Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Криминология".
Эмоциональная неуравновешенность,
тщеславие, упрямство, нечувствительность
к страданиям других, агрессивность
также можно отнести к наиболее
распространенным характерологическим
чертам несовершеннолетних преступников.
При этом речь вновь идет не о
возрастных особенностях, которые были
бы присущи основной массе подростков
вообще, а именно о криминогенных
сдвигах, деформациях в морально-
В последнее время
32.
Причины и условия
Причины и условия преступности несовершеннолетних - это те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступление в целом.
В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления, решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства:
1. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЛИЯНИЯ В СЕМЬЕ.
Существенные дефекты
семейного воспитания проявляются
в большинстве случаев
Выборочные исследования
показывают, что образовательный
уровень родителей
2. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ВЛИЯНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ
Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, хулиганов т. П., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о "допустимости" и безнаказанности преступных действий определенного вида; действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.
3. ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО
СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ
4. ДЛИТЕЛЬНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.
5. ФОРМИРОВАНИЮ КРИМИНОГЕННОЙ МОТИВАЦИИ и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствует :
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНОГО КОНТРОЛЯ со стороны семьи за поведением, связями, время провождением несовершеннолетних. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ БУДУЩИХ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, содействующая
созданию ситуации и поводов для
преступлений. Значимость названного
фактора еще более возрастает
с учетом возрастных особенностей преступников,
которые "накладываются" в таких
случаях на ситуацию. Например, выборочные
исследования показывают, что по делам
о преступлениях против личности,
совершаемых
НЕДОСТАТКИ УЧЕБНО-
НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДОУСТРОЙСТВА И ВОСПИТАНИЯ в
трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном
устройстве лиц в возрасте от 14 до
18 лет, оставивших или окончивших школу
и не продолжающих учебу; о недостатках
профориентации, неправильном отношении
к работающим несовершеннолетним (нарушение
законодательства об условиях труда, отсутствие
заботы об их вовлечении в вечерние
и заочные учебные заведения
и в профессиональную учебу, в
жизнь коллектива). Все эти явления
- особенно с учетом того, что контроль
семьи за работающим несовершеннолетним
ослабляется, в его распоряжении
оказываются личные деньги и он стремится
доказать свою “взрослость”, - способствуют
бесцельному
НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов.
33.
Система общих и специальных
мер предупреждения
Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.
Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например : лишение родительских прав).
Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.
Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.
Главное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.
Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.
Третья группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.
Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам :
· привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии ;
· не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответсвенности ;
· воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.
Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.
Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Работа с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.
Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на :
Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений ) регламентированы законом и иными нормативными актами.
Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.
Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.
Организационные — специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т. д., планирование работы с ними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа •субъектов предупредительной работы).
Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в учебных или производственных коллективах.
34.
Особенности женской
Особенности криминологической характеристики женской преступности
в значительной мере определяются спецификой
образа жизни женщин, своеобразием их
деятельности, социальных позиций и ролей.
В то же время эта преступность, разумеется,
отражает общие закономерности преступности
и ее изменений. Она выступает в качестве
подсистемы общей преступности и органически
с ней взаимосвязана.
Женская преступность, представляя собой
взаимосвязь образующих ее элементов
(определенных видов), их целостность,
является относительно самостоятельной
системой со специфическими свойствами.
В этой связи обращает на себя внимание
следующее:
во-первых, хотя социальное положение
женщин на протяжении десятилетий менялось,
уровень преступности женщин (абсолютное
число зарегистрированных преступлений)
оставался ниже уровня преступности мужчин
в 5–7 раз. И это несмотря на то, что количество
женщин в стране больше, чем количество
мужчин. Эта закономерность сохранилась
и в настоящее время" в 1991 год удельный
вес женщин-преступниц в общем числе выявленных
преступников составлял 10,6%, в 1993 – 11,2%,
в 1995 – 14,9%. Таким образом, указанный удельный
вес растет в последние годы. С 1991 по 1995
год число женщин-преступниц выросло почти
в 2 раза, а в целом число преступников
выросло в 1,7 раза, то есть темпы прироста
числа выявленных женщин-преступниц опережали
соответствующие темпы прироста мужчин-преступников;
во-вторых, характер изменений женской
преступности имеет особенности и не всегда
совпадает с характером изменений мужской
преступности. Всегда, например, менее
низкими темпами росла насильственная
преступность женщин. Но в последние годы
и у женщин происходит высокий рост тяжкой
преступности. За последние три года число
выявленных женщин, совершивших тяжкие
преступления, выросло более чем в 4 раза.
Удельный вес выявленных женщин, совершивших
тяжкие преступления, в 1995 году составил
39,7% от всех выявленных преступниц-женщин.
В 1994 году он был равен 26,4%;
в-третьих, женская преступность отличается
от мужской иным соотношением корыстных
и насильственных, а также иных преступлений.
Выделяются преступления, в которых отражается
стереотип поведения, сложившийся под
влиянием конкретной, характерной именно
для женщин микросреды или ситуации в
определенный период.
Среди выявленных лиц, совершавших практически
все насильственные преступления, некоторые
виды должностных и хозяйственных преступлений,
доля женщин значительно меньше доли мужчин
и остается таковой на протяжении длительного
времени. Чрезвычайно мала эта доля среди
выявленных лиц, совершавших бандитизм,
разбои, грабежи.