия растрачивается в исторической деятельности, этнос снова растворяется в природной и социальной среде, поглощается другими, поднимающимися цивилизациями и часто бесследно исчезает, входя в состав другого этноса (суперэтноса). Работы Гумилева демонстрируют работу его принципа на примере истории России.

Американский социолог и политолог  С.Хантингтон разработал концепцию  «столкновения цивилизаций». Цивилизации  — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.) Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время — как правило, более тысячелетия. Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию. Всего Хантингтон выделял 8 цивилизаций: западная, православно-славянская, мусульманская, японская, индуистская, конфуцианская, латиноамериканская и африканская. Интересы различных цивилизаций несовместимы, поэтому мирное развитие человечества, соответственно, невозможно. Поэтому, по мнению Хантингтона, грядет столкновение цивилизаций.

7. Типология культур  и цивилизаций в различных научных школах.

В мире существует огромное множество  культур и цивилизаций. Отдельные  народы, страны, регионы обогащают  нас массой достижений, уникальных событий и явлений, для изучения которых необходима определенная упорядоченность  или типологизация. Любая типология всегда носит, с одной стороны, относительный характер, с другой – идеализированный.

Современные исследователи выделяют совокупность показателей, которые  являются для них наиболее важными  в анализе рассматриваемых культур  и служат основанием для различных типологий. Так, можно назвать историческую, регионально-этническую и другие типологии, базирующиеся на связи с социальной структурой, традициями и обычаями того или иного общества.

Пожалуй, первой достаточно чётко  зафиксированной типологией является попытка мыслителей взять в качестве основания для выделения типа культуры материал, субстрат, субстанцию, из которого она создаётся. Таковую попытку мы встречаем ещё у Гесиода (VII в. до н. э.), а затем у Лукреция Кара в его философской поэме "О природе вещей". В частности, эти мыслители выделили "века" культуры - золотой, серебряный, каменный, бронзовый, железный и т. д. И действительно, в истории культуры мы встречаем периоды, во время которых наиболее распространённым материалом культуры выступает камень. Со временем его сменяет бронза, ей на смену идёт железо и т. д. Такой подход сохраняется и в современной истории, археологии, там часто говорят о "культуре каменного века", о "культуре бронзы" и т. д.

В типологии по антрополого-философским основаниям наиболее важным показателем является характер ценностных ориентации людей в отношении своего бытия в мире. Клакхон и Стродбек определили общие для всех культур человеческие проблемы. Иногда культуры систематизируют по используемым в них формам мышления, таким как абстрактность – ассоциативность, универсализм – партикуляризм. Принятыми являются типологии, различающие культуры как индивидуалистические и коллективистские, по степени мужественности – женственности и т.д.

Если за основу выделения типов цивилизаций взят технико-экономический уровень, то человечество предстает разделенным на четыре мира: первый – Америка, Западная Европа, некоторые страны Юго-Восточной и Южной Азии (Япония и др.), второй – Восточная Европа, Россия, европейские государства СНГ, страны Балтии, Латинской Америки, третий – развивающиеся страны и четвертый – остальные страны, преимущественно Африки.

Мы в большей мере ориентируемся  на историческую типологию культур, дающую возможность анализа временного изменения культуры.

Зачастую историческую типологию  культур соотносят с цивилизационным  подходом в их исследовании, основанном на идее развития неповторимых национальных культур.

Данилевский выделял 12 автономных цивилизаций: египетскую; китайскую; ассиро-вавилоно-финикийскую, или древнесемитскую; индийскую; иранскую; еврейскую; греческую; римскую; новосемитическую, или аравийскую; германо-романскую, или европейскую; мексиканскую; перуанскую.

В основе культуры, по Шпенглеру, лежит  прасимвол, из которого можно вывести  весь язык ее форм, все ее проявления. Шпенглер выделяет восемь «великих культур»: 1) египетскую; 2) индийскую; 3) вавилонскую; 4) китайскую; 5) греко-римскую (аполлоновскую); 6) византийско-исламскую; 7) западноевропейскую; (фаустовскую) 8) культуру майя. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования (1200-1500 лет). Подобно отдельной человеческой личности, культура проходит фазы рождения, юности, зрелости, старости и, наконец, гибели.

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации