Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:42, контрольная работа

Краткое описание

Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Источники конституционного права…………………………. 4
Конституция РФ как основной источник………………………….. 5
Закон как источник конституционного права……………………... 7
Акты палат Федерального Собрания РФ.………………………….. 8
Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства………………………………………………………... 9
Правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления……………………………………………………….10
Постановления Конституционного суда…………………………….11
Договора и международные соглашения……………………………11
Заключение………………………………………………………………..13
Список источников и литературы……………………………………….15

Файлы: 1 файл

контр по кп.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

 

1.5 Правовые  акты СССР и РСФСР, акты органов  местного самоуправления 

    Незавершённость к настоящему времени процесса  формирования  на основе новой конституции системы права России объясняет  такую  особенность источников конституционного права,  как  включение  в  их  число  некоторых законов бывшего СССР и РСФСР. Некоторые из этих актов являются  источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности  или  на период, пока не  будет  принято  заменяющее  их  законодательство.  Так,  в постановлении Верховного Совета РФ  о  ратификации  Соглашения  о  создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г.  установлено,  что на территории России до принятия соответствующих законодательных  актов  РФ нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей  Конституции РФ, её законодательству и настоящему Соглашению. Сохраняют своё правовое значение ряд законов  и  постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом  СССР  и  РСФСР,  а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя  по  мере  принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

    Конституция отмечает, что  местное  самоуправление  в  пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои  правовые  акты,  которые  относятся  к числу источников конституционного права, действующих только  на  территории субъектов РФ. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их  гарантии),  то они должны признаваться его источником. Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той  же статье) на то, что органы  местного  самоуправления  не  входят  в  систему органов государственной власти. При любом толковании этого  указания  ясно, что не может  быть  предусмотренных  Конституцией  органов  самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

 

1.6 Постановления Конституционного суда

    К   числу   источников   конституционного   права   относятся постановления  Конституционного  Суда   РФ,   в   которых   устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов  Федерации, законов и других нормативных актов,  а  кроме  того,  разрешаются  споры  о компетенции, даётся  толкование   Конституции.   Хотя  с  формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к  числу  правотворческих  органов, акты которого по  юридической  силе  стояли  бы  выше  актов  парламента  и Президента, но по  существу  он  таковым  является.  Существует  презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают  силу;  не  соответствующие Конституции международные  договоры  не  подлежат  введению  в  действие  и применению.           

   Что касается  системы  судов  общей  юрисдикции,  возглавляемой Верховным Судом РФ, то их решения, если судить по  тексту  Конституции,  не могут   обладать   общеобязательной   нормативной   силой,   т.е.   служить прецедентом, обязательным для решения аналогичных дел другими судами в силу их независимости.

 

1.7  Договоры и международные соглашения

 

    Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и её субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч.4  ст.15)  устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.            

    Заключение РФ договоров с  другими  государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах РФ от 15 июля 1995  г.  Закон устанавливает, что положения официально опубликованных   международных договоров РФ, не требующие издания  внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ  непосредственно.  Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.            

    Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров,  не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими  Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.            

    К числу источников конституционного  права  относятся  правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также  Союзом России и Белоруссии и других объединений части государств СНГ и России.Такие акты, ещё не вошедшие  в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей,  Парламентским  Собранием   Союза   России   и   Белоруссии   и наднациональными  исполнительными  и  судебными  органами.   Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.         

     В практику РФ всё шире входят внутренние договоры и соглашения. Важным источником конституционного права остаётся Федеративный  Договор  от 31 марта 1992 г., в котором были закреплены основы взаимоотношений РФ и её субъектов. Другой пример: Договор между РФ и Республикой Татарстан 1994 г., которым  было проведено  разграничение  предметов   ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации  и Республики  Татарстан.  Ряд  субъектов  Федерации  заключили между собой соглашения по конкретным  вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно - правовые нормы.

 

Заключение

Таким  образом,  источниками  конституционного  права  являются нормативные правовые акты, посредством  которых устанавливаются  и  получают юридическую силу конституционно - правовые нормы.             Конституция Российской Федерации является  основным  источником отрасли конституционного права, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других  нормативных актов,  она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего  конституционного  -  правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

    Система конституционного  права  объективно  обусловлена  самим характером  этого  права,  она  разделяет  нормы  по  институтам,   но   не устанавливает  непроницаемые  перегородки  между  институтами  -  напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно - правового регулирования.                   Система права, говоря образно, наводит своеобразный  порядок в многоэтажном и многоквартирном здании  конституционного  права,  располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того,  устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними.  И сколь бы  ни  были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же  стоит  на  одном  фундаменте,   каковым   выступают   единые   принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное  право,  приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие,  правовое государство.

 

 

Список источников и  литературы.

  1. Конституция РФ от 1993 года
  2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»
  3. Постановление Верховного Совета РФ  о  ратификации  Соглашения  о  создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. 
  4. Федеральный Закон “О международном договоре РФ” от 15 июля 1995г.
  5. Федеративный  Договор  от 31 марта 1992 г.
  6. Договор между РФ и Республикой Татарстан 1994 г.

__________________________________________________________________

 

3 М.В.Баглай Конституционное право Российской Федерации.Учебник.:

Норма-Инфра.Москва.1999.с.47

2 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России.Учебник.:

Юристъ.Москва.1998.с.193

3 Лозовский Л.Ш. Райзберг Б.А.Конституция РФ с комментариями.:Инфра.

Москва.2000.с.93

1 М.В.Баглай Конституционное право Российской Федерации.Учебник.:Норма- Инфра Москва.1999.с.47

2 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России.Учебник.:Юристъ.Москва.

1998.с.193

3 Лозовский Л.Ш. Райзберг Б.А.Конституция РФ с комментариями.:Инфра.Москва.2000.

с.93




Информация о работе Источники конституционного права