Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:54, реферат

Краткое описание

Ныне практически не вызывает сомнения ведущая роль культуры в развитии общества. Культура является духовным фундаментом цивилизации и мощным генератором глубоких социально-экономических трансформаций.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

Немецкое Просвещение.

На развитие немецкого Просвещения  влияли политическая раздробленность  Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии,1766; И.Винкельман История искусства древности,1764). Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над 1 церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль—Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый“пейзаж настроения” (Ватто, Гейнсборо, Гварди). Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колоритуживописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль “рококо”, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре— при планировке и оформлении интерьера, в живописи —в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями.

53. Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв.

Королевский дворец в Казерте — грандиозный загородный дворец неаполитанских королей в Кампании.

Судя по количеству комнат (1200), дворец представляет собой самое большое  здание, возведённое в Европе XVIII века. [1] Необходимость строительства загородного дворца была обусловлена не только соображениями международного престижа, но и тем, что основная королевская резиденция в Неаполе была открыта для нападений со стороны моря. Строился он по проекту голландца Луиджи Ванвителли, который взял за образец не столько Версаль, сколько королевский дворец в Мадриде, где провёл детские годы тогдашний король.

Возведение дворца продолжалось с 1752 по 1780 гг., при этом был кардинально изменён окружающий ландшафт, а город Казерта перенесён на 10 км. Квадратное в плане сооружение вобрало в себя дворцовую церковь и придворный театр, однако Ванвителлиевы планы строительства университета и библиотеки так и не были воплощены. Также не был осуществлён его проект 20-километровой подъездной аллеи. Вокруг дворца разбит самый обширный из регулярных парков Италии, с вкраплениями парка пейзажного; среди его достопримечательностей — многочисленные фонтаны, колоссальный акведук и шелкопрядильная мануфактура с домиками для рабочих, замаскированными под садовые павильоны.

К моменту завершения строительства  мода на подражание Версалю была в  прошлом. Историки архитектуры не раз  обвиняли создателей Казертского дворца в безумной расточительности и гигантомании, плодом которых была монотонность однообразных перспектив. Тем не менее, в 1997 году ЮНЕСКО объявило дворцово-парковый ансамбль в Казерте памятником Всемирного наследия человечества по 1,2,3,4 критериям. Во дворце проходили съёмки многих итальянских и голливудских фильмов (в частности, двух приквелов «Звёздных войн», блокбастеров "Миссия невыполнима", "Код ДаВинчи", "Ангелы и Демоны").

Значение:

Исключительный пример сочетания  великолепного дворца с окружающими  его парками и садами, а также  с природным лесным ландшафтом, охотничьими  домиками и шелковой фабрикой. Это яркое выражение эпохи Просвещения в материальной форме, интегрированной в природное окружение.

54. Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.

В XIX веке начинается новая эра в  художественной культуре Европы, ставшей на путь капиталистического развития после Французской буржуазной революции 1789 - 1794 г. Эта революция и промышленный переворот в Англии XVIII века стали теми историческими событиями, которые в корне изменили все стороны жизни не только в Европе, но и на других континентах. Усиления социальных противоречий становится всё сложнее, противоречивее в осмыслении и отражении современности.

Ампир

-стиль в архитектуре и декоративном  искусстве трех первых десятилетий  19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные, монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощением идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Своего высшего развития ампир достиг в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы  А. Н. Воронихин, К. И. Росси), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

Академизм

-направление, сложившееся в  художественных академиях 16—19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусств.

Романтизм и бидермайер

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала  в Германии, а затем распространился  по всей Европе, позднее Северной Америке. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»).

Романтизм —вместо науки и разума художественное творчество индивидуума, которое становится образцом для  всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в новую систему ценностей. Призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем.

В изобразительном искусстве романтизм  наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо —  в скульптуре и архитектуре. Большинство  национальных школ романтизма в изобразительном  искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Стиль Бидермайер был рожден в Австрии  в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Стиль Бидермайер выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Ему свойственны безопасность, интимность и комфорт. Бидермайер характеризуется умеренностью, функциональностью и простотой. Архитектура и декоративное искусство бидермайера, перерабатывали формы ампира в духе интимности и домшнего уюта. Для живописи бидермайера, носящей отпечаток романтизма характерны любовь к бытовой среде, тщательно воспроизведённым деталям, стремление к интимности, задушевности, безмятежной созерцательности.

Эклектика и историзм

Основной особенностью архитектуры  второй половины 19 в. является смешение исторических стилей (ренессансного, готического, мавританского, русского и др.) — эклектизм. Так, архитектор А. И. Резанов, построив в Петербурге дворец великого князя Владимира Александровича в формах итальянского палаццо, в его внутреннем убранстве использовал мотивы рококо, классицизма и русского стиля. Эклектизм с его свободой выбора разнообразных архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление модерна — стиля целостного, но черпающего из самых разных источников.

Второе рококо

Второе рококо снова прихотливо изгибает линии и формы мебели. Порой было трудно отличить подлинные вещи XVIII века от их позднейших повторений. Возрождались экзотические, восточные мотивы, особенно в рисунках тканей. Стиль Наполеона III можно описать всего тремя словами: копирование, черный, золото.

В первую очередь стиль Наполеона III ассоциируется с триумфом эклектики. В домах знати беззастенчиво  смешиваются несочетаемые стили. Большой  популярностью пользуется ренессанс. Любовь к эклектике сочетается со страстью к экзотике, в частности к искусству Дальнего Востока.

В целом второе рококо отличается от первого подражательностью, тяжеловесностью  деталей, отсутствием искренности, чувства новизны, подлинного вдохновения - словом всем тем, по чему всегда можно  отличить подражание от первоисточника.

НЕОГОТИКА, ЛОЖНАЯ ГОТИКА

-направление в архитектуре 18-19 вв., возрождавшее архитектурные  формы и декоративные мотивы  готики. К ранним постройкам в  стиле неоготики относятся искусственные  руины, часовни, беседки в английских  садах и парках XVIII века. Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, археологические исследования и точные архитектурные обмеры памятников средневекового зодчества способствовали превращению неоготики в одно из основных течений архитектуры XIX века. Неогитика стимулировала во второй половине XIX века творчество прерафаэлитов.

Прерафаэлиты - группа английских художников и писателей. Они стремились к  возрождению наивной религиозности  средневекового и раннеренессансного ("до рафаэлевского") искусства, противопоставляя его холодному академизму, корни которого они видели в художественной культуре Высокого Возрождения. Живопись прерафаэлитов развивалась в сторону стилизации, усложнения плоскостной орнаментики, мистической окраски образного строя. Идеи и практика прерафаэлитов во многом повлияли на становление символизма в литературе и стиля модерн в изобразительном искусстве Великобритании. К прерафаэлитам относятся такие художники, как Данте Габриэль Россетти, Уильям Моррис, О. Бёрдсли, Э. Бёрн-Джонс.

Модернистские течения

-в искусстве — совокупное  наименование художественных тенденций,  утвердивших себя во второй  половине 19 века в виде новых  форм творчества, где возобладало  уже не столько следование  духу природы и традиции, сколько  свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению. Наиболее значительными направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.

Импрессионизм

-направление в искусстве последней  трети 19 — нач. 20 вв., представители  которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

Кроме живописцев (американский —  Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, русские — К. А. Коровин), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой ). Для музыкального импрессионизма характерны: передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности.

Символизм

-направление в европейском и  русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно  на художественном выражении  символа, интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Принципы символизма в философии восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера.

Символисты выразили неприятие  к буржуазности и позитивизму, тоску  по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество». Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, А. Рембо, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов.

Информация о работе Культура и ее роль в развитии человеческой цивилизации