Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа
Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня источников конституционного права:
1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
Введение 3
Глава 1. Понятие основных источников Конституционного права Российской Федерации 6
1.1. Естественное право 8
1.1. Позитивное право 11
Глава 2. Виды основных источников Конституционного права Российской Федерации 12
2.1. Конституция 12
2.2. Законы 15
2.3. Договоры и соглашения 18
2.4. Декларации 21
2.5. Регламенты палат Федерального Собрания 22
2.6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации 22
2.7. Постановления Правительства Российской Федерации 24
2.8. Судебные решения 25
2.9. Акты органов местного самоуправления 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КУРГАНСКИЙ
ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра
Конституционного и административного
права
Источники
конституционного права Российской Федерации
Курсовая работа
Антоненко Ларисы Владимировны
Студентки курса Ю-4, группы Ю-42
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Преподаватель:
Сивопляс А.В.
к.ю.н.,
доцент УрГЮА
Курган
2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие основных источников Конституционного права Российской Федерации 6
1.1. Естественное право 8
1.1. Позитивное право 11
Глава 2. Виды основных источников Конституционного права Российской Федерации 12
2.1. Конституция 12
2.2. Законы 15
2.3. Договоры и соглашения 18
2.4. Декларации 21
2.5. Регламенты палат Федерального Собрания 22
2.6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации 22
2.7. Постановления Правительства Российской Федерации 24
2.8. Судебные решения 25
2.9. Акты органов местного самоуправления 26
Заключение 29
Список
использованных источников и литературы 31
Введение
Конституционное право это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права.
Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.
Проблемы,
связанные с источниками
Очевидно, что попытки решения таких «классических» вопросов не могут быть вызваны лишь праздным интересом столь большого числа исследователей. Наверняка это весьма значимо практически, а может быть, и жизненно важно. Какие же вопросы подлежат решению при исследовании проблемы источников конституционного права? В чем проблема? Главное: представляется принципиально важным выявить необходимость выделения такой научной категории, как «источник конституционного права», как, впрочем, и «источник права» вообще, то есть понять, для чего в научный обиход вводится такое понятие. От практической значимости ответа на этот вопрос, от ее наличия зависит возможность и практическая значимость постановки всех прочих вопросов, связанных с источниками конституционного права.
Источники конституционного права — признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. И.к.п. РФ являются Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, нормы международного права и акты органов местного самоуправления. Кроме того, нетрадиционными И.к.п. выступают конституционные обычаи, ратифицированные РФ международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие нормы конституционного уровня. По юридической силе все И.к.п. подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы, в свою очередь, по степени значимости подразделяются на основные (Конституция страны), конституционные и обычные.
Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня источников конституционного права:
1)
федеральное право:
2)
региональное право или
3)
муниципальное право,
Принцип
верховенства федерального права объединяет
все эти относительно автономные
нормативно-правовые массивы в единую
конституционную систему
Глава 1. Понятие основных источников
Конституционного
права Российской
Федерации
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов. Образуемая при этом иерархическая система обеспечивает необходимое для правоприменения соотношение различных источников между собой по степени юридической силы, их приоритетности.
Источники конституционного права (конституция, закон, указ и другие правовые акты) характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому институту соответствует какая-то одна форма. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте.
Формы конституционного права составляют систему, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить «войну» источников. Например, постановлением Правительства или даже законом нельзя расширять основные полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с предусмотренной процедурой). Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых предписаний является важным условием конституционной законности.1
Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для граждан какие-то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании (поскольку конкретному содержанию, как правило, соответствует своя форма), но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод граждан, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения.
Когда
об источниках права говорят как
о форме правовых актов, то обычно
используют термин «источник права
в юридическом смысле». Таким
путем это понятие
1.1.
Естественное право
Право нельзя сводить только к писаной его части, к позитивному праву. Это тем более верно в отношении конституционного права, которое призвано охранять свободу человека. Кроме позитивного правового регулирования, всегда подверженного опасности перегибов и соблазнам авторитарных решений, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Эти представления относятся к вечным ценностям и служат главным критерием демократизма любой системы права.
Естественное право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством как неотъемлемо присущие каждому человеку от рождения. Эти права и свободы не зависят от воли государства и не являются даром с его стороны. Напротив, государство связано этими первичными нравственными и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их.
Понимание
естественного права как
Естественное
право обусловило главные цели демократических
революций, происшедших в Европе
и Америке в XVII—XVIII вв., и было
положено в основу концепции правового
государства, до сих пор определяющей
положение государства в
В России идея естественных прав нашла свое выражение в Декларации прав и свобод человека (принята 5 сентября 1991 г.), в которой говорится о «естественных, неотъемлемых и ненарушимых правах и свободах». Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 17) устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Признается также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Аналогичные концептуальные подходы к правам и свободам содержатся в конституциях многих стран.
В наше время естественное право повсеместно получило широкое признание, и общечеловеческие идеалы приобрели ясную правовую форму. Поэтому, казалось бы, ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда прав как гарантий или оправдания тех или иных поступков человека уже не столь важны. В нынешней Конституции РФ, например, четко закреплены все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом.
Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации