Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:53, научная работа
В монографии системно рассмотрены проблемы дактилоскопии. На основе обобщения современного теоретического знания и эмпирических материалов освещены вопросы теории и практики дактилоскопической идентификации, диагностики и дактилоскопической регистрации с учетом развития автоматизированных дактилоскопических систем. Исследованы основные положения дактилоскопической судебной экспертизы.
Предназначена для научных работников в области криминалистики и судебной экспертизы и может быть использована практическими работниками правоохранительных органов
Введение............................................................................................................ 3
Глава 1. Система современной дактилоскопии........................................ 4
Глава 2. Дактилоскопическая идентификация....................................... 17
§ 1. Теория криминалистической идентификации и современная
дактилоскопия.................................................................................................. 17
§ 2. Криминалистические аспекты морфогенеза гребешковой кожи
человека.....'....................................................................................................... 31
§ 3. "Стандарт" установления тождества в дактилоскопической
идентификации................................................................................................ 47
Глава 3. Место и роль диагностики в современной
дактилоскопии............................................................................................... 61
§ 1. Понятие диагностики в дактилоскопических исследованиях.............. 61
§ 2. Диагностика свойств человека по отображениям
папиллярных узоров........................................................................................ 72
§ 3. Исследование дерматоглифики серийных маньяков............................ 81
Глава 4. Тенденции развития дактилоскопической
регистрации.................................................................................................... 89
§ 1. Дактилоскопический учет в системе криминалистической
регистрации...................................................................................................... 89
§ 2. Стратегия развития дактилоскопической регистрации....................... 98
§ 3. Правовое регулирование дактилоскопической регистрации и
пути его совершенствования.........................................................................106
Глава 5. Некоторые теоретические проблемы
дактилоскопической экспертизы............................................................. 118
Поднимая вопрос о
персональных данных на межгосударственный
европейский уровень
107
сональными данными и соответственно требует регламентации этого процесса.
Обязательными принципами в работе с персональными данными являются следующие: законность получения, накопления и обработки; соответствие данных целям их использования; сохранение в форме, позволяющей идентификацию субъектов, только в целях, декларированных при получении информации.
При создании автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем держателей и пользователей информации интересует в первую очередь дактилоскопическая информация, позволяющая идентифицировать субъект данных. Поэтому представленные выше принципы, положенные в основу названной выше Директивы, в полной мере относятся к дактилоскопическим учетам и должны быть реализованы при формировании системы дактилоскопической регистрации.
Как уже отмечалось, одним из наиболее дискутируемых вопросов дактилоскопической регистрации является вопрос о нарушении прав человека, зарегистрированного на основании папиллярного биомаркера. Анализ высказываний противников дактилоскопической регистрации граждан показывает, что ими осуждается не сама регистрация как таковая, а лишь ее способ, использующий папиллярные узоры в качестве отличительной характеристики человека. Однако очевидно, что предложение о внедрении гражданской дактилоскопической регистрации является, по существу, лишь предложением дополнить уже существующую систему более надежным методом установления тождества информации и не требует широкой научной дискуссии. Необходимо лишь разъяснить это обстоятельство в обществе.
Регистрация людей, как один из способов регулирования социальных взаимоотношений, является необходимым элементом любого человеческого общества. В своем развитии она прошла путь от варварских способов типа клеймения, до цивилизованных - в виде удостоверений личности, в которые помещены биомаркеры (в основном это фотография признаков внешности, но бывают и иные) для установления соответствия документа, субъекту - предъявителю документа.
Однако использование в качестве идентификационного биомаркера признаков внешности удобно при визуальном установлении соответствия документа и мало пригодно для автоматизации этого процесса. Поэтому для более жесткого контроля за этим процессом, используется автоматизированный контроль за номерами проверяемых документов. Номера документов, владельцы которых разыскиваются правоохранительными органами, вносятся в базу данных и при проведении соответствующего контроля выявляются. Система успешно работает в тех случаях, когда в правоохра-
108
нительных органах имеется информация о документе разыскиваемого лица, а это лицо при передвижении и прохождении контроля пользуется таким документом. Учитывая современные технические возможности, каждый, разыскиваемый человек может обзавестись подделанным или даже натуральным документом (паспортом), позволяющим ему свободно передвигаться не только в стране, но и за рубежом.
Одним из постоянно встречающихся элементов механизма совершения тяжких преступлений является сокрытие преступником информации о своей личности110. Этот способ противодействия расследованию или заранее предусматривается преступником до совершения преступления или используется им незапланированно, после преступления. Основные же способы сокрытия информации о личности - непредъявление документов или предъявление поддельных документов. Поэтому в случаях повышенной важности установление личности человека по документам не является надежным способом.
С открытием идентификационных свойств папиллярных узоров в конце XIX в. ведущим способом установления личности преступников, скрывающих информацию о себе, стала дактилоскопическая идентификация. Столетнее использование дактилоскопической регистрации в качестве уголовной создало предвзятое к ней отношение со стороны правопослуш-ных граждан. Это затрудняет ее распространение на гражданские правовые отношения в обществе в настоящее время.
Исследование проблемы установления личности людей показывает, что развитие и усложнение экономической жизни, повышение миграционной активности населения, т.е. интенсификация социальных отношений, требуют внедрения более надежных и быстрых способов установления личности человека и распространения их на многие социально значимые сферы деятельности человека за рамками уголовной сферы. И наиболее пригоден для этого метод дактилоскопической идентификации, надежность которого доказана более чем вековым использованием в практической работе.
Основываясь на изложенных выше позициях и международных документах, отражающих тенденции развития информационной политики по работе с персональной информацией о человеке, сформулируем принципы дактилоскопической регистрации, которые следует использовать для ее дальнейшего развития. Дактилоскопическая регистрация населения может осуществляться:
1 Кустов A.M. Теоретические основы криминалистического учения о механизме преступления. - М., 1997. Кустов A.M. Механизм преступления и противодействие расследованию: Учебное пособие. — М., 1997.
109
т
- в целях регулирования гражданских и уголовно-правовых отношений;
- только на основании законов и созданных на их основе подзаконных актов;
- в гражданско-правовой сфере - при соблюдении следующих условий: с согласия субъекта; для осуществления контроля за выполнением юридических обязательств по отношению к субъекту или с его стороны; для защиты жизненных интересов субъекта информации, иных физических лиц или государства.
Таким образом, в дактилоскопической регистрации предлагается выделять две составляющие: гражданскую дактилоскопическую регистрацию и уголовную дактилоскопическую регистрацию. Они отличаются целями, практическими задачами и субъектами данных и должны иметь под собой соответствующую законодательную базу. Но их сущность одинакова - установление идентичности отображений папиллярных узоров и решение на этой основе вопроса о личности субъекта дактилоскопической информации.
Разделение гражданской
и уголовной регистрации
Развивая гражданскую дактилоскопическую регистрацию, необходимо популяризировать эту идею в средствах массовой информации. Следует создать условия, которые бы привлекли людей к процедуре регулирования гражданских прав и свобод с использованием дактилоскопической информации. Это, например, могли бы быть некоторые льготы при оформлении разного рода юридических обязательств, которые действительно могут быть обусловлены возможностями быстрой проверки персональных данных человека по автоматизированным банкам данных. Такого же типа льготы, видимо, можно распространить и на некоторые элементы международных отношений после решения вопроса об использовании национальных баз дактилоскопической информации в международных отношениях.
2. Государственное
ПО
До 1998 г. в законодательстве Российской Федерации к ведению дактилоскопической регистрации имели отношение лишь отдельные положения законов. Рассмотрим основные из них.
Статья 11 Закона "О милиции" (Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. с последующими изм. и доп.) устанавливает, что милиция имеет право: "14) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде; (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 N 68-ФЗ)", а также: "15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности; (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 N 68-ФЗ).
Закон дает милиции право вести учеты граждан (в том числе и дактилоскопические с применением информационных систем) и дактилоскопировать определенные категории граждан. Однако дальнейшей регламентации использования дактилоскопической информации он не содержит.
Статьи 14 и 16 Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Закон Российской Федерации от 21 июля 1995 г.) содержат указания на то, что подозреваемые и обвиняемые дактилоскопируются (без конкретизации назначения этих действий и порядка дальнейшего использования дактилоскопической информации).
Наиболее полный и всесторонний нормативный акт указанной направленности - Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (от 25 июля 1998 г. №128 — ФЗ), вступивший в силу с 1 января 1999 г. Это, несомненно, очень важный и прогрессивный акт, поскольку развитие демократических принципов построения государства неразрывно связано с обеспечением законных оснований для любых действий, хотя бы частично ограничивающих права и свободы граждан. По существу, правовые нормы, введенные данным законодательным актом, ограничивают только право людей приобретать права и обязанности под чужим именем.
Одновременно ответим, что предполагаемое увеличение массива дактилокарт, как следствие выполнения закона, в сочетании с автоматизацией дактилоскопических учетов позволит улучшить работу по раскры-
111
тию, расследованию и профилактике преступлений путем расширения возможностей установления личности жертв преступлений и преступников, причем именно с использованием возможностей криминалистики.
С учетом сказанного позволим себе не согласиться с мнением Р.С. Белкина, который в своем фундаментальном труде "Курс криминалистики" написал по поводу правовых основ криминалистической регистрации следующее: "Положение в этом плане не изменилось с изданием в 1998 г. Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Введенный этим законом учет ни по кругу подлежащих дактилоскопированию лиц, ни по целям их дактилоскопирования не является криминалистическим и к криминалистической регистрации и ее правовым основам отношения не имеет"111. По нашему мнению наоборот, закон значительно расширяет круг учитываемых лиц, которые потенциально могут быть как субъектами, так и объектами преступлений, а цель установления личности путем ее идентификации по папиллярным узорам -истинно криминалистическая и может быть достигнута только с использованием чисто криминалистических методик.
Закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", будучи первым подобным законодательным актом в России имеет ряд пробелов и неточностей. Рассмотрим наиболее существенные из них.
В ст. 1 "Основные понятия" дактилоскопическая информация определяется как "информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности". Дактилоскопическая информация - это действительно информация о папиллярных узорах человека и, как следствие этого, часть информации о его личности. Но эти два понятия следует дифференцировать, так как второе намного шире и глубже, чем первое. Поэтому в законе следовало бы оставить только фразу "дактилоскопическая информация - информация об особенностях строения папиллярных узоров человека".
В ст. 9. "Обязательная
государственная
В законе совместно, без какого либо разделения в качестве обязательно дактилоскопируемых лиц, указываются как граждане, чей род заня-
111 Белкин Р.С. Курс криминалистики: учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. С. 387.
112
тий сопряжен с опасностью
для жизни, так и граждане привлекаемые
к уголовной ответственности. Думается,
что по морально-этическим
Законом предусмотрено отдельное ведение баз данных на граждан проходящих службу в органах внешней разведки, ФСБ и им подобных, связанных с особой секретностью. Аналогичные требования секретности должны соблюдаться и в отношении оперативного состава других правоохранительных органов. Это в принципе предусмотрено законом, на основании которого материальные носители информации (дактилокарты и др.) должны перемещаться из более открытых баз в более закрытые при соответствующем изменении статуса и места службы человека.
Однако это положение закона не сочетается с технологией и политикой развития автоматизированных дактилоскопических учетов. Так, лица, призываемые на службу в армию, заносятся в общие базы данных; их папиллярные узоры и личные данные фиксируются на оптических носителях. Затем некоторые из них попадут на службу в оперативные подразделения разведки, контрразведки или правоохранительных органов. Их дактилокарты будут перемещены в засекреченные базы данных, а данные на оптических дисках - останутся. Личность таких людей может быть легко "рассекречена" при проведении проверки по электронным базам данных органов внутренних дел.
Информация о работе Проблемы и тенденции современной дактилоскопии