Барокко в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:35, реферат

Краткое описание

Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.

Оглавление

Введение - 3 -
1. Барокко Италии - 7 -
2. Барокко Фландрии - 10 -
3. Барокко Испании - 11 -
4. Барокко Германии - 12 -
5. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
6. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)
>путник, Блаженства вечный пир, В пути к отчизне  спутник, Пожатие десницы, Пылающее

пламя, И райские зарницы, Горящие над  нами.

   Хофмансвальдау. “Смерть” Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма — с другой (гравюры Шенфельда).

   Противопоставления существуют  и на уровне типа мышления, мироощущения,

пространства, времени.

   Игралище времен, непостоянный род,  На сцене бытия в преддверии  утраты Тот 

вознесен, тот пал, тому нужны палаты, Тому — дырявый кров; кто царствует, кто ткет.

   Грифиус. “Подобье нашей жизни” Перед нами типично барочная картина мира. Он

неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.

   Кроме вышеизложенного, типичными  специфическими чертами эпохи  можно считать: 1.

Усиление  религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами,

видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин) ; 6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).

   В эпоху барокко произведения  искусства “активно стремятся  соединиться с другими” 

(Липатов). Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как

декоратор одновременно (Бернини “Собор святого  Петра”) – [см. Рис.1].

   Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных  решений в 

архитектуре, музыке).

   Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная

декорировка пространства, нарастание массы к  центральной части, заполнение ниш  статуями. 
 
 

 

Рис.1 Балдахин Бернини в соборе Святого Петра. 
 

 

 

1. Барокко Италии

   Первоначально очагом культуры  барокко была Италия. Для Италии  — это время 

медленного  заката многовекового блистательного искусства. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно: 1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов: а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной из картин в сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что иное, как обман” — Милиция); б) фасад — как изображение несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна — то как пролеты, то как изобразительный элемент (дворец Цуккары, окна — раскрытая пасть чудовища).

   2. Стилизация одних форм под  другие (церковь Сант-Иво Баррамини.  План здания 

выполнен  в форме пчелы).

   3. Излишества различного рода (детализация,  обилие украшений).

   Представители: Барромини Франческо. Для его работ типично: 1. Дробность массы

здания; 2. Дематериализация каменных масс; 3. Динамизм решений; 4. Богатая внутренняя

отделка: золото, полудрагоценные камни. Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

   Бернини Лоренцо. Для его работ  типично: 1. Изящество в сочетании  с математическим 

расчетом; 2. Мастерская работа с фактурой камня; 3. Использование оптических эффектов.

   Например: лестница в папском  дворце в Ватикане, церковь Сант-Андреа  дель Квиринале

(овал  в плане здания).

   Будучи великим архитектором, он  был прекрасным графиком, рисовальщиком  и 

скульптором. Наиболее известные работы: “Давид”  — динамизм (тело повернуто вокруг своей оси), напряженность мускулов, экспрессия лица.

   “Алтарь св. Терезы” в церкви Санта-Мария делла Витториа: “. стена алтарного

полукружия  расторгается сверхъестественной неудержимой  силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение” (Липатов.) 2. Скульптура Вообще, в скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись — скульптуру. Крупным скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой

героического  или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью,

необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.

   Живопись 

   Живопись итальянского барокко  выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи. Для

его произведений характерно: 1) мифологические, библейские, исторические сюжеты; 2)

эффектное, театральное, помпезное изображение; 3) обязательное присутствие архитектурного фона; 4) яркость, контрастность колорита; 5) динамика изображения.

   Например: “Сотник перед Христом”.

   Другим блистательным мастером  барокко был Джованни Батисто  Тьеполо — художник 

широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.

   К стилю барокко относится  творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях 

чисто барочные черты: динамизм, эффектное  изображение, получили иную окраску  — все 

кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и

демонстративного  сарказма. Характерно: 1. Гиперболизм  в изображении; 2. Искажение 

пропорций; 3. Мрачная, холодная красочная гамма; 4. Нервный, “пляшущий” мазок.

   Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты: 1. Жесткость, плотность

фактуры; 2. Пластическая моделировка; 3. Приближение  фигуры к переднему плану; 4.

Цельность, строгая соотнесенность частей; 5. Детализация.

   Среди его произведений такие,  как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во

гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла” – [2.стр. 78-85].

   Музыка

   В музыкальном искусстве XVII в.  начинается как бы с решительного  перелома, с 

бескомпромиссной  борьбы против полифонии строгого стиля. В это время было провозглашено рождение нового стиля — монодии с сопровождением, гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые творческие искания – [4. стр. 137]

Опера

   Новые исторические условия и  социальная атмосфера, новые черты  мировоззрения 

сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVII в. в истории музыкального развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная

комедия (Веке “Тик-так-ток”), комедия масок, драматические спектакли, интермедии.

Выдающимся  оперным композитором был Клаудио  Монтеверди, который углубил 

драматическую сущность нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами

музыки  показал многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена

драматическая мелодия (concitato — взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его произведения: оперы “Орфей” 1607г., текст А.  Стриджо, “Ариадна” 1608г., текст Ринуччини, “Коронация Поппеи” 1642г. и др. интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки” и др.

   С середины XVII в. намечается определенная  колея развития оперного жанра, 

устанавливаются типы, разновидности, образуются школы: 1) Венецианская. Фр.  Ковали,

Марк  А. Чести, Фр.  Сократти, А.  Сартарио, Дж.  Лоренцо, Д. Фрески.

   Характерно: а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной  трактовке; 

б) захватывающее  действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов — только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли).

   2) Неаполитанская, во главе с А.  Скарлатти. В его творчестве  откристаллизовался жанр 

оперы-serio (серьезной оперы). Черты: а) Сюжет исторический, легендарный, античный,

мифологический; б) стержень — любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение музыки; д) текст носит обобщающий характер; е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная. ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра — simfonia: 1 ч. — быстрая, 2 ч. — кантиленная, 3 ч. — моторная.

   Оратория

Параллельно опере развивается крупный вокальный  жанр оратории, более 

камерный  кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет  ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).

   Кантата в XVII в. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно

приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с именами Дж.  Кариссими, А.  Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более масштабная).

Информация о работе Барокко в зарубежных странах