Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Криминология".

Файлы: 1 файл

криминология все ответы.docx

— 136.66 Кб (Скачать)

Список вопросов к экзамену по дисциплине «Криминология»

  1. Понятие и предмет криминологии. Ее место среди других наук.

 

Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как  социальное явление, сущность и формы  ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины  и иные детерминанты, личность тех, кто совершает преступления; систему  мер предупреждения преступлений.

Криминология – это  юридическая наука о преступности, исследующая количественные и качественные показатели преступности, закономерности их изменений, детерминанты преступности, личность преступника, личность жертвы преступления, механизм индивидуального  преступного поведения, а также  разрабатывающая меры позитивного  воздействия на преступность в целях  смягчения её качественных параметров и постепенного снижения её уровня.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны.

ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ основной: 1. Преступность 2.Детерминанты преступности 3. Лица, Совершившие преступления 3.Предупреждение преступлений

Доп.:  1.  Объекты криминологии,  изучаемые в рамках ее предмета 2.История криминологической науки. 3.Негативные социальные явления (алкоголизм, наркомания  проституция и т.п.),  сопутствующие преступности   4. Методы криминологических   исследований и осуществления профилактики       5.Криминологические особенности отдельных видов преступности  6.Криминологические проблемы  зарубежных стран       

 

место среди других наук: Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. В начале XX века криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности - аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой.

Уголовно-исполнительное право использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных. В полной мере это относится к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц. Связь криминологии с уголовным процессом. Прежде всего, это вытекает из общности задач криминологии и уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению. Связь криминологии с криминалистикой. Она проявляется, прежде всего, в том, что важные положения криминалистики и ее методологические основы используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.

Криминологию справедливо  называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в  себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической  науки, психологии, педагогики, демографии и др.). Связь криминологии с другими  науками имеет различное содержание. Преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений - проблема многоплановая, требующая  объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и  др.).

Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего  с философией, социологией, экономической  наукой, политологией); с иными общественными  науками (в том числе уголовно-правового  цикла); с точными и естественными  науками 

 

  1. Задачи и функции криминологии.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей науки  криминологии вытекают ее задачи, к  которым можно отнести:

получение объективных и  достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в  прошлом, так и настоящем;

криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с  ними;

выявление и научное изучение причин и условий преступности и  выработку рекомендаций по их преодолению;

изучение личности преступника  и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов  преступных проявлений и типов личности преступника;

определение основных направлений  предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с  ней.

Функции криминологии:

1. Описательная – состоит  в том, чтобы дать реальную  картину преступности на определённой  территории и за определённый  период времени

2. Объяснительная – раскрывает  детерминанты преступности

3. Прогностическая – делает  научно обоснованные предположения  о состоянии преступности в  будущем

4. Обеспечительная – разрабатывает  научно обоснованные меры предупреждения  преступности, отдельного преступного  поведения, разрабатывает методику  криминологической экспертизы правовых  актов

 

  1. Краткая история развития отечественной криминологии.

Направления криминологических  теорий:

Классическое: (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) преступление - следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Антропологическое. Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства.

Социологическое, основоположником является Кетле. Преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.).

Развитие отечественной  криминологии

Этапы:

1. Дореволюционный:

1.1. 1832 г. – принят Указ  о предупреждении преступности.

1.2. Основные криминологи  данного периода: Герман, Туховской  (критикует классическую школу  и обосновывает утверждение, что  причина преступности – это  соответствующий общественный строй), Файницкий, Гарнет, Исаев. Основные  положения: уголовная статистика  доказывает, что источник преступлений  не только в личности преступника,  но и в обществе; нельзя объяснить  преступление лишь свободной  волей человека; наказание – это  не единственное средство борьбы  с преступностью; существует острая  необходимость…

Уже в XVIII веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил  конструктивную методику статистического  наблюдения преступности и ее причин. В тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность известные юристы И.Я. Фойницкий, Г.Н. Тарновский, Н.С. Таганцев и др. При  этом подчеркивалось понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины.

И после 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа  социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников. Однако затем (с середины 30-х до начала 60-х годов) крим. исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении  преимущественно репрессивными  мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

2. 1917 – 1930-е гг.

3. середина 1930-х – середина 1950-х гг.

4. Середина 1950-х гг. – настоящее  время

Только в начале 60-х  годов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыграли ученые-юристы И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др. В 1963 г.

 

  1. Методология и методика криминологических исследований.

 

Основными источниками  криминологической информации являются статистики:

1. Юридическая:

1.1. Уголовно-правовая

1.2. Криминологическая

1.3. Административно-правовая

1.4. Гражданско-правовая

1.5. Иные виды правовых  статистик

2. Экономическая

3. Социально-демографическая

4. Иная статистика

Методы:

1. Статистические

1.1. Массовое статистическое  наблюдение преступности и иных  криминологически значимых явлений

1.2. Сводки и группировки  статистических данных

1.3. Анализ и оценка полученных  сведений

2. Социологические

2.1. Опрос

2.2. Беседы

2.3. Интервью

2.4. Анкетирование

2.5. Наблюдение

2.6. Эксперимент

3. Специально-криминологические:

3.1. Сравнительный – сравнение  криминологических школ, преступности  разных стран / одного государства  в разное время и в разных  регионах

3.2. Системный – изучение  преступности как подсистемы  всего общества

3.3. Математический – изучается  при статистическом изучении  преступности, а также выборочных  исследованиях

3.4. Клиническая беседа  с преступником. Психологическое  тестирование

 

Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и  средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы  явлений, входящих в предмет криминологии.

  1. всеобщего метода познания.  Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия.

исторический подход, будучи важным проявлением диалектического  изучения общества, учит нас рассматривать  преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения  на различных этапах общественного  развития.

А. Системный подход предполагает изучение криминологического объекта как целостного единства с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные устойчивые стороны интегрального образования, а не просто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов.

Б. Комплексный  подход отражает социально значимую направленность познания. Он призван обеспечить изучение и осмысление социальной действительности не с формальной или технической стороны, а со стороны содержательной, качественной, идеологической.

  1. Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.
  2. частнонаучные методы, в том числе такие социологические методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ документов. К числу частнонаучных методов следует отнести логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).
  3. К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже известные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, его тестирование, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"