Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа
История возникновения бара начинается с 18 века и ведет к дальнему западу Соединенных штатов. Хозяева трактиров тогда не без основания отгораживалась от посетителей прочным барьером, выставляя на массивную стойку старателям, ковбоям и различного рода путешественникам бокал напитка, сандвич или горку жареных земляных орехов.
Организация рабочего места бармена.
Рабочее место бармена
— место за барной стойкой, предназначенное
для выполнения операций по приготовлению
коктейлей и отпуску продукции
Рабочее место должно быть организовано таким образом, чтобы бармен в процессе работы затрачивал как можно меньше времени на непроизводительный труд и лишние движения. В идеале бармен не должен делать больше одного шага в ту или иную сторону.
Продукты, часто используемые, нужно располагать ближе к бармену, а схожие продукты размешать рядом, чтобы их легче было найти.
При организации рабочего
места следует соблюдать
Кофемашина с кофемолкой и кофейные чашки с блюдцами должны располагаться на нижней стойке бара слева от бармена. На подносе правее чашек рядами ставится посуда, причем чем она выше, тем дальше от бармена ее ставят. В нижней части на стеллаже — спид-рэке — размешаются бутылки с наиболее часто используемыми алкогольными напитками. На отдельной полке спид-рэка размещаются полотенца и салфетки.
Шейкер в разобранном виде на полотняной салфетке, риммер для приготовления «наледи» — сахарной кромки, джиггер в стакане с чистой водой должны располагаться слева от бармена. Рядом с ним ставятся другие мерные емкости в перевернутом виде.
Айсбакет со льдом и щипцами, на салфетке — нож-сомелье, штопор, барные щипцы, барный нож, барная ложка и барная вилка в стакане с водой, свизлстик в отдельном стакане, кувшины с соками — располагаются справо от бармена.
Аксессуары и украшения для коктейлей располагаются перед барменом.
На верхней стойке бара по всей ее длине с равными интервалами ставятся пепельницы. Здесь же должны стоять подставка для бумажных салфеток, стакан с соломинками, подставка с костерами, набор со специями.
На верхнем ярусе в держателях для стеклянной посуды напротив бутылок с напитками, находящимися в держателях дозаторов, располагаются рюмки и бокалы.
В пристенном модуле на полках по прямым линиям располагаются бутылки с пивом и минеральной водой, причем в каждом ряду должны стоять по 3, 6, 12 бутылок одной торговой марки. Здесь же располагается большая часть напитков, причем наиболее популярные следует ставить ближе к бармену. Порядок расположения напитков в течение рабочего дня не меняется, что доводит действия бармена до автоматизма, и он не тратит лишнее время на их поиск.
В витрине стойки бара напитки размещаются группами этикетками к потребителю: на одной полке — виски, на других — джин, водка, ром, коньяк, вина и др.
Последнее действие бармена — это размещение карты вин и коктейлей на верхней стойке бара.
Организация обслуживания потребителей.
Алгоритм исполнения заказа в баре.
При обслуживании потребителей в баре выработался определенный алгоритм, который позволяет четко выполнить заказ и обслужить потребителя так, чтобы ему захотелось еще раз вернуться в этот бар и. возможно, не одному, а с друзьями. От чет кого исполнения заказа зависит и рентабельность бара.
Алгоритм исполнения
заказа в баре включает
• при входе потребителя бармен обязан показать ему, что его приход замечен и ему здесь рады. Бармен должен выразить свои эмоции взглядом и располагающим выражением лица. При этом бармен должен держаться прямо, естественно, без угодливости;
• при подходе
потребителя к стойке бармену
следует поприветствовать его;
завсегдатая бара можно
• при приеме заказа бармен всегда должен находиться перед потребителем и смотреть на него. Подавать меню или карту вин или коктейлей бармен должен так, чтобы потребителю было удобно се читать, не переворачивая. Бармен должен быть внимательным и заинтересованным;
• при выборе
потребителем напитка бармен
обязан дать исчерпывающую
• получив заказ, бармен во избежание ошибок должен его повторить. И этот момент также возникает общение с потребителем и устанавливается более близкий контакт;
при выполнении заказа бармен должен стоять напротив потребителя лицом к нему. Подав напиток, бармен должен спокойно ждать, когда потребитель выпьет его, а увидев пустую посуду, не торопиться ее убирать. Убирать использованную посуду можно только при повторении заказа или после ухода потребителя. Нельзя ставить потребителя в неловкое положение, забирая сразу же пустую посуду и показывая тем самым, что ему или больше нечего делать в баре, или необходимо повторить заказ, что не всегда отвечает интересам потребителя;
при расчете бармен быстро и без суеты должен подсчитать сумму заказа и подать его только по просьбе потребителя на маленьком подносе. На него же потребитель может положить деньги. У бармена в запасе всегда должны быть мелкие деньги для сдачи;
при прощании с потребителем бармен должен посмотреть ему в глаза, с улыбкой попрощаться и попросить посетить бар еще раз.
При обслуживании потребителя следует всегда помнить правило: «довольный потребитель приведет 4 других, а недовольный — это 10, которые к вам никогда не придут».
Таким образом, алгоритм исполнения заказа выглядит как цепь последовательных действий, направленных на удовлетворение потребностей посетителей бара:
Встреча -> Приветствие -» Прием заказа -> Исполнение заказа -»
-> Подача счета -» Прощание.
Профессиональная этика и психология бармена.
Бармен — работник-универсал, который совмещает несколько профессий — от повара до официанта. Он и готовит блюда, и обслуживает посетителей. Бармен должен быть профессионалом в своем деле: о знать технику обслуживания за барной стойкой и в зале; о знать сервировку стола;
-знать технологию
приготовления фирменных
-знать правила подачи и оформления алкогольных и безалкогольных напитков;
- знать и соблюдать
условия и сроки хранения
- знать виды и назначение
инвентаря, столовой и
- знать правила эксплуатации бытовой техники и оборудования, видео- и звуковоспроизводящей аппаратуры; о знать правила работы на контрольно-кассовой машине и технику расчета с посетителями.
Бармен, работающий в барах люкс и высшего класса, должен знать иностранный язык в объеме, нужном для работы, специфику зарубежной кухни и обслуживания. Бармен, имеющий более низкую квалификацию, изготовляет несложные коктейли и закуски, обслуживает только за барной стойкой.
Обычно барменами работают молодые мужчины. Бармен, обслуживающий посетителей, должен иметь опрятный вид, быть тщательно причесан и подстрижен. На нем всегда чистая белая рубашка, бабочка или галстук, отутюженные брюки, начищенная обувь. Бармен должен ежедневно бриться, следить за руками, коротко подстригать ногти. В барах люкс и высшего класса барменам выдают форменную одежду. Носить ее разрешается только в рабочее время, а после работы ее оставляют в служебном гардеробе.
Бармены подлежат медицинскому освидетельствованию. Один раз в квартал они проходят медицинский осмотр и прослушивают курс по санитарно-гигиенической подготовке.
Бармен должен соблюдать нормы профессиональной этики, т.е. внимательно и предупредительно, вежливо и тактично обслуживать посетителей. При приеме заказа бармен может посоветовать гостю, что выбрать, рассказать, из каких продуктов готовится то или иное блюдо, напиток, обратить внимание на калорийность и содержание витаминов в изделии. Ему необходимо обладать выдержкой, быть эмоционально устойчивым, уравновешенным.
Грубость и невнимание по отношению к посетителю компрометируют не только бармена, но и предприятие. Если посетитель недоволен качеством закусок, блюд и обслуживанием, бармен не вступает с ним в пререкания, а вызывает администратора. Если І посетитель требует книгу жалоб, то нужно немедленно дать ее вместе с ручкой и поставить в известность администратора.
У бармена должна быть выразительная речь, богатый запас слов и правильное произношение. Он должен уметь вести торговый диалог с посетителем бара, воздействовать на потребителя исходя только из его интересов. Быстро и четко обслужив посетителя бара, бармен должен правильно рассчитать его и дать сдачу. Бармену запрещается вести посторонние, не касающиеся обслуживания разговоры. В соответствии с правилами внутреннего трудово- I го распорядка бармен обязан: строго придерживаться дисципли- I ны труда, соблюдать чистоту на рабочем месте, выполнять і требования охраны труда и техники безопасности, бережно относиться к материальным ценностям предприятия.
Технические требования безопасности труда и личная гигиена бармена.
Инструкция по охране труда для бармена.
Общие требования безопасности.
Во время работы работник проходит:
-- обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на место работу, но до момента пуска этого оборудования в эксплуатацию;
-- проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной опасностью) – ежегодно;
-- осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и др. кожных заболеваний – ежедневно перед началом смены;
-- проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно;
-- проверку санитарно-гигиенических знаний – один раз в год;
-- периодический медицинский осмотр;
Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен проходить один раз в 3 месяца.
Вопрос личной гигиены – обычное требование к барменам. Всегда быть чисто выбритым, руки и ногти должны быть ухожены. Даже в процессе работы необходимо не только содержать рабочее место в чистоте и порядке, но и периодически мыть руки.
Работники предприятий общественного питания, которые имеют непосредственный контакт с пищевыми продуктами, готовыми блюдами и десертами, должны строго соблюдать требования личной гигиены, они должны обращать особое внимание на гигиену тела и чистоту рабочей одежды, а также своевременно лечить воспалительные заболевания кожи, горла или других органов, откуда инфекция может попасть в пищу.
Известно, что в коже человека расположены потовые и жировые железы. Выходные каналы потовых желез постоянно выделяют на поверхность кожи большое количество пота (в среднем от 0,7 до 1 л ежедневно), а в теплую погоду и при непрерывной физической работе от 2 до 3 л. Кроме пота на поверхность кожи из жировых желез выделяются жиры, которые вместе с отмершими клетками, пылью и другими попавшими извне веществами могут служить источником загрязнения кушаний, подаваемых обслуживающим персоналом. С другой стороны, грязь, собравшаяся на коже, мешает нормальной функции кожи, она забивает потовые железы и становится благоприятной средой для развития микроорганизмов, которые проникают в жировые железы и вызывают гнойное воспаление. Вот почему с точки зрения гигиены чистота кожи имеет большое значение для обслуживающего персонала, особенно в жаркие летние дни. Рекомендуется, чтобы перед началом работы и после ее окончания каждый работник вымылся с мылом под горячим душем, а кроме того, регулярно мыл ноги и менял чулки или носки. Официанты должны приходить на работу в чистой и опрятной одежде, у мужчин должна быть короткая стрижка и они должны быть хорошо выбриты, а женщины должны быть тщательно и красиво причесаны.
Особое внимание следует обращать на чистоту рук. Перед началом работы их следует вымыть с мылом и ополоснуть 0,02%ным раствором хлорамина или 0,1 %ным раствором хлорной извести. Во время работы руки следует часто мыть: после переноса использованных тарелок, после сбора остатков пищи, после посещения туалета и в других подобных случаях. Ногти должны быть коротко острижены и хорошо ухожены.
Большое значение имеет гигиена полости рта. Каждый вечер после еды и каждое утро перед началом работы следует чистить зубы.
Официантам не следует до и во время работы есть супов или других кушаний, приправленных овощами с сильным и неприятным запахом, например чесноком, луком и т. д. Не следует также пить алкогольных напитков.
Наряду с гигиеной тела следует обращать серьезное внимание на чистоту белья, которое следует менять не менее двух раз в неделю. Особое внимание следует обращать на чистоту и гигиену форменной одежды, в которой обслуживающий персонал предстает перед посетителями. Она должна быть чистой и хорошо выглаженной, без пятен.