Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:35, реферат
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.
Введение - 3 -
1. Барокко Италии - 7 -
2. Барокко Фландрии - 10 -
3. Барокко Испании - 11 -
4. Барокко Германии - 12 -
5. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
6. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -
разумный. Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность,
трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная возможность
обобщения в мессе.
Черты стиля: 1) мелодия — опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и
символы церковной музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”, “Органная фантазия” g-moll).
Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых вершин.
Ораториальные жанры —
возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея страстей трактована
гуманистически-нравственно. Его герой смиренно, бестрепетно и непреклонно идет на
жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах в рамках цикла свободно объединяет
повествовательный
речитатив, церковный хорал
Бах отходит от обрядовой
цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования. Сфера Мессы — человеческие идеалы в их эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы — страдания и действия, радости — в развитии стремятся в противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный круг музыкальных образов.
Это значит, что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.
Большинство инструментальной
взаимообогащения различных областей, жанров, типов изложения. Центральное место занимает музыка для клавира и органа.
Клавир — творческая
предельные требования к инструменту. Клавирный стиль отличается энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем, богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Бах ввел новые приемы игры. Произведения: пьесы для начинающих (маленькие прелюдии, фугетты), прелюдии и фуги (ХТК), сюиты, концерты (Итальянский), токкаты, фантазии (свободная импровизация, патетически приподнятый тон, виртуозная фактура), “Искусство фуги” (создал классическую фугу).
Великая роль в творчестве Баха принадлежит органу. Органный стиль наложил
отпечаток на все инструментальное мышление композитора. Именно органу принадлежит жанр, связывающий инструментальную музыку с духовными кантатами и пассионами — обработки хоралов (более 150). Органные сочинения тяготели к отстоявшимся формам, традиционным жанрам, которым Бах дал качественно новую интерпретацию: прелюдия и фуга (разграничил две композиционные сферы, усовершенствовал их, воссоединив в новом синтезе).
Писал Бах и для других
сюиты для оркестра, концерты, сыгравшие огромную роль для дальнейшего музыкального
развития.
Огромное наследие Баха
рамки одного стиля, одной эпохи – [3. стр.45-60].
XVII в оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое
наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья,
разработка полифонических форм, расцвет мадригала. Но непосредственного исторического продолжения многое из ранее достигнутого не получило. Движение творческой мысли тормозилось и прерывалось в силу особых исторических обстоятельств. В сложных условиях выдвинулась в Англии фигура гениального музыканта Генри Персела (1658-1695гг.). Им написаны произведения в различных жанрах, некоторые его песни стали “народными”, он развил духовные хоровые песнопения (“антемы”). Но главной областью творчества была музыка для театра (опера, музыка к 152 спектаклям). Явился родоначальником и завершителем национальной оперной школы. Характерно: 1) опора на глубинные музыкальные традиции
Возрождения; 2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-жанровые образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности; 3) концентрация музыкальной образности; 4) драматизм и трагизм в мировосприятии; 5) принцип единовременного контраста в образах, интонациях, гармонии, ритмах; 6) композиция крупного плана с большой цельностью частей.
В области английской
школы (верждинелисты — по названию инструмента). Представители: Берд, Булл, Морни,
Гиббонс. Наибольший интерес из их творчества представляют вариации на тему танцев и
песен.
Георг Фридрих Гендель
Мастером крупнейшего масштаба эпохи стал Георг Фридрих Гендель — крупнейший
полифонист,
тяготеющий к синтетическим вокально-
творчество — это эпическое величие, воображение, многоплановость контрастов,
направленность вширь и во вне духовного мира, действенность и картинность творчества.
Неоднозначно решается вопрос о национальной принадлежности искусства Генделя: сложился как музыкант в Германии, с 1704 по 1740г. писал итальянские оперы, в 1717 переселился в Лондон. Его творчество стало поистине интернациональным.
Инструментальная музыка —
вокальными произведениями, именно образы, картинно-изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тематизм, общий облик пьес, отдельных частей. В целом характерны блеск, пафос, густота звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени, темперамент, импровизационные разливы.
Наиболее характерен для
придерживался принципа “быстро-медленно”. Его концерты (в том числе и для органа) —
чисто светские произведения, с включением танцевальных частей. В общем тонусе преобладают праздничность, энергичность, контрастность, импровизационность.
Работал Гендель и в других
жанрах инструментальной
фантазиях, каприччо, вариациях, писал развлекательную музыку (двойные концерты, “Музыка на воде”).
Все же ведущую область творчества занимают синтетические жанры: опера, оратория.
В течение тридцати лет
в стиле итальянской оперы (исключая первые три, написанные для Гамберга), но не
ограничиваясь рамками оперы seria. Его интересуют разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки. Основным стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт традиционен. 2 лагеря, 2 нации, конфликт в душе героя (борьба между чувством и долгом). Вокальные формы близки инструментальному складу. Гендель объединяет речитатив и арию в сцене сквозного действия. Часто выделяет инструментальные номера. Его оркестр выразителен, красочен, блестящ, динамичен. Увертюра французского типа весьма импозантна, величественна, полна мощи.
Большое значение имеет
социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя неизменно выразительна,
действенна, контрастна, изобразительно-картинна, образно-конкретна. Трактует хор как
действенную, живописную, драматическую краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда персонифицируется. Очень важна партия оркестра,
дифференцированная, детализированная. Герой его ораторий — гиперболический образ,
слитый с народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной
трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”), героические дифирамбы (“Мессия”), оратории-обличения (“Валтасар”), лирические (пасторали, сказки, идиллии, утопии).
В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава продолжала
расти в XVIII в, его произведения исполнялись в Европе. Его музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.
Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой
музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации. Музыка барокко — огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко — “необарокко” — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос — излюбленная фигура барочной риторики).
“Что смерть благочестивым” (фон Хоффмансвальгау), “Что молодость, почет, искусность, блеск наград?” (Грифиус), “Что мне эта квинтэссенция праха?” (Шекспир).
Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке: 1) жанрово-танцевальное, вплоть до
звукоизобразительной программности (“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде) ; 2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов) ; 3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории.) и лаконичные номера; 4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх) ; 5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем — подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из II т. ХТК: блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после
чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир — одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус) ; 6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко — отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности) : контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии; 7) хаос — порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.