Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Теоретическая база исследования является работы таких учёных как Каткова Д.Б., Корчиго Е.В., Венгерова А.Б, Овсепяна Ж.И, Кутафина О.Е., Топорина Б.Н. и др.
Методологическую основу исследования составили:
· Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от других.
· Структурно-функциональный метод с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов
Использование таких логических приёмов как анализ, синтез, дедукция и индукция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие источников российского конституционного права………...5
1.1. Понятие источника конституционного права……………………….5
1.2. Нормативный акт, как источник российского конституционного права……………………………………………………………………………12
2. Источники конституционного права РФ и их характеристика……...14
2.1. Конституция Российской Федерации………………………………...14
2.2. Конституционные законы и законы Российской Федерации…….17
2.3. Конституции республик………………………………………………...31
2.4. Уставы других субъектов РФ………………………………………….34
2.5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации……34
2.6. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ………………………………………………………………….36
2.7. Международные договора и соглашения…………………………..39
2.8. Федеративные договора и соглашения РФ с субъектами
федерации…………………………………………………………………….40
2.9. Постановления Конституционного суда РФ………………………..41
2.10. Постановления Правительства РФ………………………………...42
2.11. Законы, постановления, указы субъектов РФ……………………43
2.12. Акты органов местного самоуправления………………………….43
2.13. Акты чрезвычайных государственных органов…………………..44
Заключение…………………………………………………………………...45
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ источники конституц права - копия.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

    Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников - нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно «преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников

13 Рыжов В.А. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Изд-во БЕК. 1999 / Отв. ред. Б.А. Страшун. С. 19; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист. 1999. С. 19.

14 Рыжов В.А. Указ раб. С. 19

права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права»15.

    «Вместе с тем, было бы ошибочным утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычаи бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности - конституционного права».16 Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании «в ограниченных пределах правового обычая» и о том, что «складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ»17. Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры.

    Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

15 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 149-177; Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 167.

16 Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права. Часть I. //журнал “Северо-Кавказский юридический вестник”, 2003 г. №1. с.32

17 Овсепян Ж.И. Там же с.32 

1.2 Нормативный акт как источник российского

конституционного  права.

   Наиболее распространенным видом источников права, в том числе российского конституционного права, является нормативный акт. Нормативный акт как источник права, как правило, характеризуют следующие признаки:

    - это акты, исходящие от государственной власти, сформулированные государственной властью;

    - это акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции;

    - нормативные акты принимаются и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их принятия, опубликования и введения в действие;

    - нормативные акты как источники права являются «писаным правом, т.е. имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в тех или иных официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т.е. условием приобретения ими качества источников права;

    - нормативные акты государства многообразны и находятся между собой в иерархической подчиненности. Приоритетом во всей пирамиде нормативных актов обладает Конституция и законы, причем Конституция имеет статус «Основного Закона».

    С учетом их многообразия, нормативные акты могут быть классифицированы. Классификация также может быть разновариантной. Допустим, по критерию юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты дифференцируются на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.

    По критерию территории их действия следует различать три вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, района, др.).

    Следует обратить внимание на то, что указанные два варианта классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней: общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории РФ) и нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентных органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).

2. Источники конституционного права РФ и их характеристика.

2.1. Конституция Российской  Федерации

    Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.

    Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Конституция - «это одновременно фундамент, основа всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы».1 «Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации».2

    Главным источником конституционного права является Конституция - основной закон. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является источником номер один для всех отраслей права. Она обладает высшей юридической силой в сравнении со всеми иными источниками российского права, относящимися ко всем отраслям российского права. Однако для конституционного права Конституция РФ, это не только источник отрасли, имеющий высшую юридическую силу, но это

1 Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. - изд. 2-е, перераб. И доп., М.: Юристъ, 2002, с.18

2 Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. Москва, «Юридическая литература» 1994г., комментарий к ст. 15.

основной специальный  кодифицированный закон этой отрасли, т.е. для конституционного права как отрасли права, Конституция имеет, помимо прочего, то же значение, что и Гражданской кодекс (ГК) - для гражданского права, Уголовный кодекс (УК) - для уголовного права; Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) - для гражданско-процессуального права; Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) - для уголовно-процессуального права; Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) - для административного права и т.д.

    Конституция РФ является источником российского конституционного права в полном ее объеме, т.е. все ее предписания и статьи (а не только какая-то их часть) формулируют конституционно-правовые нормы.

    В этой связи специалисты характеризуют Конституцию РФ (наряду с конституциями и уставами субъектов РФ и федеральными конституционными законами, о которых будет сказано далее) в качестве «безусловного источника конституционного права», в отличие от федеральных законов, подзаконных актов, международных договоров и т.д., которые выступают «в качестве источников лишь при наличии в них конституционно-правового содержания»3.

    Конституция - это источник, который, во-первых, обусловливает самоопределение конституционного права как автономной отрасли в системе российского права и, во-вторых, придает ему качество ведущей отрасли российского права.

    Конституция возглавляет систему источников российского права, в том числе систему источников конституционного права. Такой статус

3 Саликов М.С. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. 2001. С. 31.

Конституции РФ в системе  источников российского права обеспечивается прежде всего ее учредительными свойствами: Конституция РФ устанавливает виды правовых актов, издаваемых высшими органами и должностными лицами публичной власти; исчерпывающе называет все федеральные конституционные законы, важнейшие из федеральных законов, подлежащих принятию; регулирует основные стадии законодательной процедуры; наконец, устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов (нормативных и ненормативных). Иными словами, Конституция учреждает всю систему источников права и важнейшие правотворческие процедуры.

    Все иные источники конституционного права производны от Конституции. В то же время приоритет Конституции действует не только на стадии конструирования системы источников права, но и в последующем - в частности, на стадиях их применения, практической реализации.

    Так, согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».

    Конституция РФ имеет более высокую юридическую силу не только в отношении нормативных актов, но и в сравнении с иными разновидностями источников конституционного права, в частности - в сопоставлении с многосторонними федеративными и другими внутригосударственными договорами: двух-, трех-, четырех-, пятисторонними и др. между Российской Федерацией и субъектами РФ по поводу разграничения предметов ведения и полномочий. В соответствии с п. 1 разд. II Конституции РФ 1993 г.: в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, внутригосударственных договоров и между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ - действуют положения Конституции РФ.

    Конституция РФ имеет приоритет не только в системе законодательства, т.е. источников российского права, но и в системе государственных и общественных институтов.

    Она стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их

объединениями, которые  «обязаны соблюдать Конституцию  РФ и законы» (п. 2 ст. 15 Конституции 1993 г.).

    Наконец, следует отметить, что Конституция РФ 12 декабря 1993 г. обладает таким качеством, как верховенство в системе федеративных отношений. Как гласит ее п. 2 ст. 4: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

    Приоритет Конституции РФ в системе источников российского права проявляется и в том, что законы, иные нормативные акты могут подвергаться экспертизе в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Федеральной Конституции. При этом: «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, не соответствующими Конституции, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению» (п. 6 ст. 125 Конституции РФ 1993 г.).

2.2. Конституционные  законы и законы  Российской Федерации.             

    Вторым по юридической силе после Конституции РФ видом источников конституционного права выступают законы. Законы регулируют важнейшие общественные отношения. Законы - это наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Но не любой закон является источником конституционного права, а только те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы.

    Законы - это нормативные акты, которые принимаются Парламентом - Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности, посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ.

    Федеральное Собрание - единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ. Для сравнения отметим, что в переходный от социализма к капитализму период отечественной истории, в соответствии с Конституцией 1978 г. (с изменениями и дополнениями в 1989-1992 гг.) было два законодательных органа федеральной государственной власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР. Съезд являлся верхним этажом законодательной власти и мог прекращать действие законов, принятых Верховным Советом. С введением в действие Конституции РФ 1993 г. «множественность» законодательных органов федерального уровня устранена.

    Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона - Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными нормативными актами - указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.

Информация о работе Источники конституционного права