Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:35, реферат
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.
Введение - 3 -
1. Барокко Италии - 7 -
2. Барокко Фландрии - 10 -
3. Барокко Испании - 11 -
4. Барокко Германии - 12 -
5. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
6. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -
пламя, И райские зарницы, Горящие над нами.
Хофмансвальдау. “Смерть” Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма — с другой (гравюры Шенфельда).
Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения,
пространства, времени.
Игралище времен, непостоянный род, На сцене бытия в преддверии утраты Тот
вознесен, тот пал, тому нужны палаты, Тому — дырявый кров; кто царствует, кто ткет.
Грифиус. “Подобье нашей жизни” Перед нами типично барочная картина мира. Он
неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.
Кроме вышеизложенного,
Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами,
видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин) ; 6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).
В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с другими”
(Липатов). Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как
декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”) – [см. Рис.1].
Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в
архитектуре, музыке).
Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная
декорировка
пространства, нарастание массы к
центральной части, заполнение ниш
статуями.
Рис.1 Балдахин
Бернини в соборе Святого Петра.
Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии — это время
медленного заката многовекового блистательного искусства. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно: 1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов: а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной из картин в сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что иное, как обман” — Милиция); б) фасад — как изображение несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна — то как пролеты, то как изобразительный элемент (дворец Цуккары, окна — раскрытая пасть чудовища).
2. Стилизация одних форм под другие (церковь Сант-Иво Баррамини. План здания
выполнен в форме пчелы).
3. Излишества различного рода (детализация, обилие украшений).
Представители: Барромини Франческо. Для его работ типично: 1. Дробность массы
здания; 2. Дематериализация каменных масс; 3. Динамизм решений; 4. Богатая внутренняя
отделка: золото, полудрагоценные камни. Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.
Бернини Лоренцо. Для его
расчетом; 2. Мастерская работа с фактурой камня; 3. Использование оптических эффектов.
Например: лестница в папском дворце в Ватикане, церковь Сант-Андреа дель Квиринале
(овал в плане здания).
Будучи великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и
скульптором. Наиболее известные работы: “Давид” — динамизм (тело повернуто вокруг своей оси), напряженность мускулов, экспрессия лица.
“Алтарь св. Терезы” в церкви Санта-Мария делла Витториа: “. стена алтарного
полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение” (Липатов.) 2. Скульптура Вообще, в скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись — скульптуру. Крупным скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой
героического или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью,
необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.
Живопись
Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи. Для
его произведений характерно: 1) мифологические, библейские, исторические сюжеты; 2)
эффектное, театральное, помпезное изображение; 3) обязательное присутствие архитектурного фона; 4) яркость, контрастность колорита; 5) динамика изображения.
Например: “Сотник перед Христом”.
Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто Тьеполо — художник
широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.
К стилю барокко относится
творчество Алессандро
чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску — все
кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и
демонстративного сарказма. Характерно: 1. Гиперболизм в изображении; 2. Искажение
пропорций; 3. Мрачная, холодная красочная гамма; 4. Нервный, “пляшущий” мазок.
Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты: 1. Жесткость, плотность
фактуры; 2. Пластическая моделировка; 3. Приближение фигуры к переднему плану; 4.
Цельность, строгая соотнесенность частей; 5. Детализация.
Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во
гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла” – [2.стр. 78-85].
Музыка
В музыкальном искусстве XVII в.
начинается как бы с
бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это время было провозглашено рождение нового стиля — монодии с сопровождением, гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые творческие искания – [4. стр. 137]
Опера
Новые исторические условия и
социальная атмосфера, новые
сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVII в. в истории музыкального развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная
комедия (Веке “Тик-так-ток”), комедия масок, драматические спектакли, интермедии.
Выдающимся оперным композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил
драматическую сущность нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами
музыки показал многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена
драматическая мелодия (concitato — взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его произведения: оперы “Орфей” 1607г., текст А. Стриджо, “Ариадна” 1608г., текст Ринуччини, “Коронация Поппеи” 1642г. и др. интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки” и др.
С середины XVII в. намечается определенная
колея развития оперного жанра,
устанавливаются типы, разновидности, образуются школы: 1) Венецианская. Фр. Ковали,
Марк А. Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо, Д. Фрески.
Характерно: а) античный, мифологический,
исторический сюжет в
б) захватывающее действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов — только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли).
2) Неаполитанская, во главе с А. Скарлатти. В его творчестве откристаллизовался жанр
оперы-serio (серьезной оперы). Черты: а) Сюжет исторический, легендарный, античный,
мифологический; б) стержень — любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение музыки; д) текст носит обобщающий характер; е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная. ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра — simfonia: 1 ч. — быстрая, 2 ч. — кантиленная, 3 ч. — моторная.
Оратория
Параллельно
опере развивается крупный
камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).
Кантата в XVII в. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно
приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более масштабная).