Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»
совершенное преступление суд выносит отдельное наказание с последующим их сложением. При таком подходе за несколько десятков краж преступник может быть приговорен к сотне лет лишения свободы, что практически исключит возможность продолжения им преступной деятельности. По нашему уголовному законодательству профессиональный вор, совершивший сотню краж и впервые представший перед судом, может быть лишен свободы лишь на шесть лет, что вряд ли является серьезным препятствием для продолжения преступной карьеры.
Борьба с профессиональной преступностью эффективно может вестись лишь высококвалифицированными специалистами. Решить эту проблему позволит узкая специализация оперативных работников в сфере выявления и задержания преступников-профессионалов определенного типа. Специализация работников следственного аппарата - проблема не менее актуальная. Основой специализации должна быть качественная первичная подготовка в специальных учебных заведениях и вторичная углубленная подготовка на курсах повышения квалификации. Повышение технической оснащенности работников уголовного розыска должно вестись опережающими по сравнению с криминальными профессионалами темпами.
Поскольку одной из причин воспроизводства профессиональной преступности является криминальная субкультура, то наряду с общевоспитательными мерами, осуществляемыми государством, важную роль играют меры специальной профилактики, проводимой исправительными учреждениями.
Эффективной мерой предупреждения профессиональной преступности может быть дифференциация контингента осужденных не только по виду режима в соответствии с тяжестью содеянного и количеству судимостей, но и по наличию или отсутствию профессионализма, отношению к воровским традициям и обычаям. В рамках такого подхода не должен допускаться перевод из одной колонии в другую воров в законе, других профессиональных преступников-носителей воровских традиций и обычаев. Для этой категории осужденных необходимы специальные колонии. Необходимо также исключить возможные контакты профессиональных преступников с несовершеннолетними правонарушителями в период отбывания наказания. Это особенно относится к режиму содержания осужденных, находящихся в больницах.
Для эффективного контроля за профессиональными преступниками на территории России целесообразно обеспечить централизованный их учет по категориям.
78. Предупреждение рецидивной
Предупреждение рецидивной преступности предполагает осуществление комплекса мероприятий по устранению причин и условий, ее вызывающих. Комплекс профилактических мероприятий включает в себя систему мер на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях.
Первостепенное значение в предупреждении рецидивной преступности в современных условиях имеют успешное проведение экономических реформ, улучшение нравственно-психологического климата, общее оздоровление обстановки в стране, т. е. мероприятия, осуществляемые на общесоциальном уровне.
Специфика рецидивной преступности предопределяет необходимость осуществления специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, имеющих целью предупреждение новых преступлений.
Необходимо подчеркнуть, что вероятность рецидива во многом зависит от реакции на первое преступление, а именно от того, подвергалось ли лицо, его совершившее, уголовно-правовому воздействию. Профилактика рецидивной преступности на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства включает в себя обеспечение неотвратимости наказания преступников; избрание мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятельности. Весьма важно по материалам дела организовать профилактическую работу, направленную на то, чтобы ликвидировать притоны, разобщить группы лиц, склонных к правонарушениям, привлечь к ответственности лиц, бездействие которых создало благоприятные условия для преступной деятельности рецидивистов.
Коренной реорганизации требует деятельность следственных изоляторов (СИЗО), где в период следствия и суда находятся от момента ареста до направления в учреждение, исполняющее наказание, от полугода до двух лет подследственные и осужденные лица. Нравственно-психологическая и материальная обстановка там нередко оказываются намного тяжелее, чем в колониях и тюрьмах.
Там же происходит "рецидивизация" впервые привлеченных к уголовной ответственности лиц.
Оптимизация системы назначения наказаний также весьма значима. Наказание для достижения своих целей должно быть максимально индивидуализированным, учитывать все личностные особенности и характер содеянного. Нельзя без разбора приговаривать всех к лишению свободы, особенно тех, кого не следует изолировать от общества, как нельзя и не применять достаточно строгих мер к рецидивистам.
Во избежание рецидива со стороны условно осужденных УК РФ 1996 г. ужесточил требования, предъявляемые к осужденным. Суд может возложить на условно осужденного определенные обязательства (например, не посещать определенные места, пройти курс лечения от наркомании и токсикомании и другие обязанности, перечень которых в законе не исчерпывающий, как в прежнем УК 1960 г.). Суд также может продлить испытательный срок.
Установлены новые правила назначения наказания при рецидиве. Кроме традиционных требований индивидуализации наказания при рецидиве суд должен учитывать обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным. Срок наказания рецидивистам не может быть ниже половины максимальной санкции за вменяемое преступление, при опасном рецидиве - не менее двух третей, при особо опасном рецидиве - не менее трех четвертей. Данные предписания должны исключить практику судебного либерализма.
В профилактике рецидивной преступности активная роль принадлежит уголовно-исполнительной системе, в которую входят и исправительные учреждения. Они осуществляют пенитенциарную профилактику, специфика которой заключается в том, что она вторична и следует за наказанием. Пенитенциарная профилактика сопряжена с большими трудностями, так как в процессе ее осуществления возникает необходимость сочетания различных средств воздействия на осужденного.
Несмотря на экономические, финансовые и другие трудности в деле исправления осужденных, за последние годы произошли некоторые позитивные изменения. В интересах предупреждения рецидивной преступности необходимо в полной мере использовать возможности качественно новой правовой базы, обеспечить неукоснительное соблюдение норм нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ (вступил в силу 1 июля 1997 г.), который воспринял основные принципы обращения с осужденными, предусмотренные в международно-правовых актах. Новый кодекс закрепил правовой статус осужденных, расширил арсенал средств исправительного воздействия, сделал исправительную систему более открытой для гражданского общества, детально регламентировал формы, средства и методы государственного и общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание.
Профилактика рецидивной преступности в исправительных учреждениях включает в себя следующий комплекс мероприятий: размещение осужденных в соответствии со степенью деформации их личности; режимный контроль за общением осужденных, с целью недопущения создания групп с антиобщественной направленностью вокруг злостных преступников; профилактическое воздействие на осужденных, намеревающихся вновь совершить преступление; проведение мероприятий по разоблачению преступных авторитетов; своевременное применение уголовно-правовых мер в отношении осужденных, совершивших новое преступление; изменение условий содержания в зависимости от поведения осужденных в порядке применения прогрессивной системы отбытия наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс предоставляет широкие возможности воздействия как на осужденных, нарушающих закон, так и на осужденных, вставших на путь исправления. Особое значение в предупреждении преступности в местах лишения свободы имеет "установление ряда норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в которых закреплены неблагоприятные последствия отрицательного поведения осужденных во время отбывания наказания"1. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть помещены в штрафной изолятор на срок до 15 суток, переведены в помещение камерного типа на срок до 6 месяцев, на строгие условия содержания, а также могут быть переведены из колонии-поселения в исправительную колонию и даже тюрьму. Меры исправительного воздействия влияют на осужденных комплексно и имеют положительный эффект в процессе их исправления.
С учетом известной обособленности злостных рецидивистов и других активно действующих преступников, их способности к маскировке и конспирации особое значение приобретает организация и тактика осуществления в местах лишения свободы оперативно-профилактических мер. Представители воровской элиты должны постоянно находиться в поле зрения оперативно-режимных аппаратов. "Важно отслеживать не только их действия, - отмечает А. И. Алексеев, - но и намерения, противоправные замыслы, попытки установления связей с "волей", подкупа персонала. Как показывает опыт, прямое воздействие на профессиональных преступников со стороны администрации, как правило, малоэффективно. Более результативным является оказание на них влияния через лиц, сотрудничающих с оперативно-режимными аппаратами на конфиденциальной основе"2.
Для пресечения отрицательных воздействий на осужденных со стороны злостных рецидивистов должны в полной мере использоваться, на основаниях и в порядке, установленном законом, возможности их усиленной изоляции.
Указанные меры призваны снизить конфликтность между администрацией исправительного учреждения и осужденными, нередко выливающуюся в насильственные преступления, в том числе захват заложников из числа сотрудников колоний.
В последнее время представители различных религиозных конфессий получили возможность участвовать в процессе исправления осужденных. Психологическое воздействие в духе покаяния весьма полезно для воздержания от последующей преступной деятельности. Исследования показали, что две трети опрошенных осужденных, отбывающих лишение свободы, считают, что в той или иной степени работа религиозных организаций, приобщение к вере способствует улучшению отношений внутри колоний, укрепляют правопорядок и дисциплину1.
Важной составной частью деятельности по предупреждению рецидива преступлений являются меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Необходимая подготовительная работа начинается еще до истечения срока наказания и проводится во взаимодействии с органами внутренних дел по предполагаемому месту жительства лиц, подлежащих освобождению. Несмотря на трудности, связанные с издержками рыночных отношений, в ряде мест вопросы трудового и бытового устройства освобожденных решаются успешно. В этих целях используются возможности государственных предприятий, благотворительных организаций. В некоторых регионах местными органами власти приняты решения о квотировании рабочих мест для освобожденных из мест лишения свободы на предприятиях любых форм собственности.
Крайне важно создание в каждом регионе страны центров социальной помощи и реабилитации, включающих социально-психологическую и наркологическую службы, способствующих более легкой и успешной ресоциализации лиц, отбывших наказание.
Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, сочетающаяся с рациональным социальным контролем за их поведением, - вот два основных условия успешной социальной адаптации.
Что касается социального контроля, то основную роль в постпенитенциарном воздействии на лиц, освобожденных из мест заключения, играет административный надзор, являющийся одним из видов социального контроля. Цель административного надзора - предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Административный надзор не является видом или продолжением наказания, он относится к числу профилактических мер, осуществляемых принудительно. К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде запрета пребывания в определенных пунктах города, района; явка в милицию для регистрации от 1 до 4 раз в месяц. Перечисленные ограничения применяются индивидуально, и при их избрании учитываются характер ранее совершенных преступлений, образ жизни, семейное положение, место работы и другие обстоятельства.
В новых условиях необходимо создание новой системы профилактики, построенной на закрепленных в Конституции России и международных правовых документах принципах. Подлежит использованию фактор материальной и другой заинтересованности субъектов профилактики в результатах своего труда, по-новому преобразующий прежние институты, доказывающие свою полезность и эффективность.
79.
Предупреждение преступности
Рассматривая профилактику преступности несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики: общесоциальные, специально-криминологические.
Общесоциальные меры. К значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся такие экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые могли бы существенно улучшить условия жизни и воспитания детей и подростков из неблагополучных (кризисных) и малообеспеченных семей. Требуются постоянные усилия государства и общества, направленные на создание в стране принципиально нового положения, при котором не должно быть заброшенных, запущенных детей ни в детских домах, ни в школах-интернатах, ни в специальных школах, ни в учреждениях для детей-инвалидов, ни на улице, ни в семье.
В настоящее время ради достижения этих целей идет процесс передачи функций предупреждения правонарушений несовершеннолетних от правоохранительных, и, прежде всего, милицейских, органов иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим, главным образом, социальное обслуживание детей и подростков, защиту их прав и законных интересов.