Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:22, курсовая работа
Цель данной работы: обобщение и анализ взглядов на проблему системы конституционного права РФ и его источников.
При выполнении работы был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие источников конституционного права.
- проанализировать систему конституционного права.
Введение…………………………………………………………………………....3
1 Источники конституционного права…………………………………………...4
1.1 Понятие источников права……………………………………………………4
1.2 Виды источников конституционного права………………………………….6
2 Конституция РФ как основной источник конституционного права РФ…….19
2.1 Юридические свойства конституции……………………………………….19
2.2 Структура конституции……………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий…………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………….33
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Челябинский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Конституционное право |
Тема | Источники конституционного права |
Фамилия студента | Васенев |
Имя студента | Юрий |
Отчество студента | Юрьевич |
№ контракта | 11601090101013 |
Введение…………………………………………………………
1 Источники
конституционного права……………………
1.1 Понятие
источников права……………………………………
1.2 Виды
источников конституционного
2 Конституция РФ как основной источник конституционного права РФ…….19
2.1 Юридические
свойства конституции…………………………
2.2 Структура
конституции…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………31
Приложение……………………………………………………
Выбранная тема является
Объектом исследования в
Предметом исследования
Цель данной работы обобщение
и анализ взглядов на проблему
системы конституционного
При выполнении работы был поставлен ряд задач:
- раскрыть
понятие источников
- проанализировать
систему конституционного
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и систематизация.
1.1 Понятие источников права
Источники права – это акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права, внешние формы правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной к исполнению.
Данное определение примерно соответствует толкованию этого термина в странах континентального права в отличие от прецедентного права. Приведем основные виды источников права, характерные для обеих правовых систем:
1. Правовой обычай.
2. Прецедент
(судебный или
3. Нормативный
акт - самое важное место среди
нормативных актов занимает
4. Нормативный
договор - соглашение между различными
субъектами права, в котором
содержатся нормы права (
Нормы конституционного права
находят свое выражение в
Формы конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства).1 Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить "войну" источников. Например, постановлением Правительства или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с предусмотренной процедурой). Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.
Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для граждан какие-то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании (поскольку конкретному со--держанию, как правило, соответствует своя форма), но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод граждан, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения.
Когда
об источниках права говорят как о форме
правовых актов, то обычно используют
термин "источник права в юридическом
смысле". Таким путем это понятие отграничивается
от понятия "источник права в материальном
смысле", под которым понимаются материальные
источники формирования права, т. е. условия
жизни людей и общества. Эта категория
была внедрена в юридическую науку марксистским
историческим материализмом для того,
чтобы подчеркнуть "неидеалистическую"
природу права, материалистический детерминизм
его развития. Никакого полезного, прикладного
значения для понимания конституционного
права она не представляет.
1.2 Виды источников конституционного права
Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.
а) Естественное право как источник конституционного права
Право
вообще нельзя сводить только к писаной
его части, к позитивному праву.
Это тем более верно в
Понимание
естественного права как
Эту идею развивал Аристотель и другие великие мыслители. В римском праве, в котором было развито позитивное право (гражданское право), тем не менее признавалось и естественное право. Цицерон, например, прямо заявлял, что нельзя считать законом тот закон, который противоречит естественному праву.
Естественное право обусловило главные цели демократических революций, происшедших в Европе и Америке в XVII — XVIII вв., и было положено в основу концепции правового государства, до сих пор определяющей положение государства в развитых странах. Марксизм решительно отвергал естественное право, полагая, что не может быть права, порождаемого природой и разумом, и что в государстве может быть только одно право, создаваемое этим же государством. Понятно, что такая трактовка ликвидировала барьер на пути создания тоталитарного государства с его системой отрицания свободы и бесправием людей.
В наше время конституционное право повсеместно получило широкое развитие, и общечеловеческие идеалы приобрели ясную правовую оболочку. Поэтому, казалось бы, ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда прав как гарантий или оправдания тех или иных поступков человека уже не столь важны. В нынешней Конституции РФ, например, четко закреплены все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом.
Однако жизнь богаче права и предвидения его творцов. Своей деятельностью люди порождают новые и новые общественные проблемы, правовое разрешение которых, связанное с необходимостью принятия большого числа правовых норм, объективно порождает тенденцию к ограничению конституционной свободы человека. Демократия поэтому нуждается в постоянном напоминании государству о существовании определенного минимума незыблемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, постоянно присутствовать в процессе применения позитивного права.
Естественное право обнаруживает еще одну важную свою грань при религиозном подходе к сущности человека и государства. Еще мыслители средневековья (в частности, Фома Аквинский), преодолев отрыв античных философов от божественной природы естественного права, увязали его с христианством. Современная христианская демократия рассматривает состояние свободы как естественное, т. е. дарованное человеку Богом вместе с жизнью. И несмотря на светский характер современных западных государств, они в целом принимают эту трактовку и воспринимают естественное право как высокую духовную ценность, морально обеспечивающую неотчуждаемость прав человека. Утверждение такого подхода очень важно для укрепления молодой российской демократии, тем более что это не противоречит и другим российским конфессиям.2
Не менее важна роль естественного права как гарантии против антидемократической активности определенных политических сил, стремящихся к реставрации тоталитаризма. Понятно, что в случае прихода к власти этих сил для них не составит большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом неправомерности подобного рода "реформ" и спасения своей свободы. Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, и только тогда, когда оно неразрывно сольется с позитивным правом и его применением, российское гражданское общество будет гарантировано от поворотов вспять.
б) Конституции и законы
Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это основной закон всякого государства, хотя вписаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства). Для демократии главное заключается в установлении реального конституционного строя (конституционализма), основанного на принципах естественного права и правового государства.
Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, т. е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании. В ряде стран (в частности, во Франции) к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.