Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:13, курсовая работа
Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права. В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников.
Введение………………………………………………………………..…………………3
Глава 1. Понятие и виды источников конституционного права
1.1. Понятие источников конституционного права………………………………….….5
1.2. Виды источников конституционного права……………………………….………..9
Глава 2. Характеристика источников конституционного права
2.1 Конституция РФ – основной источник конституционного права………….…….15 2.2 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права………………………………………………………………………………………17 2.3 Федеральный договор как источник конституционного права……………….......19
2.4 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ёё субъектов как источники конституционного права…………………………………………………....20
2.5 Постановления конституционного суда РФ как источники конституционного права……………………………………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………...…………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………….….30
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:
а)разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
б)дает толкование Конституции РФ;
в)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
г)принимает послания Конституционного Суда;
д)решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд
РФ не возглавляет систему
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции также являются источниками конституционного права. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера10.
Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам уполномоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.
Постановления Конституционного
Суда, выносимые в связи с
Заключение
В широком смысле слова источниками конституционного права являются все правовые акты, а не только те, которые содержат правовые нормы. Более того, выделяются юридические и социальные источники конституционного права - совокупность социально-экономических, идеологических и других факторов, которая влечет за собой возникновение конституционно-правовых (государственно-правовых) норм и обусловливает их сущность и содержание.
Источниками конституционного права служат правовые нормативные акты, т.е. акты, которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют колоссальное значение для укрепления правового государства. Совершенство рассмотренных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Усовершенствование источников конституционного права современной России должно быть следующим:
1. При улучшении форм
права надо внимательно
2. В конституционном праве РФ необходимо зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться «цементированием» лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Кроме того, необходимо принять федеральный конституционный закон, в котором необходимо отразить процедуру заключения, и расторжения договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции.
В заключение хочется
подчеркнуть, что источниками
1 Колесников Е.В. Источники науки росс. Конституционного права. Саратов, 2005
2 Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 2009
3 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г .-М. : Новая шк., 2004
4 Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право // № 8, 2007
5 Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. -М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС,2001
6 Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А.Комарова. М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. Политология Словарь-справочник М. 2003
7 Государственное право Российской Федерации. Под редакцией О.Е. Кутафина. М.Юридическая литература, 2003
8 Федеральное конституционное право России. Основные источники по состоянию на 15.09.1996 г. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. М. Норма, 2008
9 Политология Словарь-справочник М. 2006
10 Федеральное конституционное право России. Основные источники по состоянию на 15.09.1996 г. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. М. Норма, 2008