Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

1. Культура и  ее роль в развитии человеческой  цивилизации.

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических  трансформаций.

Культура формирует духовный мир  и менталитет человека-творца цивилизации, обеспечивает преемственность, передачу человеческого опыта от поколения  к поколению. Выполняя данную функцию, культура призвана как бы «очеловечить»  цивилизацию, придать ей жизненность, направленность на человека. Поскольку культуры различных народов, социумов имеют специфическую этносоциальную направленность, то и развитие возникших на базе данных культур цивилизаций также отражают своеобразие их духа, менталитета.

Культура, с одной стороны, в отличие от цивилизации, хранит и передает именно специфическое, своеобразное, присущее каждому обществу, с другой стороны, обеспечивает вместе с цивилизацией этноисторическую целостность.

Будучи качеством, степенью совершенства способов человеческой деятельности (технологий) культура во многом определяет возможности цивилизации в освоении мира и ее способность к адаптации в непрерывном процессе прогрессирующих изменений. Цивилизация черпает из культуры накопленный ею богатейший опыт человечества как по освоению и преобразованию окружающей природы, так и по выживанию, по сохранению своей социокультурной целостности в самых неблагоприятных природных и исторических условиях.

Из этой системы ценностей, которая  и составляет ядро культуры, вырастает, по мнению М. Вебера, этнокультурная целостность той или иной цивилизации. Ядро культуры можно определить как социогенетический код, обеспечивающий стабильность социума (социального организма), дающий ему иммунитет к воздействию других, особенно несущих опасность разрушения культур. Шкала ценностей обеспечивает также и адаптацию к окружающей культурно-цивилизационной среде.

Можно согласиться с мнением  ряда исследователей, определяющих культуру как социогенетику глобальной и  локальной цивилизаций, имеющую  в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике цивилизаций, которые служат внутренним источником их саморазвития. Именно заложенные в основе культуры ценностные приоритеты дают толчок к выбору путей развития общества, к становлению той или иной цивилизации.

Границы изменчивости культуры определяют пределы обогащения наследственного  социокультурного генотипа и передачи культурных инноваций следующим  поколениям, что могло бы обусловить их переход на новый цивилизационный  уровень.

Современная цивилизация под влиянием прогрессирующих процессов технизации, связанной с ними ломкой и переосмыслением сложившейся системы ценностей, носит отчетливо выраженный техногенный характер: современная техника не только дала человеку возможность активно, в гигантских масштабах осваивать и преобразовывать природу для получения материальных благ, но  и породила огромное количество проблем как локального, так и глобального характера.

2. Культура и дипломатия.

Хорошо известно, что международная  репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономическими ресурсами, но и его духовно-культурным потенциалом. Не случайно, что пропаганда в зарубежье своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и мелких стран. Выражая духовную самобытность государства, культура олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и составляет часть глобального культурно-исторического наследия человечества.

Во все времена союз дипломатии и культуры служил национальным интересам. Именно культурная дипломатия с присущим ей специфическими инструментами форм и методов воздействия на общественное мнение в значительной мере помогает растапливать лед недоброжелательного отношения к стране, нивелирует влияние всевозможных негативных тенденций политико-идеологического происхождения. Культура работает на укрепление международного авторитета страны, ее доброго имени, демонстрирует открытость общества.

Наряду с политикой и экономикой культура сегодня образует классическую триаду факторов, определяющих механизм внешнеполитической деятельности любой страны. Это деятельность называется «Внешняя культурная политика»(ВКП), и она есть у любого крупного государства мира. ВКП содействует укреплению отношений взаимопонимания и доверия с иностранными странами, развитию равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, обеспечению объективного и благоприятного восприятия страны в мире.  Культурные обмены должны порождать и поощрять чувства симпатии, множить число друзей, противодействовать возведению новых разделительных линий между народами, нейтрализовывать стереотипы, создавать атмосферу наибольшего благоприятствования для развития всей палитры межгосударственных отношений. Но этими классическими параметрами культурное измерение внешней политики не исчерпывается. Отличительной чертой сегодняшнего курса во внешних культурных делах является нацеленность на формирование за рубежом многогранного, незашоренного идеологическими догмами представления о стране. Одним из наиболее значимых приоритетов внешней культурной политики сегодня является оказание систематической и разносторонней поддержки  соотечественникам, защита прав граждан, постоянно проживающих за рубежом, и помощь в реализации их прав в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах. Культурное сотрудничество выполняет в наши дни не только ответственную внешнеполитическую функцию, помогая преодолевать духовную разобщенность и противостояние народов, но и напрямую способствует осуществлению разноплановых внутренних реформ внутри самой страны.  

Важным дополнением культурных связей является сотрудничество на многосторонней основе. Оно дает хорошую возможность  для “сверки часов” и уяснения представления о роли и месте  страны в мировых процессах культурного  строительства. Особое место, конечно, принадлежит ЮНЕСКО. Каналы ЮНЕСКО открывают широкие возможности выхода в мир деятелям культуры, науки, образования. Ее сегодняшнее лицо определяет философия международного культурного сотрудничества на деполитизированной основе в интересах закрепления многополюсного мироустройства, утверждения многообразия культур, недопущения доминирования или диктата одной из них, формирования взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира.

Культурная работа, может быть, как никакая другая, зависит от человеческого фактора. Ее КПД определяет не только ангажированность руководителей, но и темперамент атташе по культуре. Вместе с тем не является секретом, что в рейтинге МИД стран мира культурная дипломатия никогда не занимала престижные места. На культуру, составляющую весомую долю дипломатического труда, не настраивает, к сожалению, в должной мере процесс профессионального обучения. Да и в среде дипломатов пребывание на культурном фронте оценивается большей частью как занятие второстепенное, а порой — как наказание за неспособность показать себя на других направлениях. Подобная ситуация характерна для дипломатических служб многих стран.

Наряду с наукой и искусством, предметом особой заботы дипслужбы  стало положение государственного языка за рубежом. Немало сил и энергии дипломатия отдает и укреплению спортивных связей. Спорт и спортсмены, активно работающие на поднятие международного авторитета страны, всегда вправе рассчитывать на поддержку дипломатов, и не только на трибунах зарубежных стадионов. Также МИД не может остаться в стороне от развития туристических обменов. Свобода передвижения туристов за рубежом, недопущение их дискриминации вследствие действий властей других государств, распространение информации о стране-эти и другие вопросы постоянно находятся в поле зрения дипломатических и консульских загранучреждений. Не последнее место в становлении межкультурного диалога принадлежит церкви. Дипломатическая служба помогает развивать международное межконфессиональное сотрудничество  церкви и других религий, в том числе в плане организации за рубежом культурно-просветительских мероприятий.

Но самая главная вещь-это  то, что политические осложнения и  конфликты не должны перерастать  во вражду культур.

    3. Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.

Культурное достояние народов  всех стран входит в общее  наследие человечества. Но в наше время, когда  культурным и природным ценностям угрожают опасности самого различного характера, становится необходимостью забота о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений. И чтобы достичь хороших результатов в данной области необходимо установление международного сотрудничества, усилия всего мирового сообщества, т.к. по отдельности страны не смогут решить эту проблему.

В связи с мировыми войнами в 20 столетии появилась необходимость  урегулирования этого вопроса посредством  составления международных документов.

Первым из таких правовых актов  стал Пакт Рериха (1935 г.), где впервые  было сформулировано такое понятие  как «объект культурного наследия»  и то, что такие объекты, представляющие особую важность для мирового сообщества в целом, нуждаются в защите, как в мирное, так и в военное время.

В 1954 г. В Гааге состоялась международная  конференция (по инициативе ЮНЕСКО) по защите культурных ценностей, в результате которой из 56 стран-участниц Конвенцию  подписали 37 государств, а протокол – 21. Гаагская Конвенция 1954 года – это первое международное соглашение универсального характера, в котором объединены многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Если раньше эти нормы содержались в различных международных документах, то теперь они были сведены в единый акт, принятие которого рассматривалось как важный шаг в развитии международного права.

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию  по охране Всемирного культурного и  природного наследия. Важно заметить, что впервые была оговорена необходимость сохранения не только культурных, но и природных объектов.

Однако вопрос об охране культурных и природных памятников рассматривается  не только в контексте работы ЮНЕСКО, но и отдельно внутри каждой страны. В пример можно привести Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где некоторые отдельные пункты статей посвящены вопросу охраны памятников культурного наследия, которые представляют особую историческую ценность. (Статья 14:  К вопросам местного значения поселения относятся:… пункт 13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения).

Сохранение природного и культурного  наследия, расширение доступа к культурным ценностям является одной из приоритетных задач Приказа Министерства Культуры РФ от 2011 года  «Об утверждении Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года". Цель концепции - устойчивое развитие сферы культуры приграничных территорий на основе расширения международного сотрудничества, стимулирования культурной интеграции, продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога, углубления знаний в области истории и культурного наследия народов сопредельных государств.

4. Санкт-Петербург  – объект Всемирного наследия.

Название: «Исторический центр  Санкт-Петербурга и связанные с  ним комплексы памятников» 

Создание: XVIII—XX века

Включение: 1990

№ 540

Критерии: i, ii, iv, vi

Санкт-Петербург – это результат  величайшего градостроительного проекта, начатого в 1703 г. при Петре Великом. Город оказался тесно связанным  с Октябрьской революцией 1917 г. С 1914 до 1924 носил имя Петроград, с 1924 до 1991 гг. – Ленинград.

Это первый в России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был  включён в список памятников Всемирного наследия в 1990 г.

В городе располагаются около 8500 объектов культурного наследия (памятники истории и культуры).

В его архитектурном наследии сочетаются столь различные стили как  барокко (Зимний дворец), классицизм (Таврический  дворец), ампир (Исаакиевский собор), эклектика (например, неорусский стиль – Храм Спаса-на-Крови), модерн («Дом Книги») и др.

Среди многочисленных архитектурных  памятников особенно стоит отметить Дворцовую площадь, Зимний дворец, Исаакиевский, Казанский и Петропавловский  соборы, комплекс зданий на стрелке  Васильевского острова, ансамбль Сенатской  площади, Адмиралтейство.

В Санкт-Петербурге множество  каналов  и более чем 400 мостов, поэтому  его иногда называют «Северной Венецией».

В городе работает более 200 музеев, в  том числе всемирно известные  Эрмитаж и Русский музей. В  естественно-исторических музеях представлены богатейшие коллекции, собиравшиеся Российской императорской Академией Наук (Зоологический, Геологоразведочный и др.). Интерес представляют военно-исторические музеи, такие как Артиллерийский, Военно-Морской, Музей обороны и блокады Ленинграда. Открыты мемориальные музеи и музеи-квартиры выдающихся российских писателей Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А. Ахматовой и др. Среди крупнейших библиотек города: Российская национальная библиотека (Публичная), Библиотека Российской академии наук, Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина и др. В окрестностях города расположены дворцово-парковые комплексы, создававшиеся как летние императорские резиденции - Петергоф, Пушкин, Павловск, Стрельна, Ораниенбаум.

Значение

Объект «Исторический центр  Санкт-Петербурга» стал одним из первых в практике ЮНЕСКО случаев предоставления статуса памятника огромному культурно-природному ландшафту, на территории которого ведётся активное хозяйствование и проживают сотни тысяч людей. В него вошли даже те объекты, связь которых с центром Петербурга далеко не очевидна, как, например, древнерусская Ореховская крепость на Ладоге и Линдуловская роща. Пригородные зоны включают в себя не только дворцово-парковые комплексы, но и природные ландшафты, памятники архитектуры промышленной (Сестрорецкий оружейный завод), фортификационной (форты Кронштадта) и усадебной (Дом-музей И.Репина «Пенаты»). Консервация таких протяжённых участков современного городского ландшафта сопряжена с большими сложностями.

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации