Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права. В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………………3
Глава 1. Понятие и виды источников конституционного права
1.1. Понятие источников конституционного права………………………………….….5
1.2. Виды источников конституционного права……………………………….………..9
Глава 2. Характеристика источников конституционного права
2.1 Конституция РФ – основной источник конституционного права………….…….15 2.2 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права………………………………………………………………………………………17 2.3 Федеральный договор как источник конституционного права……………….......19
2.4 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ёё субъектов как источники конституционного права…………………………………………………....20
2.5 Постановления конституционного суда РФ как источники конституционного права……………………………………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………...…………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………….….30

Файлы: 1 файл

курсовая источники конституционного права РФ.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………………3

Глава 1. Понятие  и виды источников конституционного права

1.1. Понятие источников  конституционного права………………………………….….5

1.2. Виды источников  конституционного права……………………………….………..9

Глава 2. Характеристика источников конституционного права

2.1 Конституция РФ – основной источник конституционного права………….…….15 2.2 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права………………………………………………………………………………………17 2.3 Федеральный договор как источник конституционного права……………….......19

2.4 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ёё субъектов как источники конституционного права…………………………………………………....20

2.5 Постановления конституционного суда РФ как источники конституционного права……………………………………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………...…………………………………28

Список использованной литературы…………………………………………….….30

 

 

 

Введение

Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права. В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права.

Традиционно выделяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, в-третьих, судебные прецеденты. Эту схему вполне можно приложить и к конституционному праву России. Однако последнему присущи некоторые специфические особенности, которые становятся особенно заметны в последнее десятилетие. В частности, речь идет, во-первых, о таких явлениях, как признание в качестве источника права общих принципов права, и, во-вторых, о все возрастающем значении норм, издаваемых вне пределов национального государства, и даже не всегда с его решающим участием, но тем не менее обязательных для Российского государства. В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. Актуальность исследования заключается в том, что одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права. Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной источник, можно сказать - сердцевину, конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовых актах. Объектом исследования являются нормативные правовые акты. Предметом исследования является рассмотрение источников конституционного права. Целью данной работы является рассмотрение источников конституционного права. В соответствии с поставленной целью, следует выделить задачи: раскрыть понятие источников конституционного права; охарактеризовать виды источников конституционного права; провести обзор основных источников конституционного права; проанализировать Конституцию Российской Федерации как основной источник конституционного права; рассмотреть Федеральные конституционные законы как источники конституционного права; раскрыть Федеративный договор как источник конституционного права; исследовать Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права; описать Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и виды источников конституционного права

1.1. Понятие  источников конституционного права

Под источником права  понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. «Термин  «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой  внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).»

Определение понятия  «источник права» в юридической  науке увязывается с проведением  его соотношения с другой категорией - «форма права». Большинство ученых отдают предпочтение понятию «источник права»; некоторые высказываются за замену термина «источник права» другой категорией - «форма права»; третья группа авторов для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название - «форма (источник) права». В чем здесь разница, является ли дискуссия только спором о терминах? Или за указанными разногласиями скрываются разные концептуальные представления? На сегодня это в большей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия «источник» и «форма» права отражали резко усилившиеся в XYIII - XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой доктрины, которая касается, прежде всего прав и свобод человека и гражданина, признаны мировым сообществом, приобрели юридическую форму нормативных актов, санкционированных государствами, вошли в международные декларации, конституции государств, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. Таким образом, в XX - начале XXI вв. разница между естественным и позитивным правом во многом стирается. Отсюда во многом стирается и разница понятий: источник права (как синонима естественного права) и форма права (как категории, корреспондирующей позитивному праву)».

В этой связи отдельные (но весьма известные) специалисты полагают, что в современные столетия есть основания для идентификации  понятий «источник права» и «форма права»; «хотя их отождествление все  же условно, но для удобства словоупотребления возможно».

Однако более распространенным является представление, что: «термин  «источник права», несмотря на его  условность, является удобным в употреблении и к тому же традиционен для мировой юрисдикции». Термин же «форма права» менее конкретен, а по содержанию значительно шире, чем категория «источник права», он менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку гораздо более многозначен.

Теперь обратимся к  вопросу о содержании понятия  «источник (форма) права». Специалисты различают дефиниции «источник права в материальном смысле» и «источник права в формальном, юридическом смысле».

Понятие «источник права  в материальном смысле» отвечает на вопрос: откуда право берет начало? «В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения». Это «постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально - экономических отношений», «общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще».

Источник права в  юридическом смысле «показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком виде преподносятся обществу». Понятие «источник права» определяет, куда надо «посмотреть, для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д.». В юридическом значении источник права - это «официальное хранилище - носитель действующих норм», резервуар правовых предписаний. Это внешняя, официальная форма выражения правовых норм, способ «документально-формальной фиксации» государством объективного права и гарантий его государственно-властного обеспечения. В юридическом смысле под источником права понимаются «формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы»; «это способ выражения, закрепления правовых норм».

Источник права в  юридическом значении - это документ, выполненный в письменной (либо электронной) форме, носитель информации о нормах права. Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, «весьма редко - результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя)».

С учетом приведенных  выше определений к источникам российского конституционного права, в формальном значении понятия «источник» относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

Существуют различные  виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание. Удельный вес указанный видов источников права в регулировании общественных отношений различен.

Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный  акт. Что же касается, допустим, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности - и конституционного права) лишь в некоторых странах - сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США, Великобритания, Индия). «В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т.е. законов, принятых парламентами»14. Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах «они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций».

Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников - нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно «преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права».

«Вместе с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для  России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности - конституционного права».

Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде  прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании «в ограниченных пределах правового обычая» и о том, что «складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ»18. Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры.

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения  правовых норм,

регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

 

 

1.2. Виды источников  конституционного права

В общей теории права  принято различать понятие источника  права в материальном, идеологическом (идейном) и юридическом смыслах. В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. Это материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В идеологическом (идейном) смысле источником права является правосознание, правовая идеология. Право, прежде чем сложиться в конкретные нормы, проходит через волю и сознание общества, граждан и конечно законодателей, которые принимают конкретные законы. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. В данном смысле и рассматривается вопрос об источниках конституционного права. Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источниками конституционного права, как и других отраслей, могут считаться только действующие в настоящий период времени правовые акты. Для источников права установлен особый порядок не только их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.

Источники конституционного права — это правовые акты, посредством  которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Они образуют две основные сферы:

1) источники естественного  права — дарованные от природы  неотъемлемые права;

2) источники позитивного  права — права, закрепленные  в писанной его части (Конституции  РФ).

Установление нормы  в том или ином виде акта не произвольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы, последние формулируются в различных видах источников. Характеризуя их, следует, прежде всего, выделить:

1) нормативно-правовые  акты, действующие на всей территории  Российской Федерации;

Информация о работе Источники конституционного права