Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат
Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.
Ныне практически не вызывает сомнения
ведущая роль культуры в развитии
общества. Культура является духовным
фундаментом цивилизации и
Культура формирует духовный мир и менталитет человека-творца цивилизации, обеспечивает преемственность, передачу человеческого опыта от поколения к поколению. Выполняя данную функцию, культура призвана как бы «очеловечить» цивилизацию, придать ей жизненность, направленность на человека. Поскольку культуры различных народов, социумов имеют специфическую этносоциальную направленность, то и развитие возникших на базе данных культур цивилизаций также отражают своеобразие их духа, менталитета.
Культура, с одной стороны, в отличие от цивилизации, хранит и передает именно специфическое, своеобразное, присущее каждому обществу, с другой стороны, обеспечивает вместе с цивилизацией этноисторическую целостность.
Будучи качеством, степенью совершенства способов человеческой деятельности (технологий) культура во многом определяет возможности цивилизации в освоении мира и ее способность к адаптации в непрерывном процессе прогрессирующих изменений. Цивилизация черпает из культуры накопленный ею богатейший опыт человечества как по освоению и преобразованию окружающей природы, так и по выживанию, по сохранению своей социокультурной целостности в самых неблагоприятных природных и исторических условиях.
Из этой системы ценностей, которая и составляет ядро культуры, вырастает, по мнению М. Вебера, этнокультурная целостность той или иной цивилизации. Ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий стабильность социума (социального организма), дающий ему иммунитет к воздействию других, особенно несущих опасность разрушения культур. Шкала ценностей обеспечивает также и адаптацию к окружающей культурно-цивилизационной среде.
Можно согласиться с мнением ряда исследователей, определяющих культуру как социогенетику глобальной и локальной цивилизаций, имеющую в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике цивилизаций, которые служат внутренним источником их саморазвития. Именно заложенные в основе культуры ценностные приоритеты дают толчок к выбору путей развития общества, к становлению той или иной цивилизации.
Границы изменчивости культуры определяют пределы обогащения наследственного социокультурного генотипа и передачи культурных инноваций следующим поколениям, что могло бы обусловить их переход на новый цивилизационный уровень.
Современная цивилизация под влиянием прогрессирующих процессов технизации, связанной с ними ломкой и переосмыслением сложившейся системы ценностей, носит отчетливо выраженный техногенный характер: современная техника не только дала человеку возможность активно, в гигантских масштабах осваивать и преобразовывать природу для получения материальных благ, но и породила огромное количество проблем как локального, так и глобального характера.
2. Культура и дипломатия.
Хорошо известно, что международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономическими ресурсами, но и его духовно-культурным потенциалом. Не случайно, что пропаганда в зарубежье своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и мелких стран. Выражая духовную самобытность государства, культура олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и составляет часть глобального культурно-исторического наследия человечества.
Во все времена союз дипломатии и культуры служил национальным интересам. Именно культурная дипломатия с присущим ей специфическими инструментами форм и методов воздействия на общественное мнение в значительной мере помогает растапливать лед недоброжелательного отношения к стране, нивелирует влияние всевозможных негативных тенденций политико-идеологического происхождения. Культура работает на укрепление международного авторитета страны, ее доброго имени, демонстрирует открытость общества.
Наряду с политикой и
Важным дополнением культурных
связей является сотрудничество на многосторонней
основе. Оно дает хорошую возможность
для “сверки часов” и уяснения
представления о роли и месте
страны в мировых процессах
Культурная работа, может быть, как никакая другая, зависит от человеческого фактора. Ее КПД определяет не только ангажированность руководителей, но и темперамент атташе по культуре. Вместе с тем не является секретом, что в рейтинге МИД стран мира культурная дипломатия никогда не занимала престижные места. На культуру, составляющую весомую долю дипломатического труда, не настраивает, к сожалению, в должной мере процесс профессионального обучения. Да и в среде дипломатов пребывание на культурном фронте оценивается большей частью как занятие второстепенное, а порой — как наказание за неспособность показать себя на других направлениях. Подобная ситуация характерна для дипломатических служб многих стран.
Наряду с наукой и искусством,
предметом особой заботы дипслужбы
стало положение
Но самая главная вещь-это то, что политические осложнения и конфликты не должны перерастать во вражду культур.
3. Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
Культурное достояние народов всех стран входит в общее наследие человечества. Но в наше время, когда культурным и природным ценностям угрожают опасности самого различного характера, становится необходимостью забота о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений. И чтобы достичь хороших результатов в данной области необходимо установление международного сотрудничества, усилия всего мирового сообщества, т.к. по отдельности страны не смогут решить эту проблему.
В связи с мировыми войнами в 20 столетии появилась необходимость урегулирования этого вопроса посредством составления международных документов.
Первым из таких правовых актов
стал Пакт Рериха (1935 г.), где впервые
было сформулировано такое понятие
как «объект культурного
В 1954 г. В Гааге состоялась международная конференция (по инициативе ЮНЕСКО) по защите культурных ценностей, в результате которой из 56 стран-участниц Конвенцию подписали 37 государств, а протокол – 21. Гаагская Конвенция 1954 года – это первое международное соглашение универсального характера, в котором объединены многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Если раньше эти нормы содержались в различных международных документах, то теперь они были сведены в единый акт, принятие которого рассматривалось как важный шаг в развитии международного права.
В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию по охране Всемирного культурного и природного наследия. Важно заметить, что впервые была оговорена необходимость сохранения не только культурных, но и природных объектов.
Однако вопрос об охране культурных и природных памятников рассматривается не только в контексте работы ЮНЕСКО, но и отдельно внутри каждой страны. В пример можно привести Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где некоторые отдельные пункты статей посвящены вопросу охраны памятников культурного наследия, которые представляют особую историческую ценность. (Статья 14: К вопросам местного значения поселения относятся:… пункт 13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения).
Сохранение природного и культурного наследия, расширение доступа к культурным ценностям является одной из приоритетных задач Приказа Министерства Культуры РФ от 2011 года «Об утверждении Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года". Цель концепции - устойчивое развитие сферы культуры приграничных территорий на основе расширения международного сотрудничества, стимулирования культурной интеграции, продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога, углубления знаний в области истории и культурного наследия народов сопредельных государств.
Название: «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»
Создание: XVIII—XX века
Включение: 1990
№ 540
Критерии: i, ii, iv, vi
Санкт-Петербург – это
Это первый в России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был включён в список памятников Всемирного наследия в 1990 г.
В городе располагаются около 8500 объектов культурного наследия (памятники истории и культуры).
В его архитектурном наследии сочетаются столь различные стили как барокко (Зимний дворец), классицизм (Таврический дворец), ампир (Исаакиевский собор), эклектика (например, неорусский стиль – Храм Спаса-на-Крови), модерн («Дом Книги») и др.
Среди многочисленных архитектурных памятников особенно стоит отметить Дворцовую площадь, Зимний дворец, Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы, комплекс зданий на стрелке Васильевского острова, ансамбль Сенатской площади, Адмиралтейство.
В Санкт-Петербурге множество каналов и более чем 400 мостов, поэтому его иногда называют «Северной Венецией».
В городе работает более 200 музеев, в том числе всемирно известные Эрмитаж и Русский музей. В естественно-исторических музеях представлены богатейшие коллекции, собиравшиеся Российской императорской Академией Наук (Зоологический, Геологоразведочный и др.). Интерес представляют военно-исторические музеи, такие как Артиллерийский, Военно-Морской, Музей обороны и блокады Ленинграда. Открыты мемориальные музеи и музеи-квартиры выдающихся российских писателей Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А. Ахматовой и др. Среди крупнейших библиотек города: Российская национальная библиотека (Публичная), Библиотека Российской академии наук, Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина и др. В окрестностях города расположены дворцово-парковые комплексы, создававшиеся как летние императорские резиденции - Петергоф, Пушкин, Павловск, Стрельна, Ораниенбаум.
Значение
Объект «Исторический центр Санкт-Петербурга» стал одним из первых в практике ЮНЕСКО случаев предоставления статуса памятника огромному культурно-природному ландшафту, на территории которого ведётся активное хозяйствование и проживают сотни тысяч людей. В него вошли даже те объекты, связь которых с центром Петербурга далеко не очевидна, как, например, древнерусская Ореховская крепость на Ладоге и Линдуловская роща. Пригородные зоны включают в себя не только дворцово-парковые комплексы, но и природные ландшафты, памятники архитектуры промышленной (Сестрорецкий оружейный завод), фортификационной (форты Кронштадта) и усадебной (Дом-музей И.Репина «Пенаты»). Консервация таких протяжённых участков современного городского ландшафта сопряжена с большими сложностями.
Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации