Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»
Важной предпосылкой предупреждения экологической преступности выступает улучшение системы учета природных ресурсов. Целесообразно всячески развивать эту функцию государственного управления. Ее совершенствование должно проходить по двум направлениям - наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг) и ведение государственных кадастров природных ресурсов.
Помимо мер общесоциальной направленности необходимы мероприятия специального характера, направленные на предупреждение экологической преступности. К их числу необходимо прежде всего отнести совершенствование природоохранного и природно-ресурсного законодательства. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с экологическими преступлениями.
Положительным является и то обстоятельство, что Уголовный кодекс Российской Федерации в определенных пределах усиливает ответственность за экологические преступления. Введение в действие Федерального закона "Об экологической экспертизе" позволило заложить правовые основы для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.
В предупреждении экологических преступлений большая роль принадлежит надзорной функции прокуратуры. Она касается оценки того, в какой мере местные структуры представительной и исполнительной власти, военные органы, юридические лица, общественные объединения соблюдают требования экологического законодательства, насколько отвечают требованиям последнего издаваемые ими правовые акты. Пока недостаточно используются возможности прокуратуры возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц - виновников нанесения ущерба окружающей природной среде.
Многообразна профилактическая роль суда. Она, прежде всего, выражается в возможности пресечения экономических преступлений и доведения информации об этом до сведения общественности.
Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные объединения, международные неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире движение "зеленых". Все они, как правило, активно взаимодействуют между собой и с государственными структурами по вопросам предупреждения экологических преступлений, оказывают помощь в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам.
В предупреждение экологических преступлений вносят свой вклад государственные природоохранные органы (различные инспекции, контрольно-надзорные службы по охране лесов, вод, земельных угодий, рыбных запасов, охотничьих ресурсов). Их профилактическая деятельность была бы более результативной при условии улучшения ее финансирования, надлежащего материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников.
Важное значение в предупреждении экологических преступлений принадлежит постоянному повышению уровня эколого-правовой культуры населения, совершенствованию экологического воспитания и образования. В решении этой задачи заложен основной потенциал всей эколого-предупредительной деятельности. Суть экологического воспитания и образования состоит в том, чтобы каждому человеку дать необходимые знания в области экологического права, научить его уважать и соблюдать законы, сформировать у него потребность бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе.
76. Предупреждение организованной преступности.
редупреждение организованной преступности осуществляется на основе всего комплекса мер общесоциальной и специально-криминологической профилактики. Решающее значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих невыносимые условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из сферы производства и распределения криминальных способов регулирования экономических отношений, пресечение движения и легализации преступных капиталов.
Для общесоциального предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства первоочередным является усиление социальной ориентации реформ: повышение жизненного уровня нищего большинства населения, сокращение разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, сокращение безработицы, равный доступ каждого к занятию предпринимательской деятельностью, существенная поддержка малого предпринимательства, подъем материального производства, усиление внимания к культуре, сохранение духовно-нравственных традиций, решение проблемы воспитания подрастающего поколения.
В данном русле перспективными представляются профилактические мероприятия, связанные с: 1) восстановлением с помощью служб социального обслуживания населения жизненной перспективы лиц, утративших ее в результате потери работы, демобилизации, ухода в отставку и т. д.; предоставление специалистам, в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в профессиональной деятельности и ее оплаты; 2) введением деклараций для государственных (муниципальных) служащих и их близких родственников о доходах и имуществе; декларирования источников средств на приобретение ценного имущества; обязанности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, происхождение которых вызывает подозрения.
Борьбе с вербовкой новых членов организованной преступности будет способствовать восстановление деятельности правоохранительных органов по предотвращению формирования молодежных группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступления; реализация и расширение сохранившихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и помощи в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений1.
Необходимо создание системы борьбы с организованной преступностью. Субъектом борьбы, разумеется, должно быть все общество: государство, негосударственные институты гражданского общества, юридические и физические лица. Но при этом важно создать на основе закона специализированные подразделения правоохранительных органов, обеспечить их организационно-правовую стабильность. По всей видимости, для того, чтобы служба по борьбе с организованной преступностью могла эффективно выявлять коррумпированные элементы во всех ведомствах, включая правоохранительные, она должна быть самостоятельной и подотчетной лишь представительным органам власти. Наиболее оптимальным вариантом такой структуры мог бы быть федеральный центр по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, который по характеру зависимости от органов государственной власти был бы на том же уровне, что и прокуратура, т. е. независим и подотчетен только Федеральному Собранию2.
Основное направление борьбы - это ликвидация организованных преступных формирований как таковых, их деятельности, а также экономической, организационной и других основ их возрождения. В этих целях особое значение приобретают следующие меры: 1) разоблачение и привлечение к уголовной ответственности лидеров организованных преступных формирований, 2) перекрытие каналов движения и использования преступных доходов и капиталов, недопущение их легализации и приумножения; 3) дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности, оказание им необходимой социальной помощи в трудовом и бытовом устройстве, решении иных насущных вопросов; 4) обеспечение
безопасности лиц, участвующих в разоблачении организованных преступных сообществ, свидетелей, иных участников уголовного процесса; 5) одновременное принятие действенных мер по борьбе с коррупцией, терроризмом; 6) принятие эффективных мер по обеспечению возмещения вреда жертвам преступлений организованных формирований1.
Необходимо вносить коррективы в Уголовный кодекс по мере появления новых форм организованной преступной деятельности. В Уголовно-процессуальном кодексе целесообразно предусмотреть процедуру использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности, а также широко применяемых в США, Италии, ряде других государств оперативно-розыскных мер и мер по предупреждению легализации (отмывания) преступных доходов.
Комплекс мер борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов должен включать наряду с уголовно-правовыми мерами меры финансового и иного контроля, носящие специально-предупредительный характер и одновременно он должен быть направлен на выявление, пресечение незаконных операций с преступными доходами.
Особо следует отметить необходимость скорейшего принятия давно разработанных и прошедших первые этапы законодательной процедуры законы "О борьбе с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией". Аргументы противников о том, что законы не являются решающим фактором борьбы с организованной преступностью, - попытка введения в заблуждение лиц, незнакомых детально с этой проблемой. Принятие в США соответствующих законов позволило нанести такой мощный удар по преступному миру, который почувствовали даже гонконгские мафиозные группировки2. "Демократическим" оппонентам этих законов следует помнить слова П. А. Столыпина: "Государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада"3.
77. Предупреждение
В воздействии на профессиональную преступность можно выделить два главных направления: а) общесоциальные меры и б) специальные меры.
К основным общесоциальным мерам профилактического воздействия на профессиональную преступность относятся:
1) оздоровление
социально-экономической
2) формирование здоровой идеологии, повышение авторитета властных структур, возрождение доверия к власти и уважения к государственным деятелям;
3) укрепление системы социального контроля;
4) возрождение
отечественной системы
С ранней профилактикой профессиональной преступности тесно связаны социальная помощь и защита несовершеннолетних из групп повышенного криминального риска (находящихся в условиях нужды, низкого социального статуса, фактической беспризорности и т. д.), несовершеннолетних и молодых безработных, а также лиц с привычкой к употреблению спиртных напитков и наркотиков, так как ощущение этими лицами своего отторжения от общества, отсутствие стартовых возможностей в нем, как и потребность добывания средств для престижного времяпрепровождения и удовлетворения негативных привычек, обусловливает легкость перехода на путь систематического совершения преступлений и последующей профессионализации.
5) Представляется
необходимым также
"Огромную
роль в разрушении
2. Необходимо
разработать комплекс
В предупреждении профессиональной преступности значительная роль отводится уголовному законодательству, поскольку речь идет не о случайном преступнике, а о злом его типе. Уголовный кодекс должен отражать реальную криминологическую обстановку. В основу совершенствования уголовного законодательства должно быть положено изучение отечественного и зарубежного опыта. Например, в УК РСФСР 1922 г. преступный профессионализм рассматривался как обстоятельство, отягчающее ответственность. Во многих зарубежных странах эффективно реализуется еще более радикальная мера пресечения преступного профессионализма - за каждое