Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:22, курсовая работа
Цель данной работы: обобщение и анализ взглядов на проблему системы конституционного права РФ и его источников.
При выполнении работы был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие источников конституционного права.
- проанализировать систему конституционного права.
Введение…………………………………………………………………………....3
1 Источники конституционного права…………………………………………...4
1.1 Понятие источников права……………………………………………………4
1.2 Виды источников конституционного права………………………………….6
2 Конституция РФ как основной источник конституционного права РФ…….19
2.1 Юридические свойства конституции……………………………………….19
2.2 Структура конституции……………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий…………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………….33
Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организаций регламентируются также правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, госкомитеты и ведомства. Например, в сфере приватизации собственности весьма развито нормотворчество Министерства государственного имущества РФ. Однако для того, чтобы такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях. Но, к сожалению, министерства и ведомства часто оставляют свои акты без государственной регистрации и опубликования.
д) Судебные решения. К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.
Что касается системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом Российской Федерации, то их решения, если судить по тексту Конституции, не могут обладать общеобязательной нормативной силой, т. е. служить прецедентом, обязательным для решения аналогичных дел другими судами в силу их независимости. Признание судебного прецедента источником конституционного права характерно для англосаксонских стран (США, Англия и др.), где прецеденты, образующие так называемое общее право, играют важную роль в единообразии на всей территории государства судебной защиты прав и свобод граждан на основе как позитивного, так и естественного права9.
Но судебная реформа в современной России не завершена, объем и основания подсудности общих судов постоянно расширяются. Верховный Суд принимает к своему производству многие дела, имеющие отношение к конституционным правам и свободам, и выносит по ним решения, а также дает разъяснения по судебной практике, часто имеющие по существу нормативное значение. И хотя прецедентная, общеобязательная сила этих решений в стране еще не признана и единообразная практика пока не сложилась, они должны в своей совокупности рассматриваться как источник конституционного права.
Таким
источником, например, безусловно, является
постановление Пленума
е) Местные подзаконные акты
Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.
Этот
вывод не противоречит конституционному
указанию (в той же статье) на то,
что органы местного самоуправления
не входят в систему органов
В
конституционном праве ряда зарубежных
государств в качестве источника
конституционного права признают обычаи
и доктрины (взгляды крупных ученых-
ж) Правовые акты СССР и РСФСР
Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.
"Заключительные и переходные положения" Конституции 1993 г. устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.
2.1 Юридические свойства конституции
Термин «конституция» (от лат. constitutio — установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, в котором бы закреплялось бы его устройство.
Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.
Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции либо внесение в нее серьезных изменений осуществляется классом, пришедшим к власти экономической и политической. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.
Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 года начинается со слов:
«Мы, многонациональный
народ Российской Федерации...». Такие
формулировки подчеркивают идею о том,
что главным источником учредительной
конституционной власти является народ.
10
2.2 Структура конституции
Структура
конституций различных
1. Основы общественного строя — политическую систему, принадлежность власти народу и формы реализации народовластия, принцип разделения властей, основы экономической системы, социальные отношения и политику государства в этой области и т. д.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства. Данные нормы и институты по мнению большинства государствоведов составляют главное назначение основного закона, ибо в них содержатся правовые гарантии защиты граждан от произвола государства, его органов и должностных лиц.
3.
Для всех конституций
4.
Все конституции мира
5.
Для многих конституций
Для науки государственного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство. Современная юридическая наука классифицирует существующие конституции по различным критериям:
1. По форме действующие конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная — это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций (примером такой конституции служит английская конституция, содержащая совокупность множества актов, от Великой Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
В Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе, Конституция Российской Федерации 1993г. устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.
Впервые
в российском конституционном
Российская
Федерация провозглашена
Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Все положения, включенные в содержание первой главы Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя Российской Федерации и находятся под повышенной правовой охраной даже по сравнению с другими нормами Конституции. В частности установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Кроме того, предусмотрен особый порядок изменения этих положений, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законодательством созывается Конституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст. 135)
По сравнению с предшествующими конституциями Конституция Российской Федерации 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» в обобщенном виде использованы все действующие международно-правовые акты в этой области. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод, принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальности; право свободного передвижения и выбора места жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность; запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др.