Конституция РФ - основной источник конституционного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.
Проблемы, связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, занимают почетное место в этих разделах.

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

 

 

 

Кафедра социально-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: "Конституционное право"

тема: "Конституция РФ - основной источник конституционного права РФ"

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель 151 уч. группы

пр-к Анашкин С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Никель

2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.

Проблемы, связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, занимают почетное место в этих разделах. На эту тему ведутся споры, пишутся монографии, учебники конституционного права, как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли.

По моему мнению, необходимость эта заключается в определении того, что есть право: нужно определить круг форм, содержащих конституционно-правовые нормы. Тех форм, которыми нужно (либо можно) пользоваться при разрешении юридически значимых ситуаций в сфере конституционного права. Такая постановка вопроса порождает другие проблемы: определение перечня видов источников конституционного права и отнесение той или иной формы к источникам именно конституционного права.

Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель исследования - изучение и анализ Конституции как основного источника конституционного  права РФ.

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

 

«К числу источников конституционного права России относятся: Конституция РФ, а также содержащие конституционно-правовые нормы федеральные законы, указы и другие нормативные акты Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального собрания и правительства, нормативные акты Центральной избирательной комиссии, некоторые законы бывшего Союза СССР, международные договоры Российской Федерации».1

О.Е. Кутафин считает наиболее целесообразной классификацию источников конституционного права по территориальному признаку: «распространению действия на территорию того государства, государственно-территориального образования и т.д., органами которых издан соответствующий нормативный акт».

С этой точки зрения все источники конституционного права России можно разделить на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные»2

 

1.1.ВИДЫ  ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

Законы. По российской Конституции предусматривается издание Федеральным Собранием федеральных конституционных законов, которые, безусловно, являются источниками конституционного права, и федеральных законов, из которых такое значение имеют только законы конституционно-правового содержания. Понятно, что парламентом издается и много других законов, которые являются источниками других отраслей права. Источниками конституционного права являются постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации. Из смысла ч. 2 ст. 125 вытекает, что постановления палат могут иметь нормативный характер.

Конституция не дает четкого критерия для различения конституционного и обычного федерального закона, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108).

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.).

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующие конституциям и уставам субъектов Федерации.

Договоры и соглашения. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того Конституция устанавливает приоритет международного права по отношению к внутреннему, указывая, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.

К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (1999 г.) и акты других объединений части государств СНГ и России.

Декларации. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции РФ. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры.

Регламенты палат Федерального Собрания. Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса. Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. В Конституции РФ указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т. е. могут быть отменены федеральным законом. Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного урегулирования, Президент издает нормативные указы по отдельным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы.

Постановления Правительства РФ. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Но не все постановления Правительства имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т. е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ.

 Судебные решения. К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций и уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство.

Акты органов местного самоуправления. Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права, то они должны признаваться его источником. Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

 

1.2 ПОНЯТИЕ  КОНСТИТУЦИИ

 

Под конституцией (от лат. constitutio — установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.3

Конституция действует более двух столетий и адаптируется к меняющимся условиям с помощью судебных толкований, поэтому ее содержание выходит за рамки собственно конституционного текста.

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1. особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий объект конституционной  регламентации, т. е. та сфера общественных  отношений, воз действие на которые  она распространяет;

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая  сила, порядок принятия, внесения  в нее по правок, специфические  формы охраны и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНСТИТУЦИЯ  КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА

2.1. ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ, КАК ОСНОВНОГО  ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА  РФ

 

Конституция Российской Федерации  является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим:

1. В  Конституции устанавливаются конституционно-правовые  нормы общего характера, являющиеся  основополагающими для конституционно-правового  регулирования. Все другие источники  отрасли исходят из конституционных  норм, детализируют их положения.

2. Конституция  характеризуется широтой содержания  своих норм. Они воздействуют  на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается  от иных видов источников конституционного  права, связанных с регулированием  какой-либо одной сферы отношений.

3. Конституция  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется  на всей территории России. Законы  и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны  противоречить ее Конституции (ст. 15).

4. В  Конституции определяются многие  виды источников отрасли федерального  уровня. В ней устанавливаются  наименования нормативных правовых  актов, их юридическая сила, порядок  принятия, отмены и опубликования.

5. Значение  Конституции как основного источника  отрасли конституционного права  определяется и тем, что установленные  в ней нормы служат формой  воплощения государственной воли  народа. В Конституции определяются  те цели, которые общество перед  собой ставит, принципы его организации  и жизнедеятельности.

6. Конституция  по сравнению с другими источниками  отрасли является актом наивысшего  не только правового уровня, но  и общественного значения. Ее  нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной  деятельности.

Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

 

2.2. ФУНКЦИИ  КОНСТИТУЦИИ

 

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Информация о работе Конституция РФ - основной источник конституционного права РФ