Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:35, реферат
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.
Введение - 3 -
1. Барокко Италии - 7 -
2. Барокко Фландрии - 10 -
3. Барокко Испании - 11 -
4. Барокко Германии - 12 -
5. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
6. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -
В эстетике барокко музыка
определялась через точные
1) служения Богу;
2) украшения человеческой жизни.
“Музыкальная композиция — это
математическая наука,
составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе” – [4. стр. 117-123].
Вальтер
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.).
Среди двора фонтан, наполненный до края, Кристальная струя звенит, не угасая, На
влажный алебастр спадая с вышины.
Есть сто чудовищ там —
Жорж де Скюдери “Аларих, или побежденный Рим” 1654.
К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на
библейские сюжеты: “Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”. Для его
творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.
В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе: 1)
Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты:
громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая
величественность речи героев; 2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера; 3)
“Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности. Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он — назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов).
Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру
присущи: 1) условность, витиеватость стиля; 2) своеобразный язык с включением
простонародных слов; 3) динамика действия; 4) сложная композиция; 5) напыщенность,
аффектация.
На сцену вышли новые
комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и Педро Кальдерон
(“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г., “Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира” 1675). Основные черты: 1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем конфликте драмы; 2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением; 3) обнажение жизненных противоречий – [3. стр. 60-62].
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое
пространство: рубеж XVI-XVII вв — XVIII в. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: 1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; 2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; 3. Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; 4. Динамика, импульсивность; 5. Декоративность, живописность, излишество элементов.
В тоже время, барокко
Мир барокко столь же
Лети душа, лети, долой пределы
Земного бытия, круг жизни разорви, Отбрось утехи дальнего удела,
Тяжелое ярмо земной любви.
Душе легко, открыты небеса,
Там обручились вечность и краса.
фон Хоффмансвальдау. “Мир”
1. История искусства зарубежных стран. Том 3. — М., 1964.
2. История западноевропейского искусства III-XX вв. — М., 1940.
3. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве.
Отв. ред. Виллер. — М.: “Наука”, 1966.
4. Эскина Н. Барокко // Музыкальная жизнь, № 1,2,1991.