Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 23:52, реферат
Таким образом, услуга предприятия общественного питания, с одной стороны, – самостоятельная экономическая форма проявления труда, имеющая особую потребительную стоимость не в качестве вещи, а в качестве экономически полезной деятельности; с другой стороны, – процесс, включающий в себя серию неосязаемых действий, происходящих между покупателями и исполнителями услуги, направленных на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей в питании и проведении досуга.
К
важнейшим характеристикам
С точки зрения удовлетворения потребностей клиентов, особый интерес представляет предложенная американскими учеными Кедоттом и Тердженом типология элементов обслуживания. В результате решения клиентов о приобретении услуг, этими учеными были выделены четыре группы элементов обслуживания:
- критические;
- нейтральные;
- приносящие удовлетворение;
- разочаровывающие.
Действенность
организованного механизма
К
понятию качество услуги, которое
позволяет всесторонне оценить
деятельность предприятий сервиса,
примыкает понятие
Выявление относительного качества укрепляет надежность предприятия. Помогает завоевать и удержать позиции на рынке. Методика выявления относительного качества включает два этапа.
На первом этапе следует выделить важнейшие с точки зрения потребителя критерии, которые проводят к принятию решения о приобретении услуг, при этом цены не должны приниматься в расчет.
Важность выделенных критериев необходимо согласовать с мнением персонала, который непосредственно контактирует с потребителем и имеет большой опыт общения.
Второй
этап - оценка критериев по 5 - 10-бальной
шкале и последующее сравнение
с такой же оценкой идентичных
критериев на важнейших предприятиях-
Понятие качество услуги также можно рассматривать как комплекс, состоящий из следующих частей:
- качества потенциала (техническое)
- качества процесса (функциональное)
- качества культуры (социальное)
Номенклатура основных групп показателей качества услуг общественного питания по характеризуемым ими потребительским свойствам включает показатели:
- информативности;
- социального назначения;
- качества (культуры) обслуживания;
-
точности и своевременности
-
профессиональной
-
соответствия целевому
- безопасности и экологичности.
Показатели качества услуг общественного питания должны соответствовать утвержденным нормам и отвечать следующим требованиям:
-
обеспечивать безопасность
-
способствовать соответствию
-
характеризовать все свойства
услуги общественного питания,
удовлетворяющие определенные
- быть стабильными;
-
способствовать
-
исключать взаимозаменяемость
-
учитывать современные
Для
измерения качества услуг общественного
питания должна быть введена единая
система оценок и мер, на которую
и стоит ориентироваться
Таблица 1
Показатели качества обслуживания
Показатель | Сущность показателя |
комплексность обслуживания | – характеризующие
степень удовлетворения потребности
населения в организации |
качество продукции | – характеризующие органолептическую и пищевую ценность продукции и её ассортимент; |
качество труда обслуживающего персонала | – характеризующие время ожидания начала обслуживания потребителей, технику работы персонала, культуру его поведения, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; |
эксплуатационные качества торговых помещений | – характеризующие соответствие торговых помещений функциональному их назначению, эстетическим, санитарно-гигиеническим требованиям, их оснащённость. |
Согласно
теории конкурентной рациональности,
степень удовлетворения потребителя
следует признать важнейшим критерием
контроля качества сервиса. А величина
расхождения между ожидаемыми и
фактическими параметрами услуги свидетельствует
о степени эффективности работы
конкретной сервисной фирмы - чем
больше расхождение в худшую сторону
в сознании потребителя, тем менее
эффективно обслуживание данной фирмы.
Особенно настораживающим показателем
для производителя должно стать
снижение удовлетворенности
Если
25-30% всех клиентов выражают полную удовлетворенность
обслуживанием, готовность оставаться
приверженными потребителями
Оценка качества - это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям. Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции.
С 1 января 2010 года введен в действие ГОСТ Р 53105-2008 "Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию".
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к оформлению, построению и содержанию технологических документов на продукцию общественного питания.
С 1 января 2011 года вводится в действие ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги общественного питания. Общие требования". Настоящий стандарт устанавливает перечень услуг общественного питания, общие требования к услугам, методы оценки качества услуг, а также требования безопасности услуг общественного питания для потребителей.
Основной
формой оценки является контроль. Любой
контроль включает два элемента: получение
информации о фактическом состоянии
объекта (для продукции - о ее качественных
и количественных характеристиках)
и сопоставление полученной информации
с установленными требованиями с
целью определения
Контроль качества продукции - это контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.
В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания. Основные методы контроля и оценки показателей качества услуг приведены в табл.2.
При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию.
Качество
обслуживания – это результат
субъективной оценки, клиентом уровня
обслуживания, которое он имеет, с
тем уровнем, которого, по его мнению,
он заслуживает.
Таблица 2
Классификация
методов контроля
и оценки показателей
качества услуг
Признаки классификации | Содержание |
- цели применения | 1)
определение соответствия
качества услуг
требованиям нормативной
документации и/или
потребителя - при
формировании стандартов
на услуги (процесс предоставления
услуги, предприятие,
персонал), оценке соответствия
услуг и систем качества;
2) установление факторов (условий), способствующих достижению требуемого уровня качества услуг - при управлении качеством; 3) сравнительная оценка (ранжирование) качества выполнения одинаковых услуг различными предприятиями. |
- физико-статистические признаки и процедуры | 1)
инструментальный -
в виде результата соответствующих
измерений;
2) органолептический - через реакцию органов чувств контролера. Результат оценки может носить качественный (альтернативная или градационная оценка) или количественный характер; 3) модельно-расчетный - с использованием зависимости оцениваемого показателя качества от показателей, определяемых другими методами (детерминированный) или моделированием случайного процесса формирования показателей качества (стохастический); 4) экспертный - на основе анализа суждений (качественных и количественных оценок) экспертов; 5) социологический - проведением социологических обследований и анализа полученных данных. |
- методы формирования результатов | 1)
определение различий
единичных показателей
качества:
- детерминированной разности значений или мгновенной разности; - разности статистических характеристик (математическое ожидание, дисперсия); - разности прогнозных значений показателя на определенный момент времени или разности скоростей изменения (тренда) математического ожидания этого показателя. Эти методы используют при всех способах получения значений показателей качества, кроме социологических обследований; 2) формирование обобщенных показателей: - метод квалиметрии - с использованием взвешенного суммирования единичных показателей и определением "весов" экспертным путем; - метод выбора определяющего показателя, соответствие которого установленным требованиям является главным условием признания услуги качественной, небольшие отклонения значений других показателей признаются несущественными. Определяющим показателем рекомендуется принимать показатель безопасности; - метод выбора в качестве определяющего показатель с наибольшей скоростью изменения. Эти группы методов используют при всех способах получения значений показателей качества. |
Качество сервиса глазами клиента - это оценка процесса обслуживания с точки зрения способности организации выполнять те функции, которые ожидает от нее клиент. Оценка качества предоставления услуг является важнейшим элементом системы управления качеством. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы.
Между тем в области исследования проблем управления качеством в сфере услуг еще не решена задача разработки целостной, единой методологии оценки качества обслуживания, которая включала бы в себя все аспекты - начиная с оценки реакции потребителя с помощью анкетирования и кончая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.
Определению
и оценке качественных параметров,
в отличие от количественных, посвящен
целый ряд научных
Чаще всего в литературе упоминается и используется методика оценки качества услуг SERVQUAL, предложенная в 1985 г. Парасураманом, Берри и Цайтамл. В основе методики лежит анкета, состоящая из 22 пар вопросов, сгруппированных по пяти параметрам:
надежности (reliability);
отзывчивости (responsiveness);
убедительности (assurance);
сочувствию (empathy);
осязаемости (tangibles).
Методика SERVQUAL часто используется как основа для разработки других методик оценки качества услуг (например, SERVPERF, предложенной Кронином и Тэйлором, методики, предложенной Ли, методики Аквирана и т.д.)
Кроме названной методики распространение получила методика расчета индекса удовлетворенности потребителей (Customer Satisfaction Index - CSI), разработанная специалистами Стокгольмской школы экономики. Этот индекс, рассчитываемый на основе метода личных интервью и используемый в качестве одного из параметров долгосрочного прогноза прибыльности и рыночной ценности компаний, отраслей и экономики в целом, позволяет выявлять причины и факторы удовлетворенности потребителей и их лояльности. Методика расчета CSI основана на проведении опросов потребителей в разбивке по отраслям экономики с выделением основных лидеров в изучаемой отрасли.