Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:52, реферат
Таким образом, услуга предприятия общественного питания, с одной стороны, – самостоятельная экономическая форма проявления труда, имеющая особую потребительную стоимость не в качестве вещи, а в качестве экономически полезной деятельности; с другой стороны, – процесс, включающий в себя серию неосязаемых действий, происходящих между покупателями и исполнителями услуги, направленных на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей в питании и проведении досуга.
Сложность
оценки качественных параметров во многом
вызвана трудностями
За рубежом разработаны различные модели контроля качества услуг. В России они, как правило, существуют лишь в крупных западных и прозападных компаниях, которые системно подходят к регламентации своей работы и формированию корпоративных ценностей.
В каждой сфере услуг существуют свои показатели качества, но есть и стандартный набор, который необходим любой организации:
Доступность услуги. Клиент должен получить услугу в удобном для него месте без ожидания.
Коммуникативность, компетентность, обходительность персонала. Это требование является чрезвычайно важным, поскольку, как мы уже отмечали, услуга неотделима от производителя, а следовательно, то, как с нами общается страховой агент, врач или официант, определяет качество сервиса. К счастью, исследования показывают, что за последние годы общий уровень обслуживания в России заметно вырос.
Надежность компании, т. е. уверенность клиента в том, что на компанию можно положиться. Это качество нельзя измерить, но можно регламентировать с помощью четкого описания технологий работы, что поможет минимизировать такой риск, как «несохранимость» услуги.
Отзывчивость
и заботливость. Служащие пытаются
узнать о потребностях клиента больше,
чем о них говорит сам
Кроме уже обозначенных особенностей услуг, можно отметить и так называемый «критический эпизод», который в сфере услуг, в отличие от товарного рынка, имеет очень большое значение. Получив однажды негативный опыт обслуживания в данном ресторане, человек вряд ли придет туда снова. Таким образом, достаточно одного критического эпизода, чтобы годами формируемая лояльность рухнула в один миг.
Критические
эпизоды надо в обязательном порядке
отслеживать, и здесь тоже проявляется
особенность национального
Можно формализовать весь бизнес-процесс производства услуги: кто за что отвечает и сколько времени на это отводится. Данный процесс можно будет оптимизировать - ускорить, убрать лишние звенья, замедляющие процесс предоставления услуги, детально прописать все процессы, протекающие на глазах у клиента, и сосредоточиться на них в первую очередь.
Можно применить «метод точек соприкосновения»: встать в позицию клиента и пройти весь путь получения услуги, а потом составить регламент для каждого сотрудника компании, вступающего в контакт с клиентом.
Очень
эффективен метод потребительского
сценария: менеджер компании просит клиента
рассказать о его ожиданиях в
отношении конкретной услуги. Эти
ожидания записываются, потом проводится
сравнение с тем, как все происходило
в действительности, и в случае
необходимости в регламент
Из-за
частого искажения информации вторая
и третья особенности сферы услуг
нередко проявляются
В
последнее время среди
Маркетинг в общественном питании – это эффективное управление производством и продажей собственной продукции и услуг, ориентированное на удовлетворение спроса потребителей и достижение высокого уровня доходности.
Применение маркетингового подхода обеспечивается по отношению к таким элементам, как:
- персонал – знания, умения и навыки, которые устанавливаются исходя из требований к уровню качества продукции и услуг;
-
процесс – этапы производства
продукции и обслуживания
-
окружающая среда – место
Изменения
в запросах потребителей побуждают
предприятие общественного
Процесс управления качеством в сфере обслуживания рассматривается как составная часть деятельности по предоставлению услуги, надежно гарантирующая постоянное соответствие услуги требованиям спецификаций и полное удовлетворение запросов пользователя, что достигается путем контроля за показателями процесса предоставления услуги и необходимой корректировкой деятельности, позволяющей поддерживать их в пределах установленных допусков.
Качество обслуживания клиентов - один из наиболее значимых факторов успеха каждого предприятия сферы услуг. Высокий уровень сервиса приводит к увеличению количества лояльных клиентов, формирует благоприятный имидж предприятия, что, в свою очередь, приводит к росту его финансовых показателей.
Наиболее эффективным и надежным инструмент улучшения качества обслуживания покупателей, принятым сегодня абсолютным большинством розничных сетей, банков, ресторанов фаст-фуд, гостиниц, сетей АЗС и других компаний сферы услуг в странах Запада, в особенности в последние 3-4 года, является Mystery Shopping. Mystery Shopping сегодня - наиболее динамично развивающаяся отрасль на рынке маркетинговых исследований в англоязычных странах.
Наиболее интенсивно использование программ Mystery Shopping как инструмента измерения и улучшения качества в сфере торговли и услуг происходит в последние несколько лет. Прежде компании на рынке услуг решали проблему повышения качества сервиса, например, в розничной торговле, с помощью двух основных инструментов: опросы покупателей и тренинги персонала.
Большая точность информации, получаемой в рамках программы Mystery Shopping и относительно невысокая цена обусловили переход практически всех розничных компаний в США и отчасти Западной Европе от системы опросов к Mystery Shopping.
Организация работ по управлению качеством услуг на предприятиях общественного питания предполагает создание систем качества, соответствующих рекомендациям стандартов ИСО 9000, и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования.
Под созданием систем качества понимается их разработка и внедрение в деятельность предприятия.
При создании систем качества в области услуг общественного питании необходимо использовать рекомендации стандарта ИСО 9004-2. Необходимо отметит, что система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами.
Поэтому
разработка системы качества в основном
заключается в том, чтобы сначала
определить, какие процессы и структуры
следует включить в систему качества
и какие функции они должны
выполнять, чтобы обеспечить требуемое
качество продукции/услуг, а затем
разработать все необходимые
нормативные документы для
Система качества должна включать следующие элементы:
-
эффективное управление
-
внедрение отраслевого
- разработку технологии (нормативное описание) производственных процессов;
-
наличие корпоративной
-
применение квалификационных
- введение нормирования труда (нормативы выработки);
-
справедливую оценку и
Инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг являются стандартизация, метрология и сертификация.
Методы, используемые для анализа затрат на обеспечение качества, рассматривают два рода затрат.
Первый - "затраты несоответствия" (cost of non-conformance) - прямые убытки из-за производства несоответствующей продукции,
второй - "затраты на соответствие" (cost of conformance) - расходы на предотвращение производства или изъятие некачественной продукции до того, как она попадет к потребителю.
Основным
инструментом оценки затрат на качество,
особенно затрат несоответствия, остается
построение диаграммы (матрицы) причин
и следствий. Каждая категория затрат
классифицируется по составляющим ее
элементам и рассматривается
как следствие воздействия
1. Метод калькуляции затрат на качество
2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
3.
Метод определения потерь из-
Сегодня,
при насыщении рынка
Контролировать
деятельность предприятий общественного
питания могут государственные
органы, общественные организации, потребители
на основании соответствующих
О
проведении проверки должна быть обязательно
сделана запись в контрольном
журнале, с указанием контролирующего
органа, должности и фамилии
Акт о проверке составляется по форме, установленной для конкретных проверяющих органов, но в любом случае он должен быть подписан руководителем проверяемого предприятия, и если он не согласен с результатами проверки, он вправе отметить в акте (объяснении к акту) свои возражения, которые должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса о наложении штрафных санкций.
В
регионах РФ органами власти могут
быть приняты дополнительные законодательные
и нормативные акты, определяющие
компетенцию территориальных
Ниже приведены функции некоторых основных контролирующих органов, осуществляющих проверки предприятий общественного питания.