Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на 54 вопроса для экзамена по дисциплине "Криминология".
№ 1.
Понятие личности преступника.
Соотношение социального и биологического
в личности преступника.
Личность
человека, совершающего преступление,
т.е. преступника – это одна из
центральных проблем для
Человек – это двойственное существо, в котором объединены биологическое и социальное начала, но поскольку преступность – это общесоциальное понятие, поскольку преступление возможно лишь в обществе людей (в стаде животных говорить о преступлениях нельзя), постольку в понятии личности преступника закрепляются специфические социальные признаки. Личность человека – это то, кем человек стал в процессе общественного развития, в процессе формирования и деятельности в среде себе подобных.
В то же время в криминологическом понятии личности преступника отражается и биологическая составляющая личности человека, особенности которой определяют индивидуальность личности, ее неповторимость и самобытность. При оценке личности преступника необходимо учитывать врожденные и приобретенные в процессе физиологического развития человека свойства организма, поскольку некоторые особенности психологии личности обусловлены генетически, т.е. от врожденных особенностей в определенной степени зависит то, что человек будет брать из окружающего мира, как он будет действовать в различных обстоятельствах (например, физическая или умственная неполноценность или какие-то особенности, отличающие его от большинства людей).
Можно
сказать, что каждая личность имеет
свои, только ей присущие особенности,
вызванные и социальными и
биологическими причинами, но они рассматриваются
криминологией в комплексе.
№ 2.
Криминологическое планирование. Программа
борьбы с преступностью.
Криминологическое планирование – это процесс выработки плана в котором намечаются пути решения задач борьбы с преступностью (в значительной мере путем ее предупреждения) и средства их выполнения на определенный период времени. Планирование реализуется в форме управленческих документов – планов и имеет несколько видов.
1) По уровняю и масштабу планирования – федеральное планирование, региональное планирование, планирование в масштабах отраслевого объекта.
2) По органу власти, утверждающему план.
3) По составу участников и их роли – комплексное, межведомственное и ведомственное. Причем комплексное и межведомственное планирование предусматривают разработку задач по борьбе с преступностью на определенной территории, в определенной сфере общественной жизни, в определенной отрасли народного хозяйства и координацию усилий различных субъектов предупреждения преступлений. Ведомственное планирование осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и другие в пределах своей компетенции.
4) По направленности – территориальное и отраслевое.
5) По предмету – охватывающее борьбу с преступностью в целом либо с отдельными видами преступлений.
6) По срокам – краткосрочное (на кварта, полугодие, год); среднесрочное и долгосрочное (исходят из краткосрочных планов и направлены на определение перспективы борьбы с преступностью).
Можно
сказать, что планы детализируют
задачи и функции отдельных субъектов
борьбы с преступностью, предусматривают
конкретные мероприятия, порядок и сроки
исполнения, ответственных исполнителей.
На стратегическом уровне борьбы с преступностью
разрабатываются программы. В отличие
от планов, они предусматривают мероприятия
по борьбе с преступностью в комплексе
с другими целями развития общества, их
приоритетность и долю выделяемых ресурсов
государства. Программы разрабатываются
на комплексном уровне на длительный период.
№ 3.
Классификация причин и условий
преступности.
В криминологии принята следующая классификация причин и условий преступности.
1) По механизму действия они подразделяются на причины преступления, их условия и криминогенные факторы (т.е. факторы, порождающие преступления).
2) По уровню функционирования на общие причины (преступности в целом); причины видов преступлений; причины отдельных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.
3) По
содержанию: социально-психологические
(большинство причин преступлений кроется
в психологии преступника); социально-экономические;
политические; идеологические;
воспитательные; правовые; организационно-управленческие.
4) По природе возникновения: объективно-субъективные (большинство причин имеют эту природу); объективные; субъективные.
5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные и опосредованные причины и условия.
6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный характер).
№ 4.
Понятие предупреждения преступности.
Понятие предупреждения преступности (профилактической деятельности) включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер государственных органов и общественных объединений, имеющих целью выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений, видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.
Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.
Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.
Гуманизм
и справедливость профилактики преступности
означает, что профилактика начинается
с наиболее щадящих мер воздействия,
и лишь при их недостаточности
применяются более строгие
Научность
означает базирование и сопровождение
всех уровней и направлений
№ 5.
Ситуация – понятие, виды и роль
в механизме преступного
Криминогенная ситуация – это событие или состояние, вызвавшее у лица намерение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает промежуточное место между личностью преступника, окружающей средой и преступлением. Она предшествует преступлению.
Кроме того, по источникам возникновения криминогенные ситуации различаются на:
Роль
криминогенной ситуации в механизме
преступления может быть различной.
Она может играть решающую роль (как
правило, в непредумышленных преступлениях).
Возможны ситуации, которые стимулируют
преступление; затрудняющие действия
преступника, а также нейтральные ситуации.
№ 6.
Статистические методы, применяемые
в криминологии.
В
целях выявления
№ 7.
Криминологическая
В криминологии принято оценивать личность преступника по следующим основным характеристикам: социально-демографическим, социально-психологическим и психофизиологическим.
Социально-
Социально-