Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:26, курсовая работа
Рестораны должны иметь художественно оформленные рекламные проспекты, фирменные обложки меню, приглашения. Обслуживание потребителей осуществляется официантами, метрдотелями, барменами, в совершенстве знающими виды сервировки, правила и технику обслуживания, а в ресторанах, обслуживающих иностранных туристов, имеющими знания иностранного языка, необходимые для выполнения своих обязанностей. Обслуживающий потребителей персонал должен работать в форменной одежде и обуви единого образца.
Введение 3
1 Основная часть 4
1.1 Общая характеристика торгового объекта 4
1.2 Торговые помещения, их характеристика и оснащение 5
1.3 Методы и формы обслуживания потребителей и их характеристика 13
1.4 Ассортимент продукции собственного производства и покупных
товаров 17
1.5 Подготовка торгового объекта к обслуживанию потребителей 28
1.6 Организация обслуживания потребителей 32
1.7 Использование рекламных средств в торговом объекте 40
1.8 Организация обслуживания банкета 42
2 Выводы и предложения по совершенствованию организации 53
обслуживания
Список использованных источников 54
Приложения А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
· Поставить блюда с помощью ручника на поднос и доставить в зал на подсобный стол.
При получении сладких блюд особое внимание обращают на блюда, отпускаемые в стеклянной, хрустальной посуде, чтобы на ней не было сколов, трещин.
Интервалы между получением и доставкой разных блюд устанавливают официант и посетители по договорённости.
Техника работы официанта:
Приступая
к работе с заказом, официант должен
соблюдать общие правила
Гостей следует обслуживать быстро, без шума и суеты. Время ожидания должно составлять не более 15-20 минут (до момента подачи холодных блюд).
Официант должен уметь ставить посуду и раскладывать столовые приборы перед гостем без шума, плавным движением и в определённом порядке.
Официант должен подавать блюда и напитки правой рукой с правой стороны от посетителя. Каждое последующее блюдо подают лишь после того, как со стола будет убрана использованная посуда. Уборка посуды с остатками пищи производиться только с согласия гостя.
Все заказанные блюда и напитки приносят в зал на подносе, застеленном салфеткой, его следует нести на левой руке, а при необходимости удерживать правой.
Существует несколько способов переноски подносов: на площади всей ладони и широко раздвинутых прямых пальцев, на кончиках пяти пальцев (лёгкий поднос). Поднос с блюдами нельзя поднимать выше плеча (исключение может быть сделано лишь в подсобном помещении).
Блюда и напитки на подносе устанавливают только в один ряд. Буфетную и кухонную продукцию следует приносить раздельно. Нельзя носить пустой поднос, опустив его вниз до уровня колен.
С раздаточного прилавка поднос поднимают двумя руками, взяв его правой рукой, делают движение полусогнутой кистью левой руки к середине подноса. Официант далее держит на кончиках полусогнутых четырех пальцев и вытянутого большого пальца.
Легкий поднос держат при полусогнутой кисти рук. Из этого положения поднос можно перевести в положение на ладонь. Лёгкий поднос держат на кончиках пяти пальцев против левой стороны груди на уровне локтя или несколько выше его.
Если поднос перегружен посудой с блюдами, то его держат чуть ниже груди.
Все блюда и напитки ставят на поднос только в один ряд. Более тяжелая посуда должна находиться ближе к официанту, высокая – в центре подноса, более низкая и легкая – ближе к краям подноса.
Принесённые из кухни на блюдах кулинарные изделия в мисках, баранчиках следует показать посетителям – заказчикам, а затем, получив их разрешение, разложить на тарелки. При раскладывании пищи на тарелки непосредственно у обеденного стола официант должен находиться к посетителям с блюдом с левой стороны.
Если блюдо раскладывают по тарелкам на подсобном столике, этот столик придвигают к обеденному. Блюда ставят сбоку или за тарелкой, на которую перекладывают кулинарное изделие, пользуясь приборами для раскладки.
При подаче сигарет, счета принято подходить с левой стороны. Убирать использованную посуду можно как с правой, так и с левой стороны.
Во время обслуживания необходимо поддерживать чистоту и порядок на столе: использованную посуду, рюмки, бокалы надо своевременно убирать, крошки сметать щеткой в совок, пятна на скатерти застилать салфеткой; особенно тщательно следить за чистотой приборов, меняя их после каждого блюда.
Раскладывая приборы, ставя тарелки, блюда, официант должен помнить следующие правила:
· Не касаться большим пальцем края тарелки;
· Не дотрагиваться до краев чашки, стаканов;
· Следить за тем, чтобы блюдце под стаканом было сухим;
· Приборы брать только за ручки;
· При обслуживании гостей необходимо соблюдать правила подачи напитков, закусок, блюд. В начале, как правило, на стол ставят полученные в буфете фруктовую и минеральную воду, хлеб, закуски, а затем подают горячие блюда. Спиртные напитки подают только с закусками.
При выполнении заказа, выходя из зала, надо захватывать лишние или бывшие в употреблении посуду и приборы, а на обратном пути приносить готовые блюда.
Способы подачи закусок и блюд:
В ресторане используют три способа подачи блюд:
· «в обнос» (французский способ) - с перекладыванием заказного блюда на тарелки гостю с помощью специальных приборов;
· «в стол» - русский способ – с расстановкой заказных блюд (несколько порций в одной посуде) на обеденном столе;
Предварительное перекладывание закусок и блюд на тарелки гостей на подсобном или приставочном столе (английский способ).
Уборка и замена использованных тарелок и приборов:
Обслуживая гостей, официант должен вовремя и быстро убирать использованную посуду и приборы, переносить их к подсобному столу и ставить на поднос, покрытый салфеткой, чтобы избежать лишнего шума. Убирать использованную посуду можно как с правой, так и с левой стороны от гостя – беря правой рукой.
Ручки
приборов находятся на борту тарелки,
а не лежат на ней. Сначала официант
ставит тарелку на стол перед гостем.
Приборы перекладывает сам
При обслуживании группы гостей официант может убирать 8-10 тарелок и приборов за один прием, используя при этом один из способов сбора посуды «в обнос».
Официант подходит к гостю с правой стороны. Правой рукой берет у него использованную тарелку вместе с прибором и переносит в левую руку.
Использованную посуду и приборы можно убирать, используя передвижную тележку. На ней легче (надежнее) очищать тарелки от остатков пищи, сортировать и раскладывать приборы.
При замене бульонных чашек официант берет блюдце с чашкой и десертной ложкой правой рукой и перекладывает в левую руку. Вторую чашку с блюдцем он ставит на первую. Третью чашку официант берет в правую руку и уносит, держа две в левой руке, а одну в правой.
Использованные фужеры, стаканы официант ставит на поднос, покрытый салфеткой, и уносит в левой руке. Если необходимо убрать большое количество фужеров, то удобнее выполнить эту работу вдвоем: один официант держит поднос, а другой ставит на него фужеры, рюмки, держа их за середину ножки.
Расчет с посетителями:
После подачи десерта официант дожжен узнать у посетителя, не нужно ли ему что-нибудь дополнительно. Если гость ответит отрицательно, официант подготавливает на полученных перед началом рабочего дня от кассира или метрдотеля пронумерованных бланках счет. Счет пишется разборчиво в двух экземплярах с указанием фамилии официанта, даты, суммы (с перечислением всех заказанных блюд и напитков и их цен) и подается в перевернутом виде на маленьком подносе или блюдце слева левой рукой.
При обслуживании группы посетителей счет подается заказчику.
При получении денег официант должен назвать купюры и дать сдачу незамедлительно.
После оплаты посетителем счета официант должен помочь женщинам, пожилым людям и детям выйти из-за стола, отодвинуть стулья и проводить гостей к выходу зала с той же учтивостью, с которой он их встречал.
Таблица
2 – Расчетное меню заказа на 2 человека
Наименование блюд и закусок | Выход, г | Количество |
Холодные блюда и закуски | ||
Салат по-индийски | 200 | 1 |
Алунарьялрайта | 200 | 1 |
Горячие закуски | ||
Алупатра | 85 | 2 |
Супы | ||
Суп-карри | 300 | 2 |
Горячие блюда | ||
Филе сома по-индийски | 285 | 1 |
Цыплёнок по-индийски | 325 | 1 |
Сладкие блюда | ||
Кулфи | 200 | 2 |
Напитки | ||
Гхал ка рас | 250 | 2 |
Таблица
3 – Количество посуды для подачи блюд
с производства и подачи в зал
|
Таблица 4 - Необходимый ассортимент приборов и посуды для сервировки стола
Наименование блюд и изделий по меню | Наименование предметов сервировки | Количество предметов |
Салат по-индийски | Ложка столовая | 1 |
Алу нарял райта | Ложка столовая | 1 |
Алу патра | Вилка закусочная
Нож закусочный |
2
2 |
Суп-карри | Ложка столовая
Тарелка пирожковая |
2
2 |
Филе сома по-индийски | Нож столовый
Вилка столовая |
1
1 |
Цыпленок по-индийски | Нож столовый
Вилка столовая |
1
1 |
Кулфи | Тарелка пирожковая
Ложка десертная |
2
2 |
Таблица 5 – Количество посуды и приборов для обслуживания посетителей (для заявки в сервизную)
Наименование предметов сервировки | Количество предметов | Резерв (15%) | К заявке в сервизную |
Фарфор | |||
Салатник однопорционный | 2 | 1 | 2 |
Тарелка закусочная | 2 | 1 | 2 |
Чашка бульонная | 2 | 1 | 2 |
Тарелка мелкая столовая | 2 | 1 | 2 |
Тарелка пирожковая | 4 | 1 | 4 |
Стекло | |||
Креманка | 2 | 1 | 2 |
Фужер | 2 | 1 | 2 |
Нержавеющая сталь | |||
Ложка столовая | 4 | 1 | 4 |
Вилка столовая | 2 | 1 | 2 |
Нож столовый | 2 | 1 | 2 |
Вилка закусочная | 2 | 1 | 2 |
Нож закусочный | 2 | 1 | 2 |
Ложка десертная | 2 | 1 | 2 |