Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:22, курсовая работа
Цель данной работы: обобщение и анализ взглядов на проблему системы конституционного права РФ и его источников.
При выполнении работы был поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие источников конституционного права.
- проанализировать систему конституционного права.
Введение…………………………………………………………………………....3
1 Источники конституционного права…………………………………………...4
1.1 Понятие источников права……………………………………………………4
1.2 Виды источников конституционного права………………………………….6
2 Конституция РФ как основной источник конституционного права РФ…….19
2.1 Юридические свойства конституции……………………………………….19
2.2 Структура конституции……………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий…………………………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………….33
Несмотря на то, что конституционный круг прав и свобод весьма широк, Конституция Российской Федерации устанавливает, что их перечисление в Конституции не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод.
Важное
значение имеет также впервые
закрепленный в Конституции Российской
Федерации принцип
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.
Для сохранения целостности, да и самого существования России принципиальный характер имеет ликвидация в Конституции России 1993 г понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты федерации равноправны. В отличие от ранее действующих Конституция РФ 1993г. более четко разграничивает предмет ведения федерации и ее субъектов.11
Конституция РФ 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция 1993г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и ставит его на особое самостоятельное место в системе высших органов. По существу Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложены определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти федерации и др.
Ликвидировав
систему советов, Конституция 1993 г.
внесла серьезные изменения в
порядок формирования и деятельности
высшего представительного
Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.
К числу важных изменений в конституционном закреплении системы государственных органов относится прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов и введение системы органов местного самоуправления.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования источников конституционного права в современном государстве России?
Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
В-вторых, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Подводя итоги, необходимо отметить следующее:
Источники права – это акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права, внешние формы правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной к исполнению. Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них — конституция, закон, указ и другие правовые акты.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Закон | Нормативный правовой
акт, принятый высшим представительным
органом государства или |
2 | Власть | это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных). |
3 | Конституция | Основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. |
4 | Органы местного самоуправления | Представительные О.м.с. и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ (см. ст. 2 ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ). |
5 | Правительство Российской Федерации | Высший исполнительный орган государственной власти РФ. П. РФ осуществляет исполнительную власть РФ. П. РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. |
6 | Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации | Постоянно действующий представительный и законодательный орган РФ (см. ст. 94 и 99 Конституции РФ). Ф. С. состоит из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по юридическому статусу, кругу полномочий и способу формирования. Федеральный конституционный закон. Основополагающий законодательный акт в РФ, издаваемый по вопросам непосредственно обозначенным в Конституции РФ. |
7 | Президент
Российской Федерации |
Глава государства и одновременно гарант Конституции РФ, прав и свобод человека игражданина. П. РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. ст. 80 Конституции РФ |
8 | Закон субъекта Российской Федерации | Нормативный правовой акт, принятый представительным органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ, конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные общественные отношения в областях жизнедеятельности, находящихся в ведении субъекта РФ. См. Закон, Федеральный конституционный закон. |
9 | Акт нормативный правовой федерального органа государственной власти | Юридический акт одного из органов законодательной и исполнительной власти РФ. Им являются акты: нормативный Указ Президента РФ; одной из палат представительного и законодательного органа РФ (парламента); постановление Правительства РФ. |
10 | Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | Законодательные
(представительные) органы государственной
власти и главы исполнительной власти
субъектов РФ, иные государственные
органы, предусмотренные конституциями,
уставами субъектов РФ, избираемые непосредственно
гражданами РФ в соответствии с Конституцией
РФ, ФЗ, конституциями, уставами, Законами
субъектов РФ (см. ст. 2 ФЗ Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан РФ).
Органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) Президент
РФ, Совет Федерации и |
1 | Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (Принята всенародным голосованием) // Российская газета. – 1993. – №237. – 25 декабря. |
2 | Баглай, М. Г. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник для вузов /Г.М. Баглай. - 5-е издание измененное и дополненное - М.: Норма, 2006.- 784 с. – ISBN 978-5-89123-943-2 |
3 | Борисов, А. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). [Текст]: С комментариями Конституционного суда РФ / А. Борисов. - 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный Мир, 2010. – 272 с. – ISBN 978-5-8041-0444-4 |
4 | Верховенство
конституции – принцип |
5 | Главный итог – стабильность конституции / М. Митюков. // «Российская юстиция». – 2001. - №10. – С. 64 |
6 | Коваленко, А.И. Конституционное право России [Текст]: Учебник. / А.И. Коваленко – М.: Закон и правопорядок, 2000 . - 208 с. - ISBN 6-211-14653-0. |
7 | Кудинов, О. А. Конституционное право Российской Федерации. / О.А. Кудиков. – М.: Ось-89, 2009. – 192 С. – ISBN 978-5-98534-925-2 |
8 | Конституционное право [Текст]: Учебник. / Под ред. В.В.Лазарева. -М.:Юристъ, 2000. - 335 с. - ISBN 5797502593 |
9 | Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Конспект лекций. / В. Д. Мазаев, С. В. Васильева, В. А. Виноградов. М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с. – ISBN 5-8112-1991-1 |
10 | Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник. / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Кулушева. – М.: Юрайт, 2010. – 384 с. – ISBN 978-5-9916-0671-4 |
11 | Стрекозов, В. Г. Конституционное право Российской Федерации. [Текст]: Учебник. / В. Г. Стрекозов. – М.: Юрайт-издат, 2010. – 336 с. - ISBN 978-5-9916-0722-3 |
12 | Судебная практика Конституционного Суда РФ / Сивицкий В.А. // «Гражданин и право». – 2001. - №9. – С. 155 |
А |