Источники конституционного права Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня источников конституционного права:
1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие основных источников Конституционного права Российской Федерации 6
1.1. Естественное право 8
1.1. Позитивное право 11
Глава 2. Виды основных источников Конституционного права Российской Федерации 12
2.1. Конституция 12
2.2. Законы 15
2.3. Договоры и соглашения 18
2.4. Декларации 21
2.5. Регламенты палат Федерального Собрания 22
2.6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации 22
2.7. Постановления Правительства Российской Федерации 24
2.8. Судебные решения 25
2.9. Акты органов местного самоуправления 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая кпрф.docx

— 66.17 Кб (Скачать)

     Однако  естественное право сохраняет свое значение для защиты прав человека. Своей деятельностью люди порождают  новые и новые общественные проблемы, правовое разрешение которых, связанное  с необходимостью принятия большого числа правовых норм, иногда означает ограничение конституционной свободы человека. Сохранение демократии поэтому нуждается в постоянном напоминании государству о существовании определенного минимума незыблемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, незримо присутствуя в процессе применения позитивного права.

     Естественное  право обнаруживает свою важную грань  при религиозном подходе к  сущности человека и государства. Еще  мыслители Средневековья (в частности, Фома Аквинский), преодолев отрыв  античных философов от божественной природы естественного права, увязали  его с христианством. Современная христианская демократия рассматривает состояние свободы как естественное, т. е. дарованное человеку Богом вместе с жизнью. И несмотря на светский характер современных западных государств, они в целом принимают эту трактовку и воспринимают естественное право как высокую духовную ценность, морально обеспечивающую неотчуждаемость прав человека. Утверждение такого подхода очень важно для укрепления молодой российской демократии, тем более что это не противоречит и другим российским конфессиям.

     Не  менее важна роль естественного  права как гарантии против антидемократической  активности определенных политических сил, стремящихся к реставрации  тоталитаризма. Понятно, что в случае прихода к власти этих сил для них не составит большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом неправомерности подобного рода «реформ» и спасения своей свободы. Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления. Превентивное воздействие неотъемлемости определенных прав и свобод человека служит опорой существования свободного гражданского общества, гарантией от поворотов вспять.

     Пока  же все призывы к приоритету позитивного  права, к чисто «нормативистской» трактовке права при всей важности соблюдения писаного права объективно препятствуют глубокой демократической реформе права в интересах укрепления прав и свобод человека. В плоть и кровь народной жизни должна войти истина: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.3 

1.2. Позитивное право 

     Позитивное право, право, действующее в данный момент. Исторически понятие Позитивное право сложилось благодаря школе естественного права, по концепции которой действующее право каждой страны, изменяющееся по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества, противопоставлялось естественному праву — общему для всех народов, вечному и неизменному, определяемому якобы самой природой человека. Термин "Позитивное право" применяется в науке для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм, отмененных или фактически потерявших силу, а также от представлений о нормах, ещё не принятых, но желательных в будущем (проектов законов, предложений, требований, правовых идей). В этом смысле для обозначения позитивное право иногда используют термин "de lege lata" (по действующему закону), если же данный вопрос действующим правом не решен, но его решение желательно, употребляют выражение "de lege ferenda" (по будущему, предполагаемому закону).4  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Виды основных источников

Конституционного  права Российской Федерации 

2.1. Конституция 

     Конституция как источник конституционного права  имеет первостепенное значение. Конституция  Российской Федерации, была принята  всенародным голосованием 12 декабря  и вступила в силу 25 декабря 1993 г.

     Конституция как источник права характеризуется  и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в  управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры  общества, формы собственности, способы  охраны прав всех субъектов экономической  жизни. Через конституционные нормы  определяются основы правового статуса  личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений  государством. Таким образом, нормы  Конституции касаются всех сфер жизни  общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой  содержания своих норм Конституция  отличается от всех иных источников конституционного права;

     Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные  акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

     в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

     значение  Конституции как основного источника  определяется и тем, что установленные  в ней нормы выступают в  качестве формы воплощения государственной  воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед  собой ставит, принципы его организации  и жизнедеятельности;

     Конституция по сравнению с другими источниками  является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного  значения. Её нормы касаются каждого  гражданина, всех субъектов общественной деятельности.5

     Осуществление конституционных норм в качестве источника конституционного права  протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование  и применение.

     Соблюдение  выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение  с юридическими запретами (характерной  чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией Российской Федерации). "Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).

     Исполнение  конституционных норм (в отличие  от соблюдения) предполагает активную деятельность субъектов, требуемую  нормами Конституции Российской Федерации и направленную на достижение выдвинутых ею задач и целей: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции Российской Федерации). В ней установлены три способа исполнения:

     1.  Все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации

     2.  Государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации

     3.  Граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности

     Использование связано с процессом реализации конституционных прав и свобод, т.е. субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права данным источником. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации); "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации).

     Применение  конституционных норм в качестве основного источника конституционного права предполагает властное вмешательство  государства, его органов и других субъектов в реализацию непосредственно  Конституции Российской Федерации. Выделяют три способа применения конституционных норм:6

     1.  Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Конституции Российской Федерации

     2.  Применение норм Конституции Российской Федерации совместно с иными нормами права

     3.  Использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и толкования других правовых норм.

     По  предметам ведения Российской Федерации  принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации и служащие также источниками  конституционного права.7 
 

2.2. Законы 

       Второй вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:

     1.  Развивают и дополняют Конституцию Российской Федерации

     2.  Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации

     3.  Обладают большей юридической силой, чем обычный закон

     4.  Подготавливаются в особом сложном порядке

     5.  Не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации

     По  своей юридической силе федеральные  конституционные законы занимают промежуточное  место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной  процедуре, чем последние, требуя более  высокой степени общественного  согласия. Такое представление о  соотношении юридической силы Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов и обычных  федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить  положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные  законы не могут противоречить федеральным  конституционным законам").

     На  сегодняшний день у нас действуют 23 федеральных конституционных закона. Таким образом, законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральные конституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и другие ФКЗ. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.

     Источниками конституционного права являются обычные  федеральные законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной  власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению  властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи  человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого  государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

     Также источником конституционного права являются федеральные законы, законы Российской Федерации и законы РСФСР. Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации

     Проблему  различного понимания федерального закона отметил и Конституционный  Суд РФ в постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности  отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".8

     Термин "федеральный закон" употребляется  в Конституции РФ двояко: в широком  смысле, в качестве совокупности всех законов, имеющих общефедеральное  значение, которые распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации, а также в собственном  значении - как закон, принимаемый  Федеральным Собранием РФ или  на референдуме и по юридической  силе стоящий после Конституции  РФ, законов о поправках к Конституции  и федеральных конституционных  законов.9

Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации