Шпаргалка по «Криминологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»

Файлы: 1 файл

криминология ответы.docx

— 462.45 Кб (Скачать)

Важной предпосылкой предупреждения экологической преступности выступает улучшение системы учета природных ресурсов. Целесообразно всячески развивать эту функцию государственного управления. Ее совершенствование должно проходить по двум направлениям - наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг) и ведение государственных кадастров природных ресурсов.

Помимо мер общесоциальной направленности необходимы мероприятия специального характера, направленные на предупреждение экологической преступности. К их числу необходимо прежде всего отнести совершенствование природоохранного и природно-ресурсного законодательства. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с экологическими преступлениями.

Положительным является и то обстоятельство, что Уголовный кодекс Российской Федерации в определенных пределах усиливает ответственность за экологические преступления. Введение в действие Федерального закона "Об экологической экспертизе" позволило заложить правовые основы для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.

В предупреждении экологических преступлений большая роль принадлежит надзорной функции прокуратуры. Она касается оценки того, в какой мере местные структуры представительной и исполнительной власти, военные органы, юридические лица, общественные объединения соблюдают требования экологического законодательства, насколько отвечают требованиям последнего издаваемые ими правовые акты. Пока недостаточно используются возможности прокуратуры возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц - виновников нанесения ущерба окружающей природной среде.

Многообразна профилактическая роль суда. Она, прежде всего, выражается в возможности пресечения экономических преступлений и доведения информации об этом до сведения общественности.

Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные объединения, международные неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире движение "зеленых". Все они, как правило, активно взаимодействуют между собой и с государственными структурами по вопросам предупреждения экологических преступлений, оказывают помощь в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам.

В предупреждение экологических преступлений вносят свой вклад государственные природоохранные органы (различные инспекции, контрольно-надзорные службы по охране лесов, вод, земельных угодий, рыбных запасов, охотничьих ресурсов). Их профилактическая деятельность была бы более результативной при условии улучшения ее финансирования, надлежащего материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников.

Важное значение в предупреждении экологических преступлений принадлежит постоянному повышению уровня эколого-правовой культуры населения, совершенствованию экологического воспитания и образования. В решении этой задачи заложен основной потенциал всей эколого-предупредительной деятельности. Суть экологического воспитания и образования состоит в том, чтобы каждому человеку дать необходимые знания в области экологического права, научить его уважать и соблюдать законы, сформировать у него потребность бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе.

 

76. Предупреждение организованной  преступности.

 

редупреждение организованной преступности осуществляется на основе всего комплекса мер общесоциальной и специально-криминологической профилактики. Решающее значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих невыносимые условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из сферы производства и распределения криминальных способов регулирования экономических отношений, пресечение движения и легализации преступных капиталов.

Для общесоциального предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства первоочередным является усиление социальной ориентации реформ: повышение жизненного уровня нищего большинства населения, сокращение разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, сокращение безработицы, равный доступ каждого к занятию предпринимательской деятельностью, существенная поддержка малого предпринимательства, подъем материального производства, усиление внимания к культуре, сохранение духовно-нравственных традиций, решение проблемы воспитания подрастающего поколения.

В данном русле перспективными представляются профилактические мероприятия, связанные с: 1) восстановлением с помощью служб социального обслуживания населения жизненной перспективы лиц, утративших ее в результате потери работы, демобилизации, ухода в отставку и т. д.; предоставление специалистам, в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в профессиональной деятельности и ее оплаты; 2) введением деклараций для государственных (муниципальных) служащих и их близких родственников о доходах и имуществе; декларирования источников средств на приобретение ценного имущества; обязанности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, происхождение которых вызывает подозрения.

Борьбе с вербовкой новых членов организованной преступности будет способствовать восстановление деятельности правоохранительных органов по предотвращению формирования молодежных группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступления; реализация и расширение сохранившихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и помощи в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений1.

Необходимо создание системы борьбы с организованной преступностью. Субъектом борьбы, разумеется, должно быть все общество: государство, негосударственные институты гражданского общества, юридические и физические лица. Но при этом важно создать на основе закона специализированные подразделения правоохранительных органов, обеспечить их организационно-правовую стабильность. По всей видимости, для того, чтобы служба по борьбе с организованной преступностью могла эффективно выявлять коррумпированные элементы во всех ведомствах, включая правоохранительные, она должна быть самостоятельной и подотчетной лишь представительным органам власти. Наиболее оптимальным вариантом такой структуры мог бы быть федеральный центр по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, который по характеру зависимости от органов государственной власти был бы на том же уровне, что и прокуратура, т. е. независим и подотчетен только Федеральному Собранию2.

Основное направление борьбы - это ликвидация организованных преступных формирований как таковых, их деятельности, а также экономической, организационной и других основ их возрождения. В этих целях особое значение приобретают следующие меры: 1) разоблачение и привлечение к уголовной ответственности лидеров организованных преступных формирований, 2) перекрытие каналов движения и использования преступных доходов и капиталов, недопущение их легализации и приумножения; 3) дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности, оказание им необходимой социальной помощи в трудовом и бытовом устройстве, решении иных насущных вопросов; 4) обеспечение

безопасности лиц, участвующих в разоблачении организованных преступных сообществ, свидетелей, иных участников уголовного процесса; 5) одновременное принятие действенных мер по борьбе с коррупцией, терроризмом; 6) принятие эффективных мер по обеспечению возмещения вреда жертвам преступлений организованных формирований1.

Необходимо вносить коррективы в Уголовный кодекс по мере появления новых форм организованной преступной деятельности. В Уголовно-процессуальном кодексе целесообразно предусмотреть процедуру использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности, а также широко применяемых в США, Италии, ряде других государств оперативно-розыскных мер и мер по предупреждению легализации (отмывания) преступных доходов.

Комплекс мер борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов должен включать наряду с уголовно-правовыми мерами меры финансового и иного контроля, носящие специально-предупредительный характер и одновременно он должен быть направлен на выявление, пресечение незаконных операций с преступными доходами.

Особо следует отметить необходимость скорейшего принятия давно разработанных и прошедших первые этапы законодательной процедуры законы "О борьбе с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией". Аргументы противников о том, что законы не являются решающим фактором борьбы с организованной преступностью, - попытка введения в заблуждение лиц, незнакомых детально с этой проблемой. Принятие в США соответствующих законов позволило нанести такой мощный удар по преступному миру, который почувствовали даже гонконгские мафиозные группировки2. "Демократическим" оппонентам этих законов следует помнить слова П. А. Столыпина: "Государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада"3.

 

 

77. Предупреждение профессиональной  преступности.

 

В воздействии на профессиональную преступность можно выделить два главных направления: а) общесоциальные меры и б) специальные меры.

К основным общесоциальным мерам профилактического воздействия на профессиональную преступность относятся:

1) оздоровление  социально-экономической ситуации  в стране - создание условий, при  которых постепенно будет разрушаться  криминальный рационализм бытия (необходимость занятия преступной  деятельностью, чтобы выжить);

2) формирование  здоровой идеологии, повышение авторитета  властных структур, возрождение  доверия к власти и уважения  к государственным деятелям;

3) укрепление  системы социального контроля;

4) возрождение  отечественной системы правового  воспитания, совершенствование практики  школьного и семейного воспитания, профилактика преступности несовершеннолетних.

С ранней профилактикой профессиональной преступности тесно связаны социальная помощь и защита несовершеннолетних из групп повышенного криминального риска (находящихся в условиях нужды, низкого социального статуса, фактической беспризорности и т. д.), несовершеннолетних и молодых безработных, а также лиц с привычкой к употреблению спиртных напитков и наркотиков, так как ощущение этими лицами своего отторжения от общества, отсутствие стартовых возможностей в нем, как и потребность добывания средств для престижного времяпрепровождения и удовлетворения негативных привычек, обусловливает легкость перехода на путь систематического совершения преступлений и последующей профессионализации.

5) Представляется  необходимым также установление  контроля за деятельностью средств  массовой информации и эстрады, фактически пропагандирующих, вопреки  международно-правовым обязательствам  России, преступный образ жизни, возможности, которые открываются  при приобщении к нему, привлекательность  и безопасность (безнаказанность) занятия  преступной деятельностью, нормы  общения в преступной среде.

"Огромную  роль в разрушении криминального  профессионализма, - отмечает С. М. Иншаков, - могла бы сыграть так называемая  национальная идея, которая объединила  бы россиян в едином стремлении  к чему-то грандиозному, возродила  бы чувство гордости за свою  Родину и самоуважение. В середине  XX века такой национальной идеей был патриотизм, защита отечества, освоение космоса. Школьники мечтали быть космонавтами, учеными, военными. Подавление национальной идеи сегодня обернулось духовным кризисом в нашей стране, инициировавшим драматические процессы в молодежной и подростковой среде (немало школьников сегодня мечтают стать профессиональными преступниками). Экспансия западной культуры, разрушение культуры речи, освоение политиками и журналистами криминального сленга приводят к тому, что постепенно размываются сдерживающие факторы общественного сознания"1.

2. Необходимо  разработать комплекс специальных  мер, направленных на разрушение  преступного мира и криминальных  традиций, на пресечение профессиональной  преступной деятельности. Специальные  меры могут быть достаточно  эффективны в плане воздействия  на профессиональную преступность. Один из первых успешных опытов  противодействия профессиональной  преступности был зафиксирован  в XVIII в., когда руководитель французской тайной полиции Ф. Видок с помощью 30 агентов-осведомителей арестовал около 4 тыс. наиболее опасных профессиональных преступников. За 18 лет он практически очистил страну от профессиональной преступности. Осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек были главными инструментами французских полицейских в борьбе с данным видом преступности2.

В предупреждении профессиональной преступности значительная роль отводится уголовному законодательству, поскольку речь идет не о случайном преступнике, а о злом его типе. Уголовный кодекс должен отражать реальную криминологическую обстановку. В основу совершенствования уголовного законодательства должно быть положено изучение отечественного и зарубежного опыта. Например, в УК РСФСР 1922 г. преступный профессионализм рассматривался как обстоятельство, отягчающее ответственность. Во многих зарубежных странах эффективно реализуется еще более радикальная мера пресечения преступного профессионализма - за каждое

Информация о работе Шпаргалка по «Криминологии»