Понятие и система источников конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:14, реферат

Краткое описание

Вышесказанное обусловило выбор цели данной работы. Целью данной работы является анализ системы источников конституционного права Республики Беларусь. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотрены теоретические особенности системы источников конституционного права;
• выделены источники конституционного права, обладающие силой закона;
• проанализированы особенности подзаконных актов как одного из подвида источников конституционного права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 5
2. ИСТОЧНИКИ ОБЛАДАЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ ЗАКОНА 9
2.1. Конституция Республики Беларусь 9
2.2. Законы 13
2.3. Декреты Президента Республики Беларусь 16
2.4. Международные договоры 18
2.5. Решения Конституционного Суда 19
3. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

кп.docx

— 18.92 Кб (Скачать)

 Источники конституционного права

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА  ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА    5

2. ИСТОЧНИКИ ОБЛАДАЮЩИЕ  ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ ЗАКОНА    9

2.1. Конституция Республики  Беларусь    9

2.2. Законы    13

2.3. Декреты Президента  Республики Беларусь    16

2.4. Международные договоры    18

2.5. Решения Конституционного  Суда    19

3. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ КАК  ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА    22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    29

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Прежде чем начать рассмотрение вопросов связанных с источниками  конституционного права необходимо определиться с тем, чем же является правовой источник.

Наиболее распространенное понятие об источнике права представляет собой следующее определение: «источник  права – это та форма, в которой  право воплощается, существует, то, что содержит нормы права».

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права  содержит в себе два взаимосвязанных  аспекта. Во-первых, источник права  представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими  словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.

Обращаясь к данному вопросу, очертим круг источников права. Поскольку  предмет рассмотрения – явление  сложное и обладает множеством характеристик, классифицировать можно по нескольким основаниям. В связи с этим целесообразно  определить критерии (они же отличительные  черты, характеризующие источник права  как категорию). Три основных позиции  в данном случае – обязательность источника, его нормативность и  вид норм, содержащихся в источнике  права.

Обязательность – качество источника права, приобретаемое  им благодаря готовности государства  защищать его, поддерживать его исполнение принудительной силой государства.

Нормативность – качество источника, подразумевающее, что он содержит именно нормы, то есть правила  поведения.

Вид нормы, содержащейся в  источнике права, подразумевает, что  она может быть только правовой. По этому критерию источники права  отличаются от источников иных социальных норм.

Проблемы, связанные с  источниками конституционного права, традиционно считаются в среде  ученых-конституционалистов серьезными и важными, так как любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как  правило, занимают почетное место в  этих разделах.

Вышесказанное обусловило выбор  цели данной работы. Целью данной работы является анализ системы источников конституционного права Республики Беларусь. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

•    рассмотрены  теоретические особенности системы  источников конституционного права;

•    выделены источники  конституционного права, обладающие силой  закона;

•    проанализированы особенности подзаконных актов  как одного из подвида источников конституционного права.

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА  ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

 

Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между  людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении  руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения. Конституционное право является ведущей отраслью.

Конституционное право отличается от других отраслей права содержанием  регулируемых им общественных отношений. Нормы Конституционного права закрепляют и регулируют наиболее важные основополагающие отношения, касающиеся принципиальных основ общественного строя, государства, народовластия и правового положения  личности.

 

 

 

 

 

2. ИСТОЧНИКИ ОБЛАДАЮЩИЕ  ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ ЗАКОНА

 

 

2.1. Конституция Республики  Беларусь

Нормы права в Беларуси являются общеобязательными правилами  поведения, устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. Конституция Республики Беларусь закрепляет важнейшие начала государства  и права. Это и политический и  правовой документ, одновременно выполняющий  организаторскую, учредительную, внешнеполитическую и идеологическую функции. Конституция - официально- документальная форма  выражения общегосударственной  воли, юридическое основание правовой деятельности государства, его органов, всех субъектов права. Конституция  определяет не только субъектов правотворческой  деятельности, но и включает общие  нормы, направленность и содержание которых определяют в качестве критериев  содержание иных нормативных актов [13, с. 22].

 

2.2. Законы

В соответствии с Конституцией представительным и законодательным  органом в Республике Беларусь является двухпалатный Парламент - Национальное собрание, состоящее из Палаты представителей и Совета Республики. К субъектам, обладающим правом законодательной  инициативы относятся: Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в  количестве не менее 50 тысяч человек.

 

2.3. Декреты Президента  Республики Беларусь

Институт президента в  системе государственной власти в Республике Беларусь был впервые  закреплён в Конституции Республики Беларусь 1994 года.

 Президент занимает  особое место в системе государственных  органов. Согласно статье 79 Конституции  он является Главой государства,  гарантом Конституции, прав и  свобод человека и гражданина.

Президент как реальный глава  государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой  сфере. Действующая Конституция  не содержит прямого указания, что  Глава государства одновременно возглавляет и исполнительную власть. Из этого следует, что Президент  находится над всеми властными  структурами, отсюда его потенциал, как субъекта нормотворчества [23, c. 105].

 

2.4. Международные договоры

Международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу, обладает юридическим верховенством  по отношению к другим подконституционным актам (законам, декретам, указам, постановлениям и др.). Это обязывает правотворческие  и правоприменительные органы при  принятии соответствующих решений  руководствоваться нормами международных  договоров [10, c. 11].

Международным сообществом  давно признано, что принятие на себя тех или иных международных  обязательств означает обязанность  для государства соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть скорректированы [13, с. 87].

 

2.5. Решения Конституционного  Суда

В юридической литературе решения Конституционного Суда иногда относят к судебным прецедентам. Подчеркивается, что именно в связи  с наделением конституционных судов (органов судебного конституционного контроля, а также органов административной юстиции, где они созданы) правом принятия решений о прекращении  действия нормативных правовых актов  можно говорить о новом этапе  развития прецедентного права. В  первую очередь это касается нормотворческой  функции соответствующих органов  судебной власти. В Гражданском кодексе  Республики Беларусь (ст. 3), в законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 2) акты Конституционного Суда, изданные в пределах его компетенции  по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией и принятыми  в соответствии с ней иными  законодательными актами отнесены к  числу нормативных правовых актов.

 

 

 

 

 

3. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ КАК  ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

 

Подзаконный акт – акт  правотворчества, который основан  на законе и не  противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно  к определенным общественным отношениям. В силу этого они и носят  название подзаконных.

Выделяют следующие подзаконные  акты:

•    указы и распоряжения президента;

•    постановления  правительства;

•    приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных  комитетов;

•    решения, распоряжения, постановления местных органов  власти и управления, органов местного самоуправления;

•    локальные нормативные  акты [21].

Подзаконные акты по сфере  распространения и субъектам  издания подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К подзаконным актам относятся  прежде всего акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных  нормативных правовых актов, их юридическая  сила зависят от места и роли в  системе государственного механизма  того органа, который издал соответствующий  акт.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что источники  конституционного права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения  ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей  системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность  законности в государстве.

Конституционное право имеет  свою систему источников. Под системой источников конституционного права  понимается их совокупность, характеризуемая  такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования  одних источников другими; конкретизация  положений, содержащихся в одних  источниках, другими источниками) и  иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников конституционного права Республики Беларусь обычно рассматривается  как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного  источника права.

Хотелось бы отметить, что  множественность источников конституционного права - явление, характерное для  всех отраслей белорусского права. Оно  отражает рост абсолютного объема правового  регулирования, увеличение разнообразия методов (диверсификацию) правового  воздействия, а также косвенно свидетельствует  о предпочтении, отдаваемом нормативно-правовому  регулированию перед судебным правотворчеством.

В широком смысле слова  источниками права являются все  правовые акты, а не только те, которые  содержат правовые нормы. Более того, выделяются юридические и социальные источники конституционного права - совокупность социально-экономических, идеологических и других факторов, которая влечет за собой возникновение  конституционно-правовых (государственно-правовых) норм и обусловливает их сущность и содержание.


Информация о работе Понятие и система источников конституционного права