Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:38, реферат
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Введение
Глава 1. Эффективность журналистской деятельности.
Глава 2. Формы и средства повышения эффективности средств массовой информации
Глава 3. СМИ и информационные потребности аудитории
Заключение
Библиография
Эффективность
средств массовой информации и аудитория
План
Введение
Заключение
Библиография
Введение
В современный период развития
российского общества успешное решение
политических, экономических и социальных
задач все больше зависит от действия
такого субъективного фактора как социальная
активность личности. Важную роль в формировании
активности играют средства массовой
информации. О возрастающей роли печати,
радио и телевидения в общественной жизни
страны свидетельствуют их бурный рост,
распространенность и доступность массовой
информации. Печатное и устное слово, телевизионное
изображение способны в кратчайшие сроки
достигнуть самых отдаленных районов,
проникнуть в любую социальную среду.
Широкие возможности средств массовой
информации вызывают необходимость изучать
механизмы их функционирования и развития,
эффективность влияния на аудиторию.
В отличие от традиционного подхода
к изучению эффективности средств массовой
информации (СМИ), ограниченного анализом
потребления аудиторией массовой информации,
при котором измеряются главным образом
масштабы “охвата” газетами, радио и
телевидением многомиллионных аудиторий,
системный подход позволяет обнаружить,
что масштабы реального влияния СМИ на
социальную активность личности пока
еще далеки от ожидаемого.
Установлено, например, что
массово-коммуникационная деятельность
современного человека, связанная с потреблением,
использованием и производством массовой
информации, при тотальной распространенности
и доступности информация становится
необходимым условием и средством осуществления
практически любой социальной деятельности:
общественно-политической, познавательной,
трудовой и пр. Однако это происходит лишь
тогда, когда содержание и форма массовой
информации изменяется в соответствии
с информационными интересами и потребностями
людей.
Глава 1.
С постановкой проблемы эффективности средств массовой информации сразу же возникает вопрос о путях и способах изучения, “замера” реальной эффективности журналистики (тех или иных журналистских акций, функционирования отдельных каналов массовой информации, типов изданий или программ, взаимодействия СМИ и т.д.). И лишь недавно стали появляться работы, в которых проблемы и опыт изучения эффективности решаются основательно и масштабно. Среди предлагаемых способов оценки эффективности особое значение, имеют два.
Во-первых, выделение различных
этапов “контакта” с источником информации
(первый контакт с источником, контакт
с содержащейся в нем информацией, причем
информацией разного типа, усвоение информации
в той или иной форме, выработка отношения
к принятой информации, освоение и запоминание
информации) . Во-вторых, определение возможных
“конечных эффектов” , объединенных в
пять групп: когнитивные, ценностные, организационные,
коммуникативные, создания эмоционально-психологического
тонуса.
Изучение проблем эффективности
одним из важнейших “выходов” имеет практический
смысл: разработку общих требований к
журналистской деятельности, рассчитанных
на высокий уровень эффективности, и формирование
конкретных рекомендаций применительно
к определенным социальным условиям, состоянию
аудитории, кадров журналистики и т.д.
Проблема эффективности решается журналистом
на каждом этапе его труда: в процессе
постановки задачи, выбора темы, сбора
первичной информации, в ходе творческого
труда по созданию материала, при определении
типологического облика издания или программы
и т.д. Сущность подобного подхода к оценке
журналистской деятельности связана с
её прагматическим аспектом, т.е. взаимодействием
с потребителем информации. Два других
аспекта семантический и синтаксический
соответственно связаны с характером
отражаемой действительности и характером
организации материала.
Журналист в своей деятельности
отражает действительность, затем создает
на основе познанного текст, и, наконец,
текст поступает в аудиторию. Поэтому
для выяснения данной деятельности надо,
прежде всего, изучить отношения между
текстом и аудиторией. Оптимальными эти
отношения могут быть только тогда, когда
журналист, ориентируясь на “потребителя”
, видоизменяет в той или иной мере и форме
любые стороны произведения. Следовательно,
задачами анализа “на эффективность”
является рассмотрение всего многообразия
этапов журналистской деятельности на
соответствие требованиям прагматической
адекватности, а затем выработка практических
рекомендаций.
Изучая эффективность журналистской
деятельности, следует различать два типа
результатов в деятельности СМИ. Они прямо
связаны с двумя типами решаемых журналистами
задач: последовательно и целенаправленно
добиваться отвечающих общественным потребностям
результатов, как в области “принятия
решений”, так и в области формирования
сознания человека, его жизненной позиции.
Сложно определить, какой из результатов
важнее. Ясно одно: их нельзя смешивать;
необходимо разделять понятия действенность
и эффективность. Требование повышать
действенность и эффективность журналистики
означает, что и работники СМИ, и ученые-исследователи
должны исходить из того, что задачи, стоящие
перед журналистикой, следует решать системно
и согласованно. Ведь высокая эффективность
способствует повышению действенности,
а высокая действенность повышает повышению
эффективности, т.к. авторитет повышает
доверие аудитории. Практика показывает,
что большая часть материалов СМИ обращена
в оба “адреса” и тем самым обладает тем
или иным уровнем и действенности, и эффективности.
Чтобы более полно понять сущность
эффективности журналистской деятельности,
необходимо раскрыть внутреннюю структуру
этого понятия. Традиционное определение
эффективности как отношения результата
и цели нуждается в существенных уточнениях.
“Цель” , будучи субъективным предвосхищением
желаемого результата, вырабатывается
и формируется людьми. Если при этом недостаточно
ясны объективные основы целеполагания
или недостаточно уточнены реальные предпосылки,
то выдвигаемая цель может иметь в своем
содержании те или иные неточности или
даже носить субъективный характер. Можно
ставить цели “слишком большие” или “слишком
маленькие”, “легко выполнимые” или
“заведомо невыполнимые” , соответствующие
или несоответствующие объективным потребностям.
Поэтому сама постановка задачи нуждается
в серьезном обосновании и в проверке
точности её определения.
Цель лишь тогда может быть “точкой отсчета”
в деятельности журналиста, когда она
оказывается максимально глубоким и точным
отражением потребностей. Следовательно,
рассматривая цель как основание для расчета
эффективности, необходимо учитывать
потребности аудитории (и её различных
социальных слоев) в информации, а также
реальные возможности их удовлетворения
в данное время. Такое понимание эффективности,
по-видимому, и является исходной точкой
изучения эффективности журналистской
деятельности.
Точные знания о сущности эффективности
дают возможность изучить реальную эффективность
СМИ в том или ином “срезе” и составить
представление о потенциальной эффективности,
т.е. способности данной системы или отдельных
её компонентов выполнять стоящие перед
ней задачи.
Знание конкретных целей, формируемых
в соответствии с информационными потребностями
аудитории, оценке верности их постановки
обязательное условие анализа “на эффективность”.
При этом необходимо иметь ввиду, что роль
конкретного сообщения СМИ есть результат
движения: от общих функций журналистики
через их конкретизацию применительно
к задачам и аудитории данного СМИ в связи
с особенностями современного положения
внутри страны и на международной арене
и т.д. вплоть до постановки задач перед
журналистом на подготовку произведения
в определенном жанре, стиле, форме.
Эта закономерность журналистской деятельности
приобретает особое значение при теоретическом
и практическом решении проблем эффективности.
Ясное понимание сущности эффективности
позволяет социологам программировать
исследования, проводить их и разрабатывать
рекомендации на соответствующей методологической
основе. Результаты работы социологов
по исследованию средств массовой информации
должны использоваться для оптимизации
деятельности журналистов по реализации
информационных потребностей и интересов
аудитории.
Глава 2.
Средства массовой информации мощная
сила воздействия на сознание людей, средство
оперативного донесения информации в
разные уголки мира, наиболее эффективное
средство влияния на эмоции человека,
способное убеждать наилучшим образом.
Особенно четко это проявляется в отношении
электронных СМИ. По мере расширения технических
возможностей их роль возрастает. А по
эмоциональному воздействию на чувства
и сознание людей они остаются пока непревзойденными
и собирают самую большую аудиторию.
В средствах массовой информации,
а особенно на телевидении вопросы повышения
эффективности выступлений тесно связаны
с уровнем организации творческого процесса,
форм и средств социально-политического
воспитания журналистского, художественного
и технического персонала. Прежде всего,
это отбор проблем, решение которых может
быть поддержано и подсказано аудиторией,
и создание перспективных планов работы
СМИ, их включающих.
Важное место в арсенале средств,
активно содействующих росту эффективности
выступлений СМИ, занимают вопросы подбора
и расстановки кадров. Хорошо подготовленные
и профессиональные выступления СМИ несомненно
более действенны и эффективны, нежели
материалы с низким профессиональным
уровнем подготовки.
Одним из наиболее важных путей повышения
действенности СМИ является вовлечение
в творческую работу аудитории. Её участие
в формировании информационного пространства
это высокая степень обоснованности, реальности
и правдивости продукции СМИ, это глубина
и эмоциональность, острота и неординарность
мышления, изложения материала.
В результате поиска путей вовлечения
человека в формирование единого информационного
пространства рождаются новые формы работы
СМИ. Журналист, получив отзыв, включает
автора в изучение поднятой проблемы,
помогает ему удостовериться в правоте
или ошибочности своих заключений. Общение
в рамках информационного пространства
журналиста и аудитории позволяет вскрыть
всю глубину и сложность проблемы, не обходя
при этом “острых углов”. Подобного рода
сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует
на решение важнейших социальных, экономических
и политических задач. В результате поиска
путей вовлечения человека в формирование
единого информационного пространства
рождаются новые формы работы СМИ.
Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение к широкому участию в выступлениях СМИ представителей аудитории надежный путь повышения действенности, а следовательно, и эффективности средств массовой информации.
Глава3.
Эффективность деятельности СМИ
может быть изучена и оценена только в
сопоставлении с целями, которые ставит
общество перед этими средствами. Осуществление
этой задачи неразрывно связано с более
точным учетом потребностей людей, их
возросших социальных, духовных и политических
запросов. Внимание социологов к этому
аспекту эффективности в последнее время
заметно возросло.
Удовлетворение информационных
потребностей аудитории необходимо включать
в число целей коммуникатора как цель-средство
для достижения других, управленческих
задач массового воздействия.
Исследование информационных потребностей
исходит из их типологии: общепсихологические,
коммуникативные, науковедческие, информативные.
Выявление степени их удовлетворения
первоочередная задача.
Информационные потребности следует рассматривать
как потребности в сообщениях определенного
содержания и формы, которые нужны людям
для ориентации в окружающей действительности,
уточнения сложившейся у них картины мира,
для выбора линии поведения и решения
проблемных ситуаций, для достижения внутреннего
равновесия и согласованности с социальной
средой. Без удовлетворения этих потребностей
невозможна целенаправленная разумная
деятельность человека. Поэтому степень
развития информационных потребностей
и их удовлетворения тесно связаны с социальной
активностью человека. Как показывают
данные социологических исследований,
наиболее интенсивно развиты и осознаны
информационные потребности у групп аудитории
с высшей степенью социальной активности:
членов выборных органов, общественных
организаций, внештатных авторов СМИ и
т.п. Это еще раз подтверждает важность
включения в число критериев эффективности
СМИ их роль в удовлетворении информационных
потребностей населения.
При этом необходимо различать понятия
информационные потребности и тематические
интересы аудитории. Потребности в информации
социальны по своей природе и обусловлены
в первую очередь содержанием, структурой
повседневной деятельности индивида,
в том числе объективными характеристиками
его профессиональной и общественной
деятельности.
Тематические же интересы являются субъективным
отражением и выражением информационных
потребностей. Они зависят от содержания
предлагаемой информации и от ситуативных
социально-психологических факторов (таких,
как популярность, злободневность, престижность
определенных тем, лиц, явлений и др.) .
Далеко не все информационные потребности
осознаны самим субъектом и выражены в
его тематических интересах и коммуникационном
поведении; часть из них остается неосознанной
и потому нереализованной из-за отсутствия
необходимых сведений, недостаточности
источников информации, неразвитости
коммуникативных навыков и т.д. Некоторые
сведения об информационных потребностях
аудитории можно получить путем опроса.
Опрос дает только картину тематических
интересов аудитории. Её необходимо дополнить
анализом характера ролевой деятельности
представителей различных групп населения
в труде, сфере общественной и духовной
жизни, быту и семье.
Природа и содержание информационных
потребностей глубоко связаны со всей
жизнедеятельностью человека. Поэтому
их анализ должен исходить не только из
сферы общения (как при тематических интересах).
Необходимо принимать во внимание целостную
систему деятельности, в которую включена
личность. Как и любые другие потребности,
информационные являются побудителем
активности людей. Если они не удовлетворяются
сообщениями, переданными СМИ, то аудитория
либо ищет нужную информацию в других
каналах, либо подавляет потребность в
такого рода информации а, следовательно,
и свою активность в этой сфере. Поэтому
важно знать, каким образом удовлетворение
(или неудовлетворение) определенных информационных
потребностей может повлиять на характер
и эффективность повседневной деятельности
людей, на их активность в различных сферах
общественной жизни. Ведь воздействие
радио, печати и телевидения на общественное
сознание измеряется не числом (или даже
качеством) “заботливо обрамленных”
картинок, а способностью этих средств
побудить личность, социальную группу
включиться в деятельность общества на
различных уровнях от непосредственного,
ближайшего окружения до общественных
движений мирового масштаба. Анализируя
содержание информационных потребностей
и их удовлетворение разными, в том числе
и массовыми, средствами общения, следует
учитывать образ жизни населения. Это
позволяет объяснить закономерности формирования
аудитории СМИ, а также причины неодинаковой
эффективности использования отдельных
каналов информации определенными группами
населения. Проведенные социологические
исследования показывают, что увеличение
роли телевидения в удовлетворении информационных
и культурных запросов особенно заметно
в группах, чей образ жизни характеризуется,
во-первых, повышением степени урбанизированности
среди населения малых городов и сел, во-вторых,
большим количеством свободного времени,
в-третьих, большей ориентацией на домашнее
времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными
объективными и субъективными возможностями
участия в активных формах духовной и
общественной жизни. В то же время такие
характеристики образа жизни, как проживание
в культурных центрах, меньшая включенность
в бытовые заботы, повышенная активность
участия в общественной работе, трудовая
деятельность, связанная с решением управленческих,
общественных и творческих проблем, порождают
специфический комплекс информационных
потребностей, которые удовлетворяются
чтением книг, газет и журналов. Таким
образом, если эффективность телевидения
зависит от факторов внетрудовой сферы,
то обращение человека к газетам, журналам,
книгам связано в первую очередь с характером
их профессиональной деятельности, статусом
личности, т.е. с его трудовой сферой. Это
обуславливает выбор целей деятельности
СМИ и критериев эффективности. Функции,
которые выполняют СМИ, оказываются различными
для разных групп населения в зависимости
от образа жизни, информационных потребностей
аудитории.
Всеобщей тенденцией, которая сопутствует
распространению урбанизированного образа
жизни и внедрению всеобщего среднего
образования в нашей стране, является
увеличение разнообразия информационных
потребностей, и обращение все большей
части населения к различным СМИ. С одной
стороны, это создает предпосылки для
возрастания эффективности системы массовых
коммуникаций, а с другой, повышаются требования
к содержанию и оперативности передаваемых
сообщений.
Рассмотрение проблемы эффективности
СМИ с точки зрения удовлетворения и развития
информационных потребностей аудитории
дает возможность более точно определить
роль каждого конкретного канала массовой
информации в едином информационном пространстве,
выявить резервы и недостатки, которые
мешают слаженной и эффективной деятельности
всей информационной системы.
Традиционно механизм развития,
изменения такого сложного объекта как
аудитория СМИ раскрывается системой
показателей, создание которых опирается
на выявление его целостности и четкое
представление его структуры и функций.
К первой группе характеристик аудитории
относятся качественно-количественные
признаки, с помощью которых описывается
внутренняя структура аудитории, относительно
независимая от системы СМИ. Вторая специфическая
группа характеризует аудиторию в её непосредственных
взаимоотношениях со СМИ и выражается
рядом качественно-количественных характеристик,
описывающих процесс потребления массовой
информации. Третья группа связана с изучением
воздействия сообщений СМИ на сознание
аудитории.
Современные массово-коммуникационные
отношения предполагают взаимодействие
двух субъектов коммуникатора и коммуникантов
(аудитории), в рамках которого каждый
участник этого процесса, осуществляя
свою специфическую деятельность, предполагает
активность также и в партнере. Лишь в
этом случае аудитория включена во всю
систему общественных отношений. Коммуникатору
же для установления диалоговых отношений
или реализации целей своей деятельности
необходимо учитывать потребности, интересы,
мотивы, установки и соответствующие им
характеристики аудитории, включающие
и ряд специфических, формируемых при
прямом участии средств массовой информации.
При таком подходе аудитории отводится
деятельная, целевая роль, являющаяся
результатом коммуникативного процесса.
Информация о работе Эффективность средств массовой информации и аудитория