Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:35, реферат
Изучение доколумбовых культур очень важно для разработки моделей социокультурной эволюции. Среди культур Месоамерики классического периода (III-Х вв.) наиболее хорошо документирована культура майя, прежде всего благодаря обширному корпусу иероглифических надписей и богатому археологическому наследию.
Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие разделы работы.
Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность — приблизительно 2,7 млн человек.
Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки), пожалуй, наиболее известны.
Величественные развалины городов майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.
В истории майя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное происходило по всей Месоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация и т.д. Морли утверждал, что “основной причиной упадка и исчезновения Старой империи стал упадок системы земледелия”. Блом согласился с этим мнением, заявив, что “майя истощили свою землю, так как использовали примитивные методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться на поиски новых мест для выращивания своих урожаев”. Однако археологи А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту “земледельческую” версию. Более того Томпсон был готов допустить версию о “культурном угасании”, но совершенно отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.
РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ АЦТЕКОВ
ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
«МЫ СНОВА ПОВЕРНУЛИСЬ К БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ И К СКОПЛЕНИЮ НАРОДА, СОБРАВШЕГОСЯ НА НЕЙ; ОДНИ ПРОДАВАЛИ, ДРУГИЕ ПОКУПАЛИ... МНОГИЕ ИЗ НАШИХ СОЛДАТ БЫВАЛИ В РАЗНЫХ КОНЦАХ СВЕТА, В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ВО ВСЕЙ ИТАЛИИ, В РИМЕ, И ВСЕ ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ТАКОЙ КРАСИВОЙ И ТАКОЙ ОГРОМНОЙ ПЛОЩАДИ, ГДЕ БЫЛО БЫ СТОЛЬКО НАРОДУ, ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ».
Так Берналь Диас дель Кастильо, солдат армии испанского конкистадора Эрнана Кортеса, описал ацтекский город Теночтитлан, когда увидел его в 1519 году.
Согласно книге Джина Стюарта «Могущественные ацтеки» («The Mighty Aztecs»), когда испанцы пришли в Теночтитлан, он насчитывал 150—200 тысяч жителей. Город оказался отнюдь не диким захолустьем, а цветущей столицей, раскинувшейся на нескольких квадратных километрах. Перед испанцами предстал город с мостами, дамбами, каналами и блистающими храмами. Столичный Теночтитлан был сердцем империи ацтеков.
Однако многим читателям рассказ о мирном, гармоничном ацтекском городе покажется несовместимым с распространенными представлениями, согласно которым ацтеки — не более чем кровожадные дикари. Ацтеки действительно верили в то, что их богам для сохранения своего могущества нужны человеческие сердца и кровь. Однако культура и история этого народа отнюдь не сводилась к кровопролитию. И, проследив за их борьбой за выживание, можно лучше понять, какую упорную битву за место под солнцем ведут их потомки по сей день.
Подъем цивилизации ацтеков
В истории месоамериканской цивилизации ацтеки занимают не такой уж долгий период*. По мнению большинства исследователей, первые жители Мексики через Берингов пролив мигрировали из Азии на Аляску, а оттуда продвинулись на юг. По данным археологии, древнейшая культура Месоамерики — культура ольмеков. Их цивилизация, по сведениям ряда источников, по-видимому, появилась примерно в 1200 году до н. э. и просуществовала, возможно, 800 лет. Ацтеки же вышли на первый план лишь к 1200 году н. э., спустя более 2 000 лет. Их культура прожила всего 300 лет. А их могущественная империя господствовала всего сто лет, пока не пала под натиском испанских захватчиков.
Когда же империя была в зените своего развития, по великолепию она почти не имела, себе равных. Согласно одному источнику, «ацтеки основали империю, простиравшуюся на юг до Гватемалы», Вот как описывает ее энциклопедия «Уорлд бук" («World Book Encyclopedia»): «Цивилизация ацтеков была одной из самых передовых в обеих Америках. Они строили города, по размеру не уступавшие любому европейскому городу тех времен».
Легендарное происхождение
Несмотря на видное положение ацтеков, об их корнях известно не так уж много. Согласно легенде, название «ацтек» происходит от слова «астлан», которое, как полагают, означает «белая земля». Однако никто не знает, где находился легендарный Астлан и существовал ли он вообще.
Во всяком случае, по легенде, из семи групп, покинувших Атслан, ацтеки были последними. По повелению своего бога они отправились в долгий путь на поиски земли для обитания. Племя странствовало не один десяток лет, терпя небывалые трудности и лишения и практически не прекращая воевать с соседями. Но странствование не могло продолжаться бесконечно. Согласно самой распространенной легенде, бог велел своим последователям высматривать такой знак: орёл, сидящий на кактусе. Это знамение якобы увидели на топком островке в озере Тоскоко. Там и обосновались странники, построив город, позднее названный Великим Теночтитланом (что значит «камень, поднимающийся из воды»). Есть мнение, что это название происходит от имени легендарного патриарха Теноча. Сегодня Теночтитлан погребен под городом Мехико.
Ацтеки были превосходными инженерами и ремесленниками. Сделав насыпи на дне озера, они расширили город. Дороги, проходившие по гребням дамб, соединяли остров с берегом. Была построена сеть каналов.
Однако в то время строители в общем-то не были известны как ацтеки. По легенде, когда они вышли из Астлана, их бог дал им новое название — мехикас. Со временем оно закрепилось за соседними землями и их обитателями.
Но этот район населяли не только мехикас, или ацтеки. Им, окруженным врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога солнца множество других богов и богинь требовали регулярных приношений кровоточащих сердец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили главным образом пленники. Зная о том, как поступают ацтеки с военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.
Так империя ацтеков начала распространяйся из Тенотчитлана, вскоре достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши — данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка, литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему поразительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков переживала расцвет.
Главный храм Теночтитлана (реконструкция).
Религия ацтеков
Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.
Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.
Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.
Покорение
В ноябре 1519 года мексиканский император Монтесума II мирно встретил испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога Кецалькоатля, явившегося во плоти. Испанцы воспользовались гостеприимством суеверного народа. А простодушные ацтеки дали им увидеть золотые сокровищницы Теночтитлана. Кортес начал лихорадочно соображать, как бы ими завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во всяком случае столицу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого выстрела.
Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу неожиданно пришлось отправиться на побережье по неотложному делу, и он назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в отсутствие Кортеса жители Теночтитлана не сегодня завтра взбунтуются, Альварадо решил их опередить. Во время праздника он зверски убил немало ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнениями. В разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством вместе с несколькими ранеными солдатами.
Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К испанцам примкнули соседние племена, которые ненавидели ацтеков и горели желанием сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во время последовавшей кровопролитной осады ацтеки, как сообщается, приносили в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кортеса это привело в ярость, и их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».
13 августа 1521 года Великий Теночтитлан пал. Испанцы вместе со своими союзниками теперь безраздельно властвовали над мексиканцами. В «Нэшнл джиогрэфик» отмечается: «За едва заметный промежуток истории испанцы, вывозившие из страны золото, превратили в руины великие города и культовые центры Месоамерики. Коренные народы были порабощены и обращены в христианство, и империя ацтеков — последняя великая туземная цивилизация — распалась».
Но покорение принесло с собой не только политические перемены. Испанцы привезли ацтекам новую религию — католицизм,— и зачастую мечом насаждали ее среди мексиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества, католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин, богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской, причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тонацин. (Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во время священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по кругу, танцуя языческие танцы своих предков.
ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ
Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»). Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!
В XIV — XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась власть могущественной «золотой империи». Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 километров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их государства, не представляли, по их мнению, никакой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.
Кто же такие инки? Каково их происхождение?
Предшественники инков
Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам предшествовали другие развитые культуры. Они существовали за сотни и тысячи лет до появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и Тиауанако.
Эти древние народы поклонялись различным животным — ягуару, пуме и рыбам. Кроме того, было широко распространено поклонение богам гор. Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боливии), были найдены фаллоидные предметы — им поклонялись во время ритуалов плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший урожай.
Миф и реальность
Как народ инки сформировались примерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конкистадора-землевладельца и инкской принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой) к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту легенду до сих пор рассказывают детям в школе.
Однако если оставить мифы и обратиться к реальности, мы узнаем, что инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера Титикака. Растущее инкское государство присваивало себе достижения покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Существует множество предположений, касающихся того, как удалось инкам построить крепость-храм Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось никакого скрепляющего раствора. Однако эти стены древнего Куско, построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.