Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»
Социальное обслуживание семьи и детей выступает сегодня как составная часть принципиально нового и чрезвычайно важного для настоящего и будущего России направления социальной политики.
В странах с развитой рыночной экономикой эта сфера стоит в одном ряду с такими отраслями, как здравоохранение и образование, имеет разветвленную сеть учреждений, в которых трудятся профессионально подготовленные кадры социальных работников, психологов, юристов и других специалистов. Суть социального обслуживания семьи и детей - помочь человеку на индивидуальном уровне в решении его жизненных проблем, начиная с получения положенного по закону пособия до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощь в трудной ситуации и одновременно активизировать его внутренний потенциал самопомощи.
К 1997 г. в Российской Федерации действовало 991 учреждение социального обслуживания семей и детей, в том числе 92 центра социальной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психологической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону. Помощь семье оказывают и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в трудной ситуации. Это детские приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.1. Большинство этих учреждений действуют в республиканских, краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и созданы комитетами по делам семьи и молодежи, органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел. В их работе участвуют общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели, религиозные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширять материальные, кадровые и финансовые возможности этих учреждений, сконцентрировать усилия на решении наиболее актуальных проблем социальной защиты несовершеннолетних.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, развернута также сеть семейных детских домов, созданы социальные центры для оказания им необходимой помощи, законодательно определены возможности для помещения таких детей на определенный срок в приемные семьи.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к "группе риска". Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших правонарушение.
Содержание
специально-криминологического предупреждения
образуют меры, непосредственно направленные
на профилактику преступлений среди подростков.
Основной объем работы по профилактике
преступлений несовершеннолетних выполняют
созданные в органах внутренних дел подразделения
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
(ПППН). Эти подразделения выявляют подростков,
от которых, судя по их противоправным
и антиобщественным поступкам (совершению
административных правонарушений, прежней
судимости и т. п.), можно ожидать совершения
преступлений, и ставят их на профилактический
учет, являющийся специфической формой
социального контроля. Наряду с оказанием
непосредственного воспитательно-
К мерам ранней профилактики относятся меры, имеющие своим содержанием: а) предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи в различных ее формах; б) целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп (контингентов).
Задачи ранней профилактики в значительной степени решаются в процессе обычной деятельности органов, осуществляющих воспитание несовершеннолетних. К числу мер ранней профилактики также относятся: вовлечение родителей в педагогический процесс; беседы о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление родителей на лечение и т. д.
Другую группу образуют меры непосредственного предупреждения. Они необходимы, если на предыдущем этапе (ранней профилактики) не было предотвращено формирование у подростка склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данной ступени также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление микросреды. Существенно интенсифицируется воздействие на самого подростка, включая при необходимости и меры правового характера. Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние нарушают общественный порядок, совершают мелкие кражи, принимают участие в выпивках, азартных играх и т. д., а равно ведут работу по исправлению самих этих лиц. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних вредное влияние.
Обеспечивается выявление временно помещенных в приемники-распределители и возврат в семью либо устройство в интернатное учреждение несовершеннолетних, которые бежали из дома из-за ссор с родителями, в поисках приключений и т. д., и стали беспризорными (ежегодно эти меры охватывают 100-150 тыс. детей и подростков).
Следующая группа мер направлена на профилактику рецидива. Их цель - перевоспитание, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность исправительного учреждения (ВК), контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитание осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоохранительными органами.
В связи с профилактической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне прорабатывается вопрос о создании ювенальной юстиции, которая бы включала в себя сеть правоохранных социальных служб для несовершеннолетних и специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
Социальная потребность в создании ювенальной юстиции связана, прежде всего, с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществлять их воспитание, обучение, подготовку к труду, охрану здоровья несовершеннолетних. Не менее важная социальная задача ювенальной юстиции связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершившего правонарушение.
80.
Предупреждение женской
Общесоциальное предупреждение преступности женщин связано с необходимостью разработки национальной программы, направленной на общее улучшение всех сфер жизнедеятельности женщин и совершенствование морального климата в обществе. Особое внимание должно быть обращено на уровень удовлетворения потребностей; разработку системы мероприятий, направленных на обеспечение законности в обществе, включая не только оценку существующих мер, но и систему контроля за их выполнением, систему защиты прав женщин на производстве, в семье.
Стержневой вопрос общегосударственной важности - создание экономических, организационно-правовых и иных предпосылок для того, чтобы женщина, образно говоря, вернулась в дом, получила реальные возможности сосредоточить свои силы, внимание и энергию на семье и детях. От этого выиграют все: сами женщины, общество в целом, государство, мужчины, подрастающее поколение.
Особенно важно для профилактики преступности женщин оказывать помощь семье. Помимо финансовой и материальной, семьи должны получать более существенную помощь по уходу за детьми, в случае болезни одного из ее членов либо ее распада, одинокие матери.
Важным объектом профилактики женской преступности является сфера их трудовой деятельности. Здесь в числе первых задач должно быть сокращение рабочего дня или рабочей недели при сохранении прежней зарплаты для тех, кто имеет детей, введение дополнительных отпусков, улучшение условий труда, существенное сокращение числа женщин, занятых на тяжелых и вредных работах. Недопустимо использование труда женщин в ночной смене. Необходимо также преодолеть существенные различия в заработках мужчин и женщин, связанные с необоснованной межотраслевой и внутриотраслевой дифференциацией в оплате труда.
Характер преступлений, совершаемых женщинами, а также результаты опросов преступниц дают основания для вывода о том, что если бы профилактическая работа была проведена в момент зарождения конфликтной ситуации, то многие преступления не были бы совершены. Это положение относится к вопросам предотвращения преступлений у женщин, возникающих на семейно-бытовой почве, а также в производственных коллективах. По материалам опросов, только 30-35% преступниц считают, что в семейной жизни и в быту невозможно избежать серьезных конфликтов, скандалов.
Нынешние времена все больше заставляют женщин самих бороться за то, чтобы обеспечить себя, нередко активно работая локтями. Поэтому важное значение имеет воспитание женственности, женского, а не мужского типа поведения. Это весьма актуально для пресечения роста насильственной преступности женщин, которая представляет собой большую угрозу нравственному здоровью общества. Такое воспитание требует особой подготовленности, особого мастерства. Оно должно начинаться в семье, а закрепляться в школе. Однако подобная переориентация определяется и характером общения, в которое включена девочка и девушка, положением женщины в обществе, уровнем его нравственности.
Что касается специально-криминологического предупреждения женской преступности, то весьма важно обеспечить его соответствие принципам гуманности и милосердия. Это должно находить отражение в законодательстве, практике его применения, назначения наказаний и их исполнения, постпенитенциарной адаптации и т. д.
При организации исправительного воздействия на женщин-преступниц необходимо в полной мере учитывать как специфику их социальных ролей и функций, прежде всего, статус нынешней или будущей матери, так и особенности их психологии: повышенную тревожность, эмоциональную ранимость, наличие у многих из них обостренного чувства вины, сильного беспокойства за свое будущее. В работе с осужденными женщинами необходимо более широко использовать психолого-педагогические методы: тестовую психодиагностику, психотерапевтические приемы и аутогенную тренировку, направленное самовнушение и др. Особое значение для преодоления рецидива преступлений имеет тщательно продуманная, максимально индивидуализированная система мер по ресоциализации осужденных женщин, восстановлению утраченных социальных связей, комплексному решению вопросов их трудового, бытового и иного жизненного устройства после освобождения из мест лишения свободы.
Исследования показывают, что совершенные преступления на женщину оказывают более сильное влияние, чем на мужчину. Она значительно медленнее преодолевает инерцию преступной деятельности, значительно труднее и сложнее включается в процесс ресоциализации. Поэтому важно определить судьбы преступниц, отбывших наказание. Большинству из них некуда возвращаться, семьи распались, связи с детьми нарушены, навыки работы утрачены. Необходимы социальные меры по их реабилитации и возвращению в жизнь общества. Для этого нужно содействовать созданию кризисных, реабилитационных центров, иных специализированных учреждений, где социально неадаптированные женщины могут получить приют, психотерапевтическую и медицинскую помощь, содействие в трудоустройстве, лечении от алкоголизма.
Повышенного внимания, заботы и целенаправленной социальной поддержки требуют женщины, не имеющие постоянного места жительства, средств к существованию, и другие женщины, оказавшиеся в зоне риска. Правоохранительные органы в целях профилактики преступлений, совершаемых женщинами (в том числе и повторных), должны привлечь внимание как государственных структур (служб социальной защиты, занятости и др.), так и общественных объединений, женских организаций, благотворительных фондов, кабинетов психологической помощи т. д.
Большую помощь в данном случае способна оказать церковь. Религиозные организации могут осуществлять в отношении указанных женщин то, что на криминологическом языке именуется индивидуальной профилактической работой. "Такие организации могли бы помогать бездомным женщинам, бродягам и попрошайкам, отдельным из них предоставлять приют, например, в монастырях, где они могли бы и работать. Весьма действенной стала бы их активность в отношении проституток, многие из которых нуждаются не столько в материальной поддержке, сколько в искреннем человеческом слове и теплом участии. Многого можно ожидать от участия