Изучение доколумбовых культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:35, реферат

Краткое описание

Изучение доколумбовых культур очень важно для разработки моделей социокультурной эволюции. Среди культур Месоамерики классического периода (III-Х вв.) наиболее хорошо документирована культура майя, прежде всего благодаря обширному корпусу иероглифических надписей и богатому археологическому наследию.

Файлы: 1 файл

Изучение доколумбовых культур очень важно для разработки.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

 

В храме столичного города Куско, построенном из отшлифованных камней, жрецы совершали служение солнцу. Изнутри стены храма были отделаны чистым золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь относился к храму солнца в Пачакама-ке, неподалеку от Лимы. Самые красивые девушки, начиная с восьми лет, проходили специальное обучение, чтобы служить «девственницами, предназначенными солнцу». Археологические раскопки показывают, что инки совершали и человеческие жертвоприношения. Они приносили детей в жертву апу — богам гор. На вершинах Анд были найдены замерзшие детские тела.

Хотя ни у инков, ни у предшествовавших им племен не было письменности, они создали специальный способ хранения сообщений — так называемое кипу. Кипу использовалось теми, кому поручалось хранить память о различных исчислениях и событиях и «состояло из системы шнуров различной толщины и разных цветов. Числа и другие данные передавались узелками различных размеров» («Археологический словарь», У. Брей, Д. Трамп).

 

 

Искусство работы с металлом

 

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки. Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого периода были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже если они имели точно такие же инструменты.

С помощью гладких, крепких камней, которые служили им одновременно и молотом и наковальней, кузнецы и ювелиры выковывали из сырой заготовки слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми, и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании заготовки, что улучшало ковкость металла.

 

Искусство ткачества или истинное ”золото” инков

 

Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой желанной добычей. Но среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, это объяснялось трудоемкостью их производства. Многие слои населения были задействованы для изготовлений одежды, начиная с крестьян, выращивавших

хлопок, и кончая теми, кто обеспечивал поступление шерсти альпак, лам и викуний. Во всех, кроме самых элитных, домах шерстяное волокно промывалось, прочесывалось, красилось, затем из него получали пряжу, из которой ткали куски материи; они никогда не кроились, их просто сшивали вместе, и в результате получалось то, что в данный момент необходимо, - от мешков для зерна до одежды или изысканных декоративных тканей.

Большая часть населения носила простые одежды, такие, как, например, мужская туника, сделанная из относительно тонкой хлопковой ткани или из материи, выработанной на основе шерсти альпака, которая называлась "уаска". Ткани тончайшей выделки, называемые "кумби", предназначались для изготовления роскошных одежд самого Сапа Инки, членов его семьи и привилегированных лиц, которые получали на это специальное разрешение императора. Сделанные из тончайшего волокна, окрашенного в самые невероятные цвета, сотканные в виде стандартных образцов с геометрическими фигурами, такие наряды кумби сразу указывали на высокий статус того, кто их надевал. Туника с шахматным узором и треугольником вверху, с отлично подрубленными швами, указывала либо на выдающуюся отвагу владельца, либо на его высокое воинские звание; ярко раскрашенную узорчатую тунику мог носить только Сапа Инка или его наследники.

Начало конца

 

Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со своей армией — Перу в то время было ослаблено междоусобной войной. Атавальпа, направляясь к столице, одержал победу над принцем Васка-ром, своим сводным братом и законным наследником престола, и взял его в плен.

Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине страны, были радушно встречены узурпатором Атавальпой. Однако испанцы, хитростью взяв его в плен, лишили его престола и убили тысячи его воинов, которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор.

Однако даже плен не помешал Атаваль-пе продолжать междоусобную войну. Он направил в Куско посыльных, чтобы убить своего сводного брата Инку Васкара и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не подозревая, сыграл на руку Писарро.

Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа пообещал в обмен на освобождение дать Писарро столько золотых и серебряных статуй, что ими можно было бы заполнить огромную комнату. Но план Ата-вальпы не удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещанный выкуп был уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники считали идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

 

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству инков. Однако индейцы продолжали бороться, поэтому «предсмертная агония» растянулась на сорок лет.

Когда прибыло подкрепление, Писарро и его солдаты устремились к Куско, городу несметных сокровищ инков. Движимые жаждой золота, испанцы жестоко пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто пытался им противодействовать,— запугивая, заставляли молчать.

В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и должен был стать следующим Инкой (Манко Инка Юпанка), Писарро и его солдаты ворвались в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть золотых статуй они переплавили в слитки и отправили в Испанию. Неудивительно, что испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной добычей для британских пиратов! Сам же Писарро, награбив немало добра, отправился на побережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму.

Ясно увидев, насколько жадны и вероломны завоеватели, Манко  Инка Юпанки поднял восстание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в конце концов индейцам все же пришлось отступить и укрепиться в более отдаленных районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.

 

Последний Инка

 

Последним Инкой стал Тупак Амару (1572), сын Манко Инки Юпанки. В это время в Перу правили испанские вицекороли. Вице-король Толедо решил во что бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с беременной женой его повели в Куско — их ожидала смертная казнь. Индеец из Каньяра был исполнителем приговора. Один удар — и Инка был обезглавлен, в этот момент раздался скорбный вздох тысяч индейцев, собравшихся на рыночной площади. Его приближенные были замучены до смерти или повешены. Так быстро и жестоко был положен конец правлению Инков.

Постепенно на жизни индейцев, к которым долгое время относились как к рабам, стало отражаться влияние назначенных Испанией правителей, а также католических монахов и священников, что имело как положительные, так и отрицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях золота и серебра, одно из которых, серебряное, находилось в Потоси, Боливия. Чтобы уйти от страшной действительности, индейцы начали употреблять листья коки, которые обладают наркотическими свойствами. И только в начале XIX века Перу и Боливия обрели независимость от Испании.

 

Современные потомки инков

 

Как же сегодня живут потомки инков? Подобно другим современным городам, столица Перу, Лима,— шумный город с многомиллионным населением. Но в провинциальных районах время, кажется, остановилось еще сто лет назад. Во многих отдаленных селениях католические священники до сих пор имеют огромное влияние. Простой индеец-крестьянин никуда не пойдет с такой охотой, как в католическую церковь на деревенской площади. Статуи святых в длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи, таинственные богослужения и особенно танцы и празднества — все это вносит хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако несмотря на то, что это разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и своих прежних верований. Кроме того, многие индейцы, как и раньше, употребляют листья коки, которым приписываются мистические свойства.

Благодаря стойкости, свойственной потомкам инков (у многих из них уже смешанное происхождение), им удалось сохранить свои яркие традиционные танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно относятся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те, кто лично знаком с современными потомками инков — кто наблюдал их каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним интерес и ближе познакомиться с их жизнью,— те не останутся равнодушными к их истории!

 

Используемая литература:

 

1.      Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

2.      История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.

3.      Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

4.      Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997. «Народы Америки» т.2, М.,1959

5.      Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ.,  М.,  1949

6.      Кинжалов Р.В.  «Искусство древней Америки», М., 1962

7.      Соди Д. «Великие культуры Месоамерики ». М., 1985

8.      «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985

9.      Журнал «Пробудитесь» 1996 г.

 



Информация о работе Изучение доколумбовых культур