Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 01:05, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие криминологии. Ее предмет, система.
2.Направления в криминологии.
3.Основные криминологические школы.
4.Периодизация криминологии.

Файлы: 1 файл

кримин..doc

— 489.50 Кб (Скачать)

1.Понятие криминологии. Ее предмет, система.

 

Криминология  наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности. Впервые в науку это слово ввел в 1879 г. ученый Топинар.

Криминология - общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Предмет криминологии - это совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей.

Предмет к. включает 4 элемента: 1) преступность; 2) личность преступника; 3) причины и условия преступности; 4) предупреждение преступности.

1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (пр. состав преступления).

В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (пр.р уровень, структура и динамика преступности), их изучает к.

2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления.

Применительно к личности преступника  рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,

4. Предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

Систему криминологии образуют Общая и Особенная части.

В Общей части рассматриваются общие криминологические понятия: предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

В Особенной части - криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.

 

 

 

2.Направления  в криминологии.

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым сформировалась криминология как самостоятельную науку.

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Горвард, Лист, и др.) уже в XVIII-XIX вв. решительно отвергли понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к  развитию антропологического направления, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям:

- преступником, являющимся  особым природным типом, не становятся, а рождаются;

- причина преступности  заложена не в обществе, а в  самом преступнике;

- для врожденного преступника  характерны особые физиологические,  психологические и даже анатомические свойства.

Достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Почти одновременно с  биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Эта теория основана на обобщении  результатов статистического анализа  преступности, социальных характеристик  личности преступника, других признаков преступлений. Преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, время года и т.п.).

Основоположник теории социальной дезорганизации Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе.

Известным развитием  этих концепций является теория конфликта культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут  быть оценены однозначно – положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности.

 

3.Основные  криминологические школы.

 

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, и др.) уже в 18-19 вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Одним из первых представителей антропологического направления стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям:

- преступником, являющимся  особым природным типом, не  становятся, а рождаются;

- причина преступности  заложена не в обществе, а в  самом преступнике;

- для врожденного преступника  характерны особые физиологические,  психологические и даже анатомические свойства.

Достаточно широкое  распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность, так и на психику человека.

Концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Социологическая школа криминологии основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов, основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, время года и т.п.).

Основоположник теории социальной дезорганизации Дюркгейм рассматривал преступность как нормальное и полезное явление в обществе. Теория конфликта культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Теория стигматизации (Танненбаум) предполагает, что человек часто становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу присвоения ему властями этого статуса, его своеобразного нравственно-правового «клеймения». В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным.

Американский ученый Сатерленд в начале 20 в. разработал теорию дифференциальной ассоциации, преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т.п.).

 

 

 

 

 

 

4.Периодизация криминологии.

 

 

 

5.Классический  период в развитии криминологии.

 

Выделяют три этапа  в развитии криминологии: 

1 этап классический 2 пол. 18 века до 80-90х г. 19 века, 

2 этап позитивистский с 90-х годов 19 века до конца 20-х годов 20 века.

3 этап современным с 30-х годов нашего столетия.

 

Классический период связан с идеями просвещения, когда наука перестала объяснять преступность с точки зрения теологического понимания преступности, рассматривая преступное поведение как результат действия сверхъестественных сил, существующих якобы вне человека.

Характерными особенностями  классического подхода является рациональное, научное объяснение преступности, более гуманный подход к наказанию  преступников, а также к деятельности карательных органов в государстве. Среди ученых этого направления следует выделить Ч. Беккариа, Н. Бентама.

Классическая школа  в криминологии, основателем которой  также можно считать итальянца  Ч. Беккариа, создала принципиально  новую для своего времени теорию преступности.

Противопоставить преступлению следует наказание, которое не должно быть жестоким, но должно последовать неотвратимо. Но преступление нужно предупреждать и это тот главный путь, по которому следует идти.

Принципиальное значение имеет и его вывод о том, что число преступлений будет увеличиваться соразмерно росту населения и возрастающим отсюда столкновениям частных интересов.

Идеи классической школы  содействовали реформе уголовного законодательства, которое становилось  все более гуманным, целесообразным и справедливым.

Предупредительное воздействие связывалось со свободой личности и ее просвещением (идеи Монтескье).

Однако роль самой  личности в психологическом механизме  преступного поведения этой школой не нашла достаточного внимания и  отражения в научных изысканиях. Являясь теорией “чистого разума”, классическая школа мало использовала фактические данные о преступности, и не подтверждала свои научные идеи на практике.

 

 

 

6.Позитивистский  период в развитии  криминологии.

Выделяют три этапа  в развитии криминологии: 

1 этап классический 2 пол. 18 века до 80-90х г. 19 века, 

2 этап позитивистский с 90-х годов 19 века до конца 20-х годов 20 века.

3 этап современным с 30-х годов нашего столетия.

Родоначальником позитивистская школа был итальянец Ломброзо, который на основе многолетних наблюдений за заключенными, отбывающими наказание в тюрьме, сделал вывод о наличии так называемого “прирожденного типа преступника”. Он утверждал, что типичному преступнику присущи определенные физические признаки: скошенный лоб, удлиненные или не развитые мочки ушей, складки лица, резко выраженные надбровные дуги, чрезмерная волосистость или напротив - облысение, сниженная чувствительность к боли.

Однако многочисленные исследования ученых, проводимые в  разных странах, в том числе и  в России не подтвердили его теорию. Так русский паталогоанатом Д.Н. Зернов, на основе практических исследований пришел к убеждению, что “ прирожденного преступника” не существует, а выделение такого типа из массы людей по внешним анатомическим признакам по крайней мере антинаучно.

Главным в учении школы  позитивистского направления было отрицание “свободы воли”, присущей классической школе. Так Энрико Ферри , рассматривал преступность как болезнь, а карательную систему, как клинику. Работавшего с ним Горофало частично исследовал психологические аспекты преступного поведения. Можно сказать, что именно ими была заложена основа для последующих социологических и психологических теорий объяснения преступности.

Существует также теория факторов Кетле. Он считал, что в обществе преступность подчиняется определенным законам, связанным с завидной повторяемостью ее численных величин, в зависимости от внешних по отношению к человеку факторов социальной действительности.

Известен ряд подходов, связанных с социологическим  направлением в криминологии.

Теория социальной дезорганизации Дюркгейма, объясняя преступное поведение на социальном уровне, ставит в зависимость психологию преступника от негативных воздействий на него со стороны общества.

К “социальным факторам”, оказывающим влияние на индивиды, он относил внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувств.

Психологический подход в объяснении преступного поведения берет свое начало с Р. Горофало,  в ряде случаев преступление возникает на основе предшествующего его совершению определенного психологического состояния, предрасполагающего к конфликту с социальными нормами. Такое состояние соответствует внутреннему кризису личности, сменяемому эмоциональным безразличием, за которым приходит эгоцентризм, лабильность, которая вновь может вылиться в кризис.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"