Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа
Теоретическая база исследования является работы таких учёных как Каткова Д.Б., Корчиго Е.В., Венгерова А.Б, Овсепяна Ж.И, Кутафина О.Е., Топорина Б.Н. и др.
Методологическую основу исследования составили:
· Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от других.
· Структурно-функциональный метод с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов
Использование таких логических приёмов как анализ, синтез, дедукция и индукция.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие источников российского конституционного права………...5
1.1. Понятие источника конституционного права……………………….5
1.2. Нормативный акт, как источник российского конституционного права……………………………………………………………………………12
2. Источники конституционного права РФ и их характеристика……...14
2.1. Конституция Российской Федерации………………………………...14
2.2. Конституционные законы и законы Российской Федерации…….17
2.3. Конституции республик………………………………………………...31
2.4. Уставы других субъектов РФ………………………………………….34
2.5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации……34
2.6. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ………………………………………………………………….36
2.7. Международные договора и соглашения…………………………..39
2.8. Федеративные договора и соглашения РФ с субъектами
федерации…………………………………………………………………….40
2.9. Постановления Конституционного суда РФ………………………..41
2.10. Постановления Правительства РФ………………………………...42
2.11. Законы, постановления, указы субъектов РФ……………………43
2.12. Акты органов местного самоуправления………………………….43
2.13. Акты чрезвычайных государственных органов…………………..44
Заключение…………………………………………………………………...45
Список используемой литературы
9 Юдин Ю.А. Источники права. Гл. I // В кн.: Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт. 1996. С. 32.
иностранных граждан в СССР» (от 24 июня 1981 г.), согласно которой «иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о выдворении из пределов Российской Федерации, в случае уклонения от выезда, подлежит с санкции прокурора задержанию на срок, необходимый для выдворения». Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционного положения части 2-ой ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. процитированная выше норма Закона была признана не соответствующей Конституции РФ 1993 г., ее статьям 22 и 46, в той мере, в какой эта норма допускала «продление срока задержания указанных лиц сверх указанных в Конституции РФ 48 часов без вынесения судебного решения»10. На протяжении ряда лет после прекращения существования СССР (произошло в декабре 1991 г.), в Российской Федерации продолжал действовать Закон СССР «Об общественных объединениях от 9 октября 1990 г.. Его действие в России прекратилось после вступления в юридическую силу Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. Таким образом, законы СССР и РСФСР могут применяться на территории РФ в связи с отсутствием соответствующего законодательства РФ, с целью восполнения пробелов в правовом регулировании. Их действие имеет временный характер, продолжается до принятия собственно Закона РФ по этой же теме. По мере принятия новых законов РФ, количество законов и иных правовых актов СССР и РСФСР в системе источников российского конституционного права будет все более сокращаться.
Декларации. Этот вид документов в системе источников российского конституционного права впервые появился в переходный
10 Саликов М.С. Источники конституционного права (гл. 2) // В кн.: Конституционное право России. 2001. С. 39-40
от социализма к капитализму период, в 1990-1991 гг. На федеральном уровне были приняты и сейчас являются действующими три Декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. и Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. В формально-юридическом смысле Декларации не являются законами. Указанные выше три Декларации были утверждены постановлениями Съезда народных депутатов РСФСР (Декларация о суверенитете), либо Верховного Совета РСФСР (Декларации 1991 г.). Однако специалисты чрезвычайно высоко ставят Декларации в иерархии нормативных актов: либо прямо говорят об их «конституционно-правовом значении»11, либо анализируют их в общем перечне с законодательными источниками12. Причина такой высокой оценки связана с особенностями предмета правового регулирования в Декларациях. Они провозглашают принципы, концепции, определяющие основные направления конституционно-правового развития государства, его политики, «на базе таких принципов должно развиваться все законодательство»13. Так, в Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. впервые в истории России были признаны такие демографические принципы, как: «правового государства», «разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», «многопартийности», принцип регулирования прав и свобод на уровне общепризнанных норм международного права, др. Впоследствии, в ходе поэтапных конституционных реформ 1990-1992 гг., они были из
11 СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.
12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. работа. С. 2.
13 Саликов М.С. Указ. работа. С. 40.
Декларации перенесены в Конституцию РСФСР (Законом от 25 декабря 1991 г. наименование государства изменено на «Российская Федерация - Россия»).
Высокая оценка Деклараций в определенной степени объясняется и особой природой постановлений высших коллегиальных представительных органов перестроечного периода. С современными законами постановления Съезда народных депутатов и Верховного Совета перестроечного периода сближает то, что они принимались общим составом Съезда (обеими Палатами Верховного Совета) РСФСР. Для сравнения: Федеральное Собрание - современный Парламент России не принимает общих постановлений Парламента, есть лишь отдельные постановления каждой из Палат - Совета Федерации и Государственной Думы (п. 3 ст. 102, п. 3 ст. 103 Конституции РФ 1993 г.). Между тем, как, допустим, законы - это продукт совместного нормотворчества Совета Федерации и Государственной Думы.
«После вступления в силу Конституции РФ не было принято ни одной декларации»14
2.3. Конституции республик.
В соответствии со статьей 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так, статус республики определяется не только
14 Саликов М.С. Указ. работа. С. 40.
Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Исходя из текста ст. 66 Конституции следует признать, что конституции республик являются частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, должны соответствовать ее Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут и должны учитывать особенности своих республик, в частности их национального состава. Конституция принимается республикой самостоятельно (это одно из ее прав), и она не нуждается в утверждении со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации.
Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Она непосредственно входит в состав Российской Федерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России, отклонять или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.
Статус республики конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственности данного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границах обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России и республиканскими органами конституционного контроля.
Конституция республики - это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.
Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и её субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.
2.4. Уставы других субъектов РФ.
Статус других
субъектов Российской Федерации - краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области и автономных округов
регламентируется также Уставами. Эти
акты относятся к числу источников конституционного
права и принимаются законодательными
органами соответствующих субъектов.
Край, область, город федерального значения
уже не могут рассматриваться как административно-
Конституция или устав субъекта Федерации регулируют организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, права и свободы проживающих на данной территории граждан.
Поскольку полномочия всех видов субъектов Российской Федерации в основном одинаковы, то и содержание их основополагающих документов - конституций республик, уставов, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - имеют равную юридическую силу; все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.
Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2 Конституции РФ).
2.5 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.
По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения конституционности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов (п. "а" ч. 2 ст. 125). По итогам рассмотрения может быть принято решение о неконституционности акта в целом или его отдельных положений. Согласно ч. 6 ст. 125 акты Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению.
В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).
2.6 Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ.
Каждая из Палат Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума принимает свои постановления. Согласно Конституции РФ 1993 г., постановления Совета Федерации (и, соответственно - Государственной Думы) принимаются большинством голосов от общего числа членов Палаты, «если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации» (п. 3 ст. 102; п. 3 ст. 103 Конституции). Постановления, принятые одной Палатой, не требуют их утверждения другой Палатой и подписания их Президентом РФ.
Постановления принимаются Палатами Парламента по различным вопросам: по поводу отклонения законопроекта, внесенного депутатом, либо иным субъектов права законодательной инициативы; о принятии законопроекта в 1-ом либо во 2-ом чтении; о принятии и направлении законопроекта в другую Палату (либо Президенту РФ на подпись); о повторном рассмотрении законопроекта; о парламентском запросе к государственному органу либо должностному лицу; о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты в связи с его заявлением о сложении полномочий; о передаче мандата депутата Государственной Думы следующему в партийном списке кандидатов в связи с досрочным прекращением полномочий депутата; о подтверждении начала полномочий члена Совета Федерации; о назначениях в составы комитетов и комиссий Палат Федерального Собрания, многие другие. Важное нормативное значение имеют периодически принимаемые Государственной Думой постановления об амнистии.
В форме постановлений принимаются различного рода заявления Совета Федерации, либо Государственной Думы. Так, после трагических событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическим актом в Соединенных Штатах Америки, Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла постановление «О борьбе с международным терроризмом» (от 20 сентября 2001 г.). В нем Государственная Дума обратилась с призывом к мировому сообществу «в кратчайшие сроки объединить усилия всех государств по искоренению международного терроризма, являющегося угрозой для мира и безопасности»15.
В литературе отмечается, что «среди постановлений Палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным организационным вопросам»16.