Шпаргалка по «Криминологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»

Файлы: 1 файл

криминология ответы.docx

— 462.45 Кб (Скачать)

представителей церкви в деле исправления осужденных женщин в исправительно-трудовых учреждениях"1.

Большую роль в предупреждении преступности женщин призваны сыграть инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, поскольку воспитательное воздействие на девушек-подростков, могущих стать на преступный путь, не только весьма гуманный, но и очень эффективный способ борьбы с этим видом преступности. Сотрудники инспекций должны владеть знаниями психологии (женской, в частности) и педагогики, умением выявлять таких подростков и оказывать им необходимую помощь, в том числе медицинскую.

 

 

81. Предупреждение преступности в  Вооруженных Силах.

 

Для предупреждения преступности в армии на общесоциальном уровне первостепенное значение имеют масштабные общегосударственные меры, направленные на нейтрализацию, ограничение сферы действия социально-экономических детерминант преступности. Реальное улучшение жизнедеятельности войск предполагает освобождение их от несвойственных им функций, профессионализацию армии, коренное улучшение социального и материального положения военнослужащих, восстановление социального престижа воинской службы.

Важнейшим направлением в решении задачи специального предупреждения преступности военнослужащих является восстановление и эффективное использование мер воспитательного характера. В основу воспитания личного состава в целях профилактики преступлений и фоновых правонарушений должно лечь формирование социально полезных интересов и потребностей у военнослужащих, предоставление им возможностей для их удовлетворения, оказание оступившемуся педагогической, психологической и социальной помощи. Нужно дать возможность военнослужащим готовить себя к будущей гражданской жизни путем получения необходимого образования, профессии, творческих, культурных, спортивных, технических навыков.

Командиры и начальники, формируя у подчиненных полезные потребности и интересы, приобщая их к профессии, знаниям, культуре, могут способствовать изменению социальной направленности военнослужащих и вытеснению криминальных побуждений. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих срочной службы имеет личный пример командиров и начальников, строго соблюдающих действующее законодательство. Поэтому укрепление дисциплины и предупреждение преступлений должны сочетаться с решительной борьбой с аморальным и противоправным поведением воинских должностных лиц.

Весьма важно также, чтобы меры предупреждения преступлений в армии носили упреждающий характер и начинались в общеобразовательных школах, в семье, трудовых коллективах, откуда выйдут будущие солдаты. Необходимо восстановить, с учетом новых условий, военно-патриотическое воспитание призывного контингента. Нужно поставить надежные фильтры, предохраняющие войска от пополнения криминально зараженными лицами.

Существенная роль в предупреждении преступлений в армии принадлежит организационно-управленческим мерам. Строгое соблюдение уставных требований в жизни и деятельности частей и подразделений - важнейшая организационная мера по профилактике правонарушений среди военнослужащих. Борясь за укрепление воинской дисциплины, командир должен действовать только по закону и уставу. Особо следует указать на строгое соблюдение правового положения военнослужащих, на проявление постоянной заботы о здоровье, питании, материально-бытовых условиях жизни личного состава, на изучение и удовлетворение их правомерных нужд и потребностей, защиту их от "дедовщины".

Особое место в профилактике преступлений в армии принадлежит уголовно-правовым мерам, последовательному проведению в жизнь принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления. За совершение уголовно наказуемых деяний виновные должны нести личную уголовную ответственность. Ее нельзя перекладывать на командиров и начальников, провоцируя их к укрывательству преступлений. Командир должен лично отвечать за прямые упущения по службе, которые реально способствовали совершению преступных деяний подчиненными, но при условии, если будет доказана его вина.

Следует иметь в виду, что "уголовно-правовые меры не устраняют социальных причин преступного поведения. Они влияют лишь на психику людей, стимулируя должное поведение человека, или угрозой неминуемого наказания удерживают его от общественно опасного поведения. Традиционное преувеличение в войсках значения уголовной репрессии переключает внимание командования с социально-организационных направлений по устранению причин преступности на практику применения уголовного закона, что может быть малопродуктивным"1.

Большое значение для профилактики преступлений в армии имеют прокурорские проверки исполнения законов и требований воинских уставов, в ходе которых выявляются не только факты нарушений законодательства, других нормативных правовых актов, но и способствующие им причины и условия, принимаются меры по их устранению, недопущению в будущем.

Значительную работу по предупреждению преступлений военнослужащих, обеспечению защиты их законных прав и интересов проводят некоторые общественные объединения, например, советы, комитеты солдатских матерей. Все они, как правило, работают во взаимодействии с командованием, органами военной юстиции, прокуратуры. В последнее время стала более активно работать в армии церковь.

 

 

82. Предупреждение пенитенциарной  преступности.

 

Предупреждение преступности в местах лишения свободы представляет собой часть профилактических усилий в масштабах всего общества по борьбе с преступными проявлениями и, прежде всего, с агрессивной преступностью. Многое здесь зависит от оздоровления нравственной атмосферы, в частности, снижения агрессивного фона во всем обществе. Требуется также решение экономических и социальных проблем, улучшение условий труда и быта заключенных, создание цивилизованной обстановки исполнения наказания, обеспечение его максимально возможного превентивного действия. Важное профилактическое значение имеет соблюдение требований нового уголовно-исполнительного законодательства, прокурорский надзор за его реализацией.

Успешное предупреждение преступлений среди заключенных возможно при условии целенаправленного обучения сотрудников исправительных учреждений способам и приемам выявления, изучения и разрешения конфликтов среди осужденных. Сотрудники этих учреждений должны быть опытными конфликтологами, обладать знаниями, необходимыми для диагностики межличностной и межгрупповой напряженности среди заключенных, умением сглаживать, локализовывать возникающие между ними конфликты, чреватые угрозой совершения преступлений. В необходимых случаях в этих целях используются средства и методы оперативно-режимных аппаратов. В некоторых исправительных учреждениях в работе по предупреждению преступлений успешно применяются приемы группового аутотренинга. Групповая профилактика преступлений - это направленное самовнушение в специально созданных или в стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации. В процессе ее осуществления используются самые разнообразные методы - и групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т. д. с использованием различных приемов: психодрама и социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, йога, аутотренинг и т. д.1

С целью предупреждения преступлений необходимо обеспечить дифференциацию исправительного воздействия на различные категории заключенных. С соблюдением требований закона нужно отграничить общение носителей воровской морали, стойких приверженцев криминального насилия от остальной массы заключенных - потенциальных и реальных жертв. В этих целях создаются отдельные отряды, бригады, смены с относительной изоляцией

конфликтующих лиц, изолированные участки, препятствующие свободному передвижению заключенных, их тайным сборищам для "разборок", осуществления групповых насильственных действий. За преступными авторитетами, активными участниками группировок заключенных с отрицательной направленностью поведения организуется повседневное оперативное наблюдение.

Большую предупредительную роль выполняют комплексные профилактические операции в исправительном учреждении, связанные с мобилизацией всех подразделений, сил и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например, для пресечения групповой голодовки и забастовки и последующих массовых беспорядков; для перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.

Важное средство предупреждения преступлений в местах лишения свободы - хорошо продуманная, тщательно организованная дисциплинарная практика, выражающаяся в полноте и своевременности реагирования на нарушения режима и другие проступки заключенных, в индивидуализации и воспитательно-профилактическом эффекте применяемых к ним мер воздействия за противоправные действия, которые, если оставлять их безнаказанными, могут перерастать в насильственные и другие преступления.

Немаловажное значение для укрепления в местах лишения свободы дисциплины и порядка, разрешения конфликтных ситуаций, профилактики преступлений и других правонарушений имеют поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, вставших на путь исправления.

Весьма значительна в предупреждении преступлений, особенно насилия, среди заключенных роль религии. Действительно, церковь и религия, с их постулатами милосердия, ненасилия, сострадания и прощения, способны сделать многое, чтобы смягчить тюремные нравы, сформировать принципиально иное отношение к насилию как способу разрешения жизненных конфликтов, показать пути их снятия, помочь заключенным относиться друг к другу с большей добротой и пониманием. "Священнослужители могут делать это в своих проповедях, в беседах с отдельными осужденными, использовать для этого такую весьма эффективную форму, как исповедь, которая должна приводить к покаянию как средству очищения души. Священнослужители могли бы принимать участие в разрешении конкретных конфликтов как между осужденными преступниками, так и между ними и администрацией, например, при массовых беспорядках и захватах заложников"1.

В деле профилактики насилия и других преступлений в исправительных учреждениях особое значение имеет индивидуальная работа с конкретным осужденным, которая может быть даже более успешной, чем в условиях свободы. Дело в том, что заключенный вследствие его изоляции постоянно находится в поле зрения воспитателя или другого представителя администрации. Индивидуально-профилактическое воздействие должно осуществляться с учетом типологической принадлежности данного лица к определенной категории преступников.

 

 

83. Дивиантное поведение лиц с аномалиями психики и его предупреждение.

 

Общественно опасные деяния совершаются как психически здоровыми людьми, так и лицами с различными расстройствами психики. Среди последних выделяются: 1) невменяемые; 2) вменяемые, но до вынесения судом приговора заболевшие душевной болезнью, лишающей их возможности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими; 3) лица, у которых имеются психические нарушения, не исключающие способность этих лиц отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. В сферу уголовно-правового реагирования попадают лица, имеющие различные психические недостатки (дебилы, психопаты и другие). Дебильность представляет собой легкую степень врожденного слабоумия - олигофрении. Различают глубокую, среднюю и легкую формы дебильности. Дебилов разделяют на две группы: тупых (адинамичных) и возбудимых (гипердинамичных). Общим для всех дебилов является признак дефектности мыслительной деятельности: они неспособны к полноценному отвлечению, обобщению, у них отсутствуют критические способности, запас знаний крайне скуден, суждения примитивны, память в большинстве случаев слабая, внимание нарушено. Они, как правило, повышенно внушаемы. Психопаты - это люди, характеризующиеся патологией эмоционально-волевой сферы, уродством характера, мешающим социальной адаптации личности. Существуют: 1) возбудимые психопаты, отличающиеся несдержанностью, злобностью реакции, выражающейся в бурных эффективных разрядках, которые нередко сопровождаются нанесением оскорблений, побоев окружающим: 2) тормозимые психопаты; 3) истерические психопаты (главной особенностью которых стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, а также отсутствие объективной правды как по отношению к другим, так и по отношению к себе); 4) неустойчивые психопаты: 5) параноические психопаты; 6) мозаичные психопаты, в психике которых присутствуют признаки психопатии различных видов; 7) сексуальные психопаты (садисты, гомосексуалисты, мазохисты и т. д.). Лицами с психическими аномалиями также считаются: а) хронические алкоголики; б) эпилептики; в) лица с остаточными явлениями черепно-мозговых травм: г) лица, впавшие в реактивное состояние (психогенные реакции), для которых характерны временные, обратимые нарушения психической деятельности, возникающие в результате душевных травм; д) лица, страдающие психофизическим инфантилизмом, который характеризуется сохранением в зрелом возрасте психических и физических особенностей, свойственных детскому возрасту. Указанными лицами могут совершаться и совершаются самые различные общественно опасные деяния, среди которых, однако, доминируют деяния, связанные с посягательством на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, честь, достоинство граждан, а также на имущество. При осуществлении расследования по делам в отношении лиц с психическими аномалиями следует учитывать, что их психическая неполноценность может отражаться во внешне наблюдаемом поведении на месте происшествия, не характерном для поведения психически здоровых лиц. Это нередко находит свое выражение в своеобразии образуемых ими материально-фиксированных следов. Отмеченные особенности указанных лиц и их общественно опасного поведения, диагностируемые вначале на предположительном уровне, предопределяют своеобразие обстоятельств, подлежащих установлению, специфику типичных следственных задач, средств, путей и методов их решения. В ходе выявления лиц с психическими аномалиями, их изобличения в совершении расследуемого деяния могут оказаться полезными сведения о типичных признаках людей данной категории. Большинство из них характеризуются низким образовательным и культурным уровнем (в первую очередь это характерно для лиц, склонных к совершению насильственных, корыстно-насильственных преступлений). Довольно часто фактическая образованность не соответствует документальным данным о полученном образовании. Важным показателем психической неполноценности является злоупотребление алкоголем и Наркотиками. Иногда наблюдаются и несоответствие интересов, увлечений психически неполноценных лиц их интеллектуальным, образовательным и иным возможностям. Психологически объяснимые потребности, интересы, увлечения, намерения могут принимать гипертрофированный характер и сопровождаться паталогической фиксированностью на сексуальной сфере (эротомания), религиозном фанатизме, суевериях и тому подобных явлениях. У психически больных может наблюдаться ущербность речевой продукции. Она проявляется в: дефектности произношения (неправильная артикуляция, шепелявость, заикание, картавость и т. д.): нарушениях смысла, "соскальзывании" с правильного хода мыслей на ложный; пустопорожнем мудрствовании; низком уровне общения; отклонениях от нормы в темпе речи, ее продуктивности, интенсивной отвлекаемости на новые предметы; безостановочном говорении; ускорении темпа речи и, наоборот, его замедлении; утрате активных побуждений к речи, вязкости, чрезмерной обстоятельности; скудности словарного запаса, штампованности речи, обилии таких слов, которые создают впечатление "сюсюканья"; неуместном употреблении вычурных оборотов, замысловатых фраз, резко выраженной экспрессивности или, наоборот, однообразности и невыразительности речи. Признаки внешнего облика, выражающие психическую не полноценность: а) внешнесоматические (диспропорции тело сложения, состоящие в несоответствии, в несоразмерности частей туловища; ассиметрия лицевого скелета; аномалии строения черепа: наличие детской внешности у взрослого чело века); б) функциональные (различные двигательные, а также мимические расстройства); в) странности в манере одеваться и в состоянии одежды (неопрятность, нелепость, вычурность одеяния: резкое несоответствие одежды возрасту, сезону, ее неэстетичная, вульгарная яркость, контрастность элементов одежды). Для лиц с психическими аномалиями также характерны: чрезмерная мнительность, особая застенчивость и ранимость, гипертрофированная жажда справедливости, излишняя угодливость, слащавость, крайняя несдержанность, злобность, агрессивность, лживость, безудержное хвастовство, спокойное отношение к изобличению в лживости. Учебно-трудовая деятельность у них обычно осуществляется ненадлежащим образом, сопряжена с завышенными претензиями, неуживчивостью в коллективах, конфликтностью, безразличием к процессу, результатам учебы и труда: характерна часто внешне не мотивированная перемена места и вида деятельности. Семейные отношения чаще неблагоприятные, что обусловлено мелочностью, конфликтностью, эмоциональной холодностью к близким родственникам, абсурдной скаредностью или, наоборот, бессмысленной расточительностью, необосноваными упреками и обвинениями по мнимым, несуществующим или сильно раздутым поводам. Их поведение на следствии часто характеризуется вызывающими, демонстративными актами (немотивированный отказ от дачи показаний и подписания протоколов, проявление суицидных тенденций, уничтожение следственных документов, заглатывание различных предметов, многочисленные экспрессивные претензии к следствию по поводу якобы проявленной по отношению к ним несправедливости, необъективности ведения следствия). С другой стороны, психическая неполноценность может проявляться в неспособности правильно ориентироваться даже в простейших правовых ситуациях, непонимании общедоступных терминов, вопросов следователя, в повышенной внушаемости, легкомысленности в отношении к содеянному, своему положению, своему будущему.

 

В рамках социального комплекса профилактических мер следует пристальное внимание обратить на следующие позиции:

1. Обеспечить школы специалистами. К сожалению, во многих общеобразовательных  школах не хватает учителей  и некоторые предметы ведут  непрофессионалы, например военрук  преподает и математику, и историю. Непрофессиональный подход гибелен  для школьника: такое обучение  способно только вызвать ненависть  к предмету. А это означает  появление иного интереса, зачастую  социально негативного.

2. Психологическая обстановка в  школе. В настоящее время она  оставляет желать лучшего. Как  отмечают средства массовой информации, “обстановка в школах такая, при  которой возникает у детей  неуверенность, неудовлетворенность, агрессивность”1. Следовательно, повышение  профессионализма учителей, максимальное  взаимопонимание между ними и  учениками способны изменить  ценностные ориентации школьника, поднять на должный уровень  смысл обучения.

3. Обеспеченность школы необходимыми  кабинетами и залами. Криминологи  уже давно выяснили зависимость  между оснащенностью школы кабинетами  и залами, где школьники могли  бы заниматься согласно своим  интересам, и совершаемыми ими  правонарушениями. В тех районах, где школы располагают определенным  количеством кружков и спортивных  секций, имеющих специальные кабинеты, правонарушений среди несовершеннолетних  несравненно меньше, чем в других, где подобные проблемы не решены. Наличие кружков и спортивных  секций есть лучшая пропаганда  здорового образа жизни не  на словах, а на деле.

Было бы целесообразно создать специальные службы или расширить количество уже существующих, где можно было бы получить необходимую рекомендацию или просто снять стресс. К. ним относится, например, “телефон доверия” или специальные суицидологические службы, которые за рубежом известны как “службы утешения”. Они помогают снять депрессию или излишнее эмоциональное напряжение и предотвратить противоправные деяния.

опрос о генетических службах поднимался давно и дебатируется неустанно, поскольку Россия пережила период лагерной экспансии против евгеников, выводы которых сейчас вновь обсуждаются. А между тем в Ленинабаде еще в 1989 г. был открыт кабинет медико-генетической службы, где на основе соответствующего исследования давали рекомендации по поводу возможности рождения детей с наследственными аномалиями(См.: Известия. 1989, 4 ноября). Создание таких служб способствовало бы снижению риска рождаемости аномальных. Например, в крайних случаях, когда наличествуют отрицательные генетические или социально-генетические характеристики родителей или родителя, специалисты должны настойчиво рекомендовать воздержаться от родов. В иных, менее радикальных случаях, можно ограничиться разъяснительной беседой. Такого рода профилактика особенно важна сейчас, когда стало совершенно очевидным генетическое влияние на поведенческие акты.

Информация о работе Шпаргалка по «Криминологии»