Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:42, контрольная работа

Краткое описание

Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Источники конституционного права…………………………. 4
Конституция РФ как основной источник………………………….. 5
Закон как источник конституционного права……………………... 7
Акты палат Федерального Собрания РФ.………………………….. 8
Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства………………………………………………………... 9
Правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления……………………………………………………….10
Постановления Конституционного суда…………………………….11
Договора и международные соглашения……………………………11
Заключение………………………………………………………………..13
Список источников и литературы……………………………………….15

Файлы: 1 файл

контр по кп.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Источники конституционного права…………………………. 4

    1. Конституция РФ как основной источник………………………….. 5
    2. Закон как источник конституционного права……………………... 7
    3. Акты палат Федерального Собрания РФ.………………………….. 8
    4. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства………………………………………………………... 9
    5. Правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления……………………………………………………….10
    6. Постановления Конституционного суда…………………………….11
    7. Договора и международные соглашения……………………………11

Заключение………………………………………………………………..13

Список источников и литературы……………………………………….15

 

Введение

    Современное конституционное право - это отрасль права,  которая закрепляет основные принципы демократии и организации  власти.  Именно  это порождает острую борьбу  различных  политических  сил  вокруг  Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов,  составляющих  источники конституционного права. Разобраться в этой  борьбе  -  значит  понять,  кто ведёт страну по пути  прогресса,  а  кто  тянет  назад.  Глубокое  изучение конституционного права,  таким  образом,  позволит  “войти  в  политику”  и почувствовать дыхание истории.             Конституционное право - совокупность правовых норм,  охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих  целях  определённую систему государственной власти.          

    Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную  и  сложную сферу общественной жизни, она  неизбежно  приобретает  ведущий  характер  в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей  системы  национального  права,  всех   отраслей,   и   в   этом   его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права  той  или  иной страны не может развиваться, если она не находит  опоры  в  конституционных принципах  или  нормах  конституционного  законодательства,  а  тем   более противоречит им.             

    Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются  источниками.  Среди  них  -  конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти  формы  правовых  актов  характерны практически для всех институтов конституционного права.              Критерием  для  образования  системы  конституционного   права являются не его источники, а  институты,  т.е.  группы  норм,  регулирующие относительно самостоятельные сферы  конституционно  -  правовых  отношений. Каждый конституционно -  правовой  институт  включает  несколько  различных источников.

 

Глава 1. Источники  конституционного права

    Формы конституционного права составляют своеобразную  иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы  по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону  или  указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме  реализуется  правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жёсткий порядок, чтобы предупредить “войну” источников.    Например, постановлением правительства или даже законом нельзя  расширять некоторые полномочия исполнительной власти.

Соблюдение порядка оформления правовых норм является  важным  условием конституционной законности.1

В общей  теории  права  принято  различать  источники  права  в материальном и формальном, юридическом смыслах.

    В  материальном  смысле  под  источником  права  понимаются  те факторы, которые определяют само содержание права. К ним  принято  относить материальные  условия  жизни  общества,  свойственные   ему   экономические отношения.

    В юридическом смысле под источником  права понимаются  формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную  силу  правовые нормы.  Такую функцию выполняют правовые   акты.   В   этом   смысле   и рассматриваются источники конституционного права.2

Существует  особый  порядок  не  только  принятия  нормативных правовых актов, но и  их  отмены,  признания  утратившими  силу,  изменения. После отмены акта он перестаёт считаться источником действующего права.               Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.          

  Закрепление конституционно - правовой нормы  в  акте  того  или иного  вида не  произвольно, а подчинено объективным условиям и  зависит  от потребности придать норме  более  или  менее  высокий  уровень  юридической значимости,  от  условий  территориального  масштаба  действия  нормы,   от установленного  порядка  разграничения  компетенции  органов,принимающих конституционно - правовые нормы

 

Конституция РФ как основной источник

    Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается  народом или от имени народа, она является высшей формой  воплощения государственной воли  народа. Российская Конституция  1993 года была принята на референдуме,  который является высшим непосредственным  выражением власти народа;

2) конституционные нормы  имеют учредительный характер, устанавливая  основные принципы существования  государства (основы конституционного  строя), основы организации государственной  власти, устанавливают порядок создания  иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет  некоторые виды иных источников  права;

4) Конституция РФ обладает  высшей юридической силой и  непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ ( ч.1 ст. 15 Конституции РФ)

5) Конституция РФ имеет  не только правовое, но и большое  общественно-политическое и идеологическое  значение, закрепляя status quo   российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных  положений имеют общий характер, направлены на регулирование  широкого круга вопросов жизни  общества, затрагивая главные аспекты  регламентирования общественных  отношений.

    Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

    Придание Конституции статуса закона прямого действия  означает, что  она  может  непосредственным  образом,  т.е.  без  привлечения  других законов,  правовых  актов,  применяться  судебными  органами   в   процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела. Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу,  обвинителей  и судей достаточно использовать только один  свод  положений  закона  в  виде Конституции.3

1.2 Закон как источник конституционного права

    К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

    Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием:

  • Федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

    В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

  • Федеральный закон. К основным признакам федерального закона как источника конституционного права относятся: нормативность, особый порядок принятия (парламентом Российской Федерации или на референдуме), принятие как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, верховенство, а также особый предмет правового регулирования. Например, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.
  • Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

 

1. 3 Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации

    Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

    Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

    В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

 

1.4 Указы и распоряжения президента РФ, постановления Правительства

    Указы Президента  могут  быть  нормативными  и  ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий  Президента  или  в случае  пробелов  в  законодательстве.  Вторые  -   это   акты   применения Президентом какого - то закона; по времени действия  и  по  кругу  лиц,  на которых они распространяются, они носят  ограниченный  характер. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

    Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

    Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издаёт   постановления и распоряжения, обязательные  к  исполнению  в  РФ  (ст.  115  Конституции).  Но не все Постановления Правительства, как  и  другие  его  акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников  конституционного  права.  Таковыми являются только те акты, которые   содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ.  Акты  вышестоящих  органов  исполнительной власти  обязательны для нижестоящих.   Постановления   и   распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы. Постановления Правительства России являются  обязательными  для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и  совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции).

Информация о работе Источники конституционного права