Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Теоретическая база исследования является работы таких учёных как Каткова Д.Б., Корчиго Е.В., Венгерова А.Б, Овсепяна Ж.И, Кутафина О.Е., Топорина Б.Н. и др.
Методологическую основу исследования составили:
· Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от других.
· Структурно-функциональный метод с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов
Использование таких логических приёмов как анализ, синтез, дедукция и индукция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие источников российского конституционного права………...5
1.1. Понятие источника конституционного права……………………….5
1.2. Нормативный акт, как источник российского конституционного права……………………………………………………………………………12
2. Источники конституционного права РФ и их характеристика……...14
2.1. Конституция Российской Федерации………………………………...14
2.2. Конституционные законы и законы Российской Федерации…….17
2.3. Конституции республик………………………………………………...31
2.4. Уставы других субъектов РФ………………………………………….34
2.5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации……34
2.6. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ………………………………………………………………….36
2.7. Международные договора и соглашения…………………………..39
2.8. Федеративные договора и соглашения РФ с субъектами
федерации…………………………………………………………………….40
2.9. Постановления Конституционного суда РФ………………………..41
2.10. Постановления Правительства РФ………………………………...42
2.11. Законы, постановления, указы субъектов РФ……………………43
2.12. Акты органов местного самоуправления………………………….43
2.13. Акты чрезвычайных государственных органов…………………..44
Заключение…………………………………………………………………...45
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ источники конституц права - копия.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

    Особую роль среди актов Палат парламента РФ играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, которые представляют собой нормативные акты - регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (с измен. и доп. от 26.XI. 1999 г.)17; Регламент Совета Федерации РФ от 6 февраля 1996 г. (с измен. и доп. в 1996-99 гг.)18.

Регламент принимается  в форме постановлений каждой палаты, т.е.

15 Саликов М.С. Указ. работа. С. 40.

16 СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3810.

17 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. С. 204.

18 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

он не требует одобрения  другой палаты и подписи Президента. Регламент - это, так сказать, «внутриведомственный акт» палаты, призванный «обслуживать» Палату Парламента.

    Регламент Палаты Федерального Собрания: устанавливает внутреннюю организацию и процедуры работы Палаты, закрепляет механизмы замещения должностей в палате, статусы руководящих должностных лиц, статусы комитетов и комиссий палаты, порядок проведения заседаний, порядок законодательной деятельности, основные стадии законодательного процесса, порядок голосования и принятия решения, др.

    В юридической литературе высказываются разные мнения о юридической силе регламентов. Так, характеризуя Регламент Верховного Совета - высшего представительного органа государственной власти в советский период - одни авторы говорили, что «в иерархии источников права регламент занимает второе место после Конституции, как акт более высокой юридической силы по сравнению с другими законами. Другие рассматривали законы об утверждении регламентов Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик в качестве своеобразных двойных законодательных актов, один из которых как бы материализует содержание, а второй - форму закона.

    Что касается Регламентов палат действующего Парламента - Федерального Собрания России, то по поводу их юридической природы высказываются иные, но тоже различные позиции. Одни авторы считают, что: «действующие регламенты палат Федерального Собрания не являются законами прежде всего потому, что каждый из них - это акт самоорганизации работы палаты, которая самостоятельно не вправе принимать законы»19. Другие все же идентифицируют регламент с законом20. Третьи констатируют, что регламенты «не обладают всеми формальными признаками закона», но предлагают в будущем наделить «всеми характеристиками общероссийского закона», т.е. принимать Регламент палаты Федерального собрания в том же порядке, что и закон21. Согласно еще одной позиции, Регламент палаты Федерального Собрания занимает промежуточную позицию между законодательными и подзаконными источниками конституционного права…юридическая сила законов, несомненно, выше юридической силы регламентов, постановлений и т.д., поскольку различны порядки их принятия.

    «В то же время данные акты нельзя приравнять и к подзаконным источникам, которые, как правило, принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют их. Акты же палат имеют самостоятельный предмет регулирования»22.

2.7 Международные договора  и соглашения.

    После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

Статья 15 Конституции  устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    Следует различать международные договоры и соглашения,

19 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. С. 207.

20 Кутафин О.Е. Указ. работа. С. 207.

21 Ковачев Д.А. Парламентская процедура: понятия, виды, регламентация // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1994. № 4. С. 195; Цит по кн.: Кутафин О.Е. С. 208.

22 Указ. работа. С. 40.

заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.) Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское Сообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающий законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются источником конституционного права каждой

входящей страны.

    К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.

2.8 Федеративные договора  и соглашения РФ  с субъектами федерации.

    К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

    Федеративный договор - один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно органами власти: а) суверенных республик в составе РФ; б) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; в) автономной области, автономных округов в составе РФ. Подписаны 31 марта 1992 г. представителями РФ и всех субъектов РФ (кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии). 10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РФ. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт. Конституция РФ 1993 г. (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Федеративным договором, но одновременно подтвердила (в п. 3 ст.11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений, что позволяет считать РФ федерацией конституционно-договорного типа.

2.9 Постановления Конституционного суда РФ.

    К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является.

    Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой.

    Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера.

    Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

    Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу.

2.10 Постановления Правительства РФ

    Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115). Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения и распоряжения.

2.11 Законы, постановления,  указы субъектов  РФ

    Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

2.12 Акты органов местного  самоуправления.

    Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

    В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практике для этого пока нет оснований.

    Как уже было выше отмечено - система местного самоуправления согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

    Такое санкционирование, «генеральная отсылка» содержится в Конституции РФ. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 19) устанавливает право органов и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты.

2.13 Акты чрезвычайных  государственных органов.

    В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В заключение надо подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы государственного права. 
 

Заключение.

    На сегодняшний день тема моей курсовой работы не исчерпывает собой всех проблем и вопросов связанных с источниками конституционного права РФ. Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

Комментарии к Конституции  РФ и монографии:

1. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: КОНТРАКТ; ИНФРА - М, 2003.

2. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

Информация о работе Источники конституционного права