Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»
– устранение терминологической несогласованности гражданского, административного, таможенного, налогового, валютного и уголовного законодательства;
4) психологические:
а) общие:
– воспитание уважения к законодательным установлениям в сфере экономики;
– формирование идеалов честного предпринимательства и т. д.;
б) специальные:
– информирование населения о состоянии правового регулирования ответственности за корыстные преступления;
– воспитание солидарности населения с уголовно-правовыми запретами в отношении общественно опасного экономического поведения и т. д.;
5) организационные;
6) технические.
В планировании борьбы с преступностью применяются и иные подходы к классификации таких мер, как, например, особенности видового объекта посягательства и т. д.
73.Предупреждение неосторожной преступности.
Профилактика неосторожных преступлений является сложной и многоплановой деятельностью. Она предполагает меры общесоциальные, специально-криминологические и меры индивидуальной превенции. Нормативной основой служит широкая и довольно тщательно разработанная система взаимно дополняемых правил охраны труда, безопасности на транспорте, охраны природной среды, противопожарной охраны и др. Организационно эта система осуществляется рядом государственных, общественных органов.
Среди общесоциальных мер наибольшее значение имеют развитие и освоение достижений научно-технического прогресса, совершенствование системы образования и воспитания личности, улучшение социально-управленческого процесса.
Специальные криминологические меры индивидуальной превенции преследуют цель устранить или нейтрализовать конкретные криминогенные факторы. Практически они применяются в нескольких направлениях:
а) обеспечение безопасности орудий и средств, которыми может быть совершено конкретное неосторожное действие, как путем технического совершенствования, так и путем улучшения регламентации и контроля за их использованием;
б) устранение или нейтрализация опасных элементов в конкретной жизненной ситуации;
в) повышение профессиональной квалификации лиц, связанных с источниками повышенной опасности;
г) совершенствование работы контрольных и правоохранительных органов по эффективному предотвращению, раскрытию и расследованию неосторожных преступлений, по справедливому наказанию виновных лиц.
Особое место в деятельности по предупреждению неосторожных преступлений занимает Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). На нее возложены следующие специальные меры профилактики: регулирование движения транспорта и пешеходов, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, контроль за содержанием дорожной сети, надзор за техническим состоянием транспорта, регистрация и учет автотранспортных средств, учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению, применение к нарушителям установленных законом мер воздействия, организация и проведение агитационно-пропагандистской работы.
Пожарная охрана осуществляет мероприятия общей профилактики, информируя население о правилах пожарной безопасности, о правилах эксплуатации бытовой техники и о формах поведения в экстремальных ситуациях.
Для предупреждения должностной халатности, других криминальных проявлений неосторожности со стороны государственных и муниципальных служащих большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведомственный контроль.
74.
Предупреждение экономической
Предупреждение преступлений экономической направленности должно осуществляться мерами как общесоциального, так специально-криминологического характера. Общесоциальная профилактика направлена на разрешение противоречий в экономике, социальной и иных сферах жизнедеятельности общества и обеспечивается решением ключевых задач, стоящих перед ними. Первоочередной задачей является выработка перспективной экономической стратегии, предусматривающей усиление государственного регулирования в сфере экономики в целях достижения максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. Важнейшей задачей является также разработка мер по декриминализации экономики.
Провозглашая линию на восстановление и развитие цивилизованных товарно-денежных отношений, государство должно обеспечить безусловную реализацию важнейших рыночных императивов функционирования современных хозяйственных систем: свободу предпринимательства, честную, добросовестную конкуренцию, равенство стартовых условий для капиталов, защиту частной собственности, эквивалентность обмена и осуществления связанного с ним принципа социальной справедливости, согласование публичных и частных экономических интересов и др.
Практика индустриально-развитых демократических стран показывает, что наиболее эффективная профилактика преступлений экономической направленности осуществляется там, где используется так называемая система сдержек и противовесов. "Государство и его институты, наряду с мерами уголовной репрессии, административного надзора и контроля по отношению к участникам рыночных отношений, должны одновременно проводить и патерналистскую политику, заботясь о свободном и здоровом развитии сферы экономической деятельности. Иными словами, задачей государства является создание в этой сфере не только жестких правил, но и таких условий (правовых, экономических и др.), при которых любому предпринимателю, любому субъекту бизнеса было бы наиболее выгодно только цивилизованное, законопослушное ведение дел, что являлось бы гарантией безопасности"1.
Расхожее мнение, согласно которому предпринимателям сулит наибольшие дивиденды несоблюдение законов или их отсутствие, должно быть опровергнуто. В цивилизованной экономике такое положение может устраивать лишь нелегальный (криминальный) бизнес.
В предупреждении экономических преступлений исключительно важная роль принадлежит различным государственным структурам, выполняющим надзорные и контрольные функции, в частности, органам бюджетного, налогового, валютно-экспертного контроля.
Бюджетный контроль призван предупреждать и пресекать финансовые нарушения и злоупотребления, из которых наиболее распространенными являются нецелевое использование бюджетных средств, перекачка государственных денег в коммерческие структуры и прямые хищения. В числе субъектов бюджетного контроля следует выделить Счетную палату Федерального Собрания Российской Федерации, а также органы федерального казначейства.
Основную роль в системе специальных мер предупреждения и выявления криминальных видов уклонения от уплаты налогов призван выполнить Налоговый кодекс РФ. Реализация положений части первой (Общей) Налогового кодекса РФ, введенного в действие 1 января 1999 г., создает организационно-правовые предпосылки восстановления порядка в экономике, укрепления и поддержания налоговой дисциплины. Учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, а также проверку исполнения налогоплательщиками своих обязанностей осуществляют налоговые органы - подразделения Министерства РФ по налогам и сборам.
К числу задач, решаемых в рамках налогового контроля, относятся выявление и пресечение уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе путем уклонения от учета в налоговых органах. Его осуществление позволяет выявить лиц, получающих доходы от незаконной, в том числе преступной, деятельности. Так, в 1999 г. каждая третья проверка выявила нарушения налогового законодательства. Оптимизация налоговой системы, включая повышение эффективности налогового контроля, а также развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применяемых современных банковских технологий, сети Интернет и платежных карт, являются основными направлениями ограничения теневой экономики.
Таможенный контроль включает ряд мер по обеспечению соблюдения российского законодательства о таможенном деле. В функции таможенных органов входят выявление, пресечение, раскрытие контрабанды, ее предупреждение.
Недостатки организации валютно-экспортного контроля оборачиваются причинением наибольшего ущерба стратегическим экономическим интересам страны. Речь идет об отсутствии должного контроля за вывозом из России нефти, природного газа, металлов, других сырьевых ресурсов, с оседанием за границей, по официальным оценкам, до половины выручки от их продажи, а также об утечке капитала. Соответствующие угрозы экономической безопасности сохраняются, о чем свидетельствует тенденция роста доли оттока капитала во внутреннем валовом продукте (ВВП). Так, если в 1998 г. за границу было вывезено 9,2% ВВП, то в 1999 г., несмотря на снижение в абсолютном выражении объемов вывоза капитала, этот показатель достиг 10,3%, а по оценкам на 2000 г. он может превысить 12%1.
Декриминализация экономики невозможна без восстановления правовых институтов и развития правоприменительной практики. Законодательными решениями государство должно создать невыносимые условия для криминального бизнеса.
Общим условием формирования правовой среды в экономике является обеспечение прозрачности в деятельности хозяйствующих субъектов, которая достигается грамотной организацией бухгалтерского учета. Контроль за соблюдением требований по ведению бухгалтерского учета является важнейшей мерой предупреждения преступлений экономической направленности.
Необходимо ускорить принятие целого ряда федеральных законов о противодействии легализации преступных доходов, обязательном страховании банковских вкладов и других законов, направленных на недопущение получения сверхприбыли противоправными способами, усиление ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.
Важное значение в предупреждении экономических преступлений имеет борьба с коррупцией, которая опасна не только сама по себе, но и как фактор, способствующий другим преступлениям. Коррупция, наряду с экономической преступностью, достигла в стране таких размеров, что стала мощным средством перераспределения собственности и капиталов. Законодательного определения коррупции в нашей стране пока нет, поэтому необходимо принятие специального закона о борьбе с коррупцией, который давал бы ее четкие определения, устанавливал заслон иным правонарушениям коррупционного характера, не подпадающим под действие Уголовного кодекса. Такой закон, например, принят в июле 1998 г. в Республике Казахстан. Его основу составил проект российского федерального закона, который не был в свое время подписан Б. Н. Ельциным после принятия Федеральным Собранием. Один из аргументов - предлагаемые в нем меры финансового контроля, в частности, в отношении супругов, находящихся или поступающих на государственную службу, нарушают права человека. При этом игнорируется то обстоятельство, что контроль за доходами должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Так, в ст. 8 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (одобрен ООН в 1995 г.) говорится: "Государственные должностные лица... сообщают сведения обо всем имеющемся у них личном имуществе, активах и обязательствах, а также сведения об имуществе, активах и обязательствах супруга (супруги) или других иждивенцев"1.
В целях предупреждения взяточничества и других проявлений коррупции важно обеспечить четкую правовую регламентацию, соблюдение всех правил и норм государственной и муниципальной службы. К числу мер специального предупреждения коррупции можно отнести следующие:
A) установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
Б) повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих; за поведением лиц, подверженных коррупции; кадровой политикой (использование в том числе ротации кадров);
B) введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья, получаемого на общих основаниях;
Г) производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основании закона2.
По мере компьютеризации, внедрения в управление экономикой и финансами новых информационных и других технологий все большее значение приобретают технические меры предупреждения преступлений экономической направленности (разработка и использование научно-технических средств и методов обнаружения поддельных документов, экспресс-методик для анализа качества товаров и т. д.).
Определенную роль в предупреждении преступлений экономической направленности играет виктимологическая профилактика, например, информирование покупателей о свойствах товаров и способах их фальсификации, приемах их распознавания, об уловках, применяемых в целях обмана потребителей.
75.Предупреждение экологической преступности.
Важнейшее значение в общем предупреждении экологической преступности имеют меры социально-экономического характера, такие, как: совершенствование промышленного производства и, прежде всего, металлургических, горнодобывающих, химических, энергетических и иных отраслей производства, наиболее интенсивно воздействующих на окружающую природную среду; совершенствование сельскохозяйственного производства, развитие и внедрение оптимальных технологий, направленных на бережное отношение к земле, сохранение среды обитания диких животных и др.; интенсивное развитие и эксплуатация современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воды и иные биологические и физические параметры. "Антикриминогенное воздействие социально-экономических факторов должно быть тесно увязано с постоянным научно обоснованным, заботливым отношением к состоянию земель, их пригодности к сельскохозяйственному производству; к состоянию животного и растительного мира, возможностью выбора оптимальных условий для правомерного воздействия на них (охоты, рыболовства, порубки леса и т. п.); к состоянию вод, их пригодности к использованию в промышленном, сельскохозяйственном производстве для удовлетворения различных общественных и индивидуальных потребностей"1.