Проблема изучения и типологизации культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:37, реферат

Краткое описание

Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы, даже стереотипы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность передачи культурного опыта от поколения к поколению, а также между странами, территориями и различными культурами.

Оглавление

Введение
1. Культурная статика и культурная динамика
2. Материальная и духовная культура
3. Культурное наследие, культурные универсалии
4. Мировая и национальная культура
5. Региональная культура: культура севера, юга, востока и запада
6. Культура массовая и элитарная
7. Субкультура и контркультура
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культ.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Оглавление

Введение

1. Культурная  статика и культурная динамика

2. Материальная  и духовная культура

3. Культурное  наследие, культурные универсалии

4. Мировая и  национальная культура

5. Региональная  культура: культура севера, юга, востока  и запада

6. Культура массовая  и элитарная

7. Субкультура  и контркультура

Заключение 

Список литературы

Введение 
 

Культура - это  сложная, многоуровневая система. С  одной стороны, это уже накопленные  обществом материальные и духовные ценности, наслоение выработанных предметов и идей культуры, как формы общественного сознания от разных эпох, времен и народов, сплавленных воедино в понятие культура. 

С другой стороны, это "живая" (то есть сиюминутная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на накопленное наследие, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим. Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса. 

Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы, даже стереотипы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность передачи культурного опыта от поколения к поколению, а также между странами, территориями и различными культурами. 

1. Культурная  статика и культурная динамика 
 

Для культуры как  социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости, второе - рассматривает культуру как процесс в движении и изменении. 

Во взаимодействии с другими формами общественного сознания культура постоянно развивается. Это движение можно обозначить как постоянство динамики, изменчивости культуры, которая в первую очередь должна поспевать за изменениями в материальной культуре - изменениями в способе производства, изменениями в производительных силах общества. Среда, искусственно создаваемая человекам, как часть культуры - производственной, научной, технологической - меняется сама и заставляет изменяться, быстро изменяться культурную среду человека. Главное при этом, чтобы культурная "динамика" не оказалась движением культуры в сторону деградации, упрощения, духовного обнищания под воздействием все большей технологизации производства и жизни человека. 

Для того чтобы  уравновесить этот процесс стремительного развития материальной культуры и существует статика культуры, или повторяемость, неизменность, которые отсылают нас к классическим формам, предметам, идеям культуры, доставшимся нам в наследство от прошлых времен, именно как вершины культуры, как достижения. Без усвоения этих эталонов культуры - из самых разных областей, в особенности из искусства - мы не можем утверждать, что общество, человечество в целом движется в направлении прогресса, развития, усложнения, просвещенного разума. Культурная статика, как оборотная сторона культурной динамики, не дает общей человеческой культуре погибнуть, отбросив наследие прошлого как ненужный хлам. Культура веков и народов - надежный фундамент, прочный, статичный, в хорошем смысле слова, который служит прочным основанием для неизбежных и постоянных изменений в культуре, не повреждающих духовную основу существования человечества.

2. Материальная  и духовная культура 
 

Базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных - духовную. Но их разделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Например, жизнь человека, перенесенная на экран документального кино, с одной стороны, представляет собой слепок реальной жизни человека, а с другой стороны, - художественное переосмысление, обобщение в форме искусства документалистики жизни не только данного конкретного человека, но и общества, в котором в данный момент времени происходят процессы отражаемые на экране. 

Важная особенность  материальной культуры - ее нетождественность  ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально  преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. 

В материальную культуру входят: культура труда и  материального производства, культура быта, культура топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура. 

Совокупность  нематериальных элементов образует духовную сторону культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы  поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Для знаний, например, таким посредником являются книги. 

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. 

По мнению некоторых  культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести  только к материальной или духовной области. Они представляют собой "вертикальное сечение" культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

3. Культурное  наследие, культурные универсалии 

культура духовный элитарный массовый 

В культурной статике  элементы разграничены во времени и  в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание  временем и передающаяся следующим  поколениям как нечто ценное и почитаемое, носит название культурного наследия. Наследие - важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов. 

Кроме культурного  наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала - географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. 

В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые  присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. 

Американские  антропологи выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур  элементов. Среди них: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, танцы, декоративное искусство, образование, этика, этикет, семья, празднества, законы, медицина, музыка, мифология, число, карательные санкции, личное имя, религиозные ритуалы и другие. Так или иначе, для любого общества, на любой стадии его развития, характерно присутствие пусть и в зачаточном виде тех форм общественного сознания, которые на сегодня становятся нам все более известны.

4. Мировая и  национальная культура 
 

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. 

Национальная  культура, в свою очередь, выступает  синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. 

Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности производственно-технологического способа производства, экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. 

Мировая и национальные культуры сегодня не являются замкнутыми образованиями, а находятся в  непрерывном взаимодействии, обмене. Наиболее быстрыми способами, формами и объектами усвоения являются особенности национальной культуры в сфере одежды, пищи, жилища, а также музыки, кинематографа, телевидения (в части создания культурных образцов), массовой физической культуры, использующей национальные практики оздоровления и так далее.

5. Региональная  культура: культура севера, юга, востока  и запада 
 

Региональные  культуры существуют в определенном географическом ареале. Масштабы ареала могут быть различны. Есть случаи, когда региональная культура совпадает с национальной (например, культура Кореи). Но, как правило, региональные культуры объединяют несколько родственных национальных культур, что обусловлено сходными географическими, климатическими и другими условиями, особенностями жизни и т. д. 

Самыми крупномасштабными  регионами Земли, в которых исторически  сложились различные культуры, являются "Запад" и "Восток", "Север" и "Юг". Они отличаются общественно-экономическими и политическими структурами, основными мировоззренческими установками, ценностными ориентациями. 

Западная культура ориентирована на познание и преобразование окружающего мира, ценности технического и технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование  культуры и общества. Она содержит идею значимости личности, приоритета инициативы и творчества. 

Для восточной  культуры, в отличие от западной, характерны: большая интроверсия, то есть сосредоточенность на внутренней жизни человека; ориентация не на преобразование природы, а на приспособление к ней; поиск компромисса между противоположностями, их органичного синтеза (например, старого и нового); идея общности, единства людей в противоположность западному индивидуализму. Культура Востока имеет свою региональную структуру, в которой выделяются такие основные типы, как китайская (Дальний Восток), индо-буддийская (Средний Восток), арабо-исламская (Ближний Восток) культуры. 

В последнее  время все отчетливее проявляется  противоположность типов культуры по оси "Север - Юг". В культурологическом смысле понятие "Север" тождественно понятиям "Запад", "западный тип культуры". Понятие "Юг" частично пересекается с "Востоком" и обозначает социокультурный мир народов субтропического пояса - в первую очередь африканского континента, а также Меланезии, Океании. 

В настоящее  время под влиянием заметно усиливающихся интеграционных процессов происходит формирование мировой цивилизации и мировой культуры. Мировая культура образуется не в результате слияния и взаиморастворения национальных культур, а путем объединения их лучших достижений.

6. Культура массовая и элитарная 
 

Массовая культура - это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов  людей, способная создавать положительные  и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание  и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие "массовая культура" впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей "Массовая культура" под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта. 

Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы "культурного потребления", распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. 

Массовая культура, поп-культура, масскультура, это культура большинства - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. По мнению большинства специалистов и исследователей культуры, массовая культура характеризуется как отрицательное свойство, признак, движение общественного сознания в сторону его деградации. 

Тем не менее, есть исследователи, придерживающиеся оптимистической  точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, которые указывают что: 

- она притягивает  к себе массы, не умеющие  продуктивно использовать свое  свободное время ; 

Информация о работе Проблема изучения и типологизации культур