Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:37, реферат
Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы, даже стереотипы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность передачи культурного опыта от поколения к поколению, а также между странами, территориями и различными культурами.
Введение
1. Культурная статика и культурная динамика
2. Материальная и духовная культура
3. Культурное наследие, культурные универсалии
4. Мировая и национальная культура
5. Региональная культура: культура севера, юга, востока и запада
6. Культура массовая и элитарная
7. Субкультура и контркультура
Заключение
Список литературы
- создает своего
рода семиотическое
- дает возможность
широкой аудитории
Элитарная культура
(от франц. elite - отборное, выбранное, лучшее)
- субкультура привилегированных
групп общества, характеризующаяся
принципиальной закрытостью, духовным
аристократизмом и ценностно-смысловой
самодостаточностью. Обращена, как правило,
к избранному меньшинству своих субъектов,
являющихся одновременно ее творцами
и адресатами (круг тех и других почти
совпадает).
Это высокая
культура, противопоставляемая массовой
культуре по типу воздействия на сознание,
сохраняющего как будто бы исключительные
субъективные особенности и обеспечивающего
отдельную от основного потока культуры
смыслообразующую функцию. Ее основной
идеал - формирование сознания, готового
к активной преобразующей деятельности
и творчеству в соответствии с объективными
законами действительности.
Элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова. Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п.
7. Субкультура
и контркультура
Субкультура - это
часть общей культуры нации, в
отдельных аспектах отмечающаяся или
противостоящая целому, но в главных чертах
согласующаяся и продолжающая культуру
нации, которая получила название доминирующей
культуры. Субкультура отличается от доминирующей
культуры языком, взглядами на жизнь, манерами
поведения, прической, одеждой, обычаями.
Различия могут быть очень сильными, но
субкультура не противостоит доминирующей
культуре.
Субкультура (лат.
sub - под и cultura - культура; подкультура)
- часть культуры общества, отличающаяся
от преобладающего большинства, а также
социальные группы носителей этой культуры.
Субкультура может отличаться от доминирующей
культуры собственной системой ценностей,
языком, манерой поведения, одеждой и другими
аспектами,.
Различают субкультуры,
формирующиеся на национальной, демографической,
профессиональной, географической и других
базах. Как правило, субкультура проносится
человеком на протяжении всей жизни. В
частности, субкультуры образуются этническими
общностями, отличающимися своим диалектом
от языковой нормы. Другим известным примером
являются молодёжные субкультуры.
Примеры субкультур.
Музыкальные субкультуры. Одной
из самых ярких и известных
субкультурных общностей
В 1970-1980-е вслед
за новыми жанрами в рок-музыке сформировались
металлисты и панки. Первые культивировали
личностную свободу и независимость.
Последние же обладали ярко выраженной
политической позицией: девизом панк-рока
была и остается идеализированная анархия.
С появлением готик-рока, в 1980-е появилась
готическая субкультура. Характерные
ее черты - мрачность, культ меланхолии,
эстетика фильмов ужасов и готических
романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам
с Ямайки, появилась хип-хоп культура со
своей музыкой, имиджем и образом жизни.
Одной из первых
музыкально-молодежных субкультур современности
были хиппи, молодежное движение пацифистов
и поклонников рок-музыки. Многое
из их имиджа (в частности, мода на длинные
волосы) и мировоззрения перекочевало
в другие субкультуры. Связана с хиппи
субкультура битников. На Ямайке возникло
религиозно-музыкальное движение Растафари
(растаманы), которое, помимо музыки рэгги
и специфического имиджа, обладало определенной
идеологией. В частности, среди убеждений
растаманов - пацифизм и легализация марихуаны.
Интернет-сообщество
и интернет-культуры. С середины
1990-х годов прошлого века, с распространением
повсеместно Интернет-
Между некоторыми
субкультурами существует антагонизм.
Это касается музыкальных субкультур
и конфликтов на основе разных музыкальных
вкусов. Например, панки и рэперы.
Контркультура
- в широком смысле - тип субкультуры,
отвергающей ценности и нормы
господствующей в данном обществе культуры
и отстаивающей свою альтернативную
культуру. Старейшей является контркультура
преступного мира. Ее появление было вызвано
естественным обособлением лиц, нарушающих
закон (ссылки в отдаленные места, тюремное
заключение, "сходки") от основной
культуры. В результате этого образовалась
очень жесткая субкультура с четкой иерархической
лестницей и своими законами. В разных
странах эта субкультура имеет свои отличительные
особенности.
В России после
1990-х годов многие элементы этой
субкультуры проникли в массовую
культуру: элементы блатного жаргона,
блатная песня и татуировки. Часто гопников
относят к представителям уголовной субкультуры.
Однако сами гопники ("хулиганы"),
не выделяют себя как особую субкультуру,
и данное определение можно считать номинальным.
Еще один яркий
пример контркультуры - радикальная часть
субкультуры скинхедов. Зародившись как
музыкальная, эта субкультура долгое время
была связана с музыкой регги и ска, но
впоследствии часть скинхедов примкнула
к радикальным политическим течениям.
Однако не надо путать саму субкультуру,
которая в общем аполитична (таковы, например,
традиционные скинхеды) и радикальную
часть субкультуры (контркультуру), которая
связана с неонацистами, антикоммунистами
и др. политическими убеждениями.
Заключение
Культура, как
явление, предмет или процесс, присущие
каждому народу, территории, стране, континенту,
развивается (или деградирует) как и любой
другой общественный процесс. Для правильного
понимания происходящих движений в культурном
пространстве и материальной культуре,
науке и практике требуется определенным
образом структурировать данное явление.
Правильное структурирование культуры
дает не только понимание процессов, протекающих
в ней, но и позволяет исследовать их закономерности.
Это требуется каждому обществу, каждой
стране, которая заинтересована в том,
чтобы оставаться в общем культурном пространстве
какой-либо территории, континента, планеты
в целом. Культура требуют немалых затрат
из бюджета данной страны или территории,
которые нужно планировать и анализировать
их пропорции между сферами культуры.
Без знания и понимания того, как структурирована
культура невозможно подойти к той части
культуры, которая считается "бесплатной",
государственной или народной. В противном
случае вся культура будет сведена к ее
коммерческому варианту, предоставляемому
представителями бизнеса. Коммерциализация
же культуры приведет к ее полному вырождению,
поскольку торговца не интересует та культура,
которая не приносит прибылей. Поэтому
понимание структуры культуры необходимо
нам для знания, предвидения, планирования
и анализа процессов и явлений происходящих
в данной среде, потому что от содержания,
от наполнения этой среды зависит нынешнее
и будущее содержание общественного сознания,
качество культурного пространства в
обществе. Если культуры нет, или существует
только ее коммерческий "заменитель",
то общество обречено. Ведь надо понимать,
что культура - это не только музыка, театр,
танцы, кино. Это еще и образование, наука,
новые технологии, передовая культура
производства.
Список литературы:
1. Культурология.
История мировой культуры: Учебник
для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000.
- 600 с.
2. Культурология:
Учеб.для студ.техн.вузов / Колл. авт.;
Под ред. Н.Г.Багдасарьян. - 3-е изд.,
испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
3. Левикова С.
И. Молодежная субкультура:
4. Культурология.
XX век. Энциклопедия в двух
томах / Главный редактор и
составитель С.Я.Левит. -- СПб.: Университетская
книга, 1998. -- Т. 2.. -- С. 385--389.. -- 640 с.
5. http://www.countries.ru/
6. Энциклопедия
социологии / Сост. А. А. Грицанов,
В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин,
Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.
-- Мн.: Книжный Дом, 2003. -- 1312 с. -- (Мир
энциклопедий)
7. Глушкова Ольга
Михайловна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
СУБКУЛЬТУРЫ.
8. Кравченко
А. И. Культурология: Учебное
пособие для вузов. -- 3-е изд.- М.:
Академический проект, 2001.
9. http://countrystudies.ru/mas_
10. http://www.lomonosov.org/
11. Фетисова Т.
А. Культура города. //Человек:
образ и сущность. - М., 2000.
12. Белл Д.
Грядущее постиндустриальное
13. Шестаков В.
П. Мифология XX века: Критика теории
и практики буржуазной "массовой
культуры". - М., 1988.
14. См.: Костина
А.В. Культурология: учебник / А.В.
Костина.. - 5-е изд., стер.. - Москва.: КНОРУС,
2010.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Проблема изучения и типологизации культур