Шпаргалка по «Криминологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Криминологии»

Файлы: 1 файл

криминология ответы.docx

— 462.45 Кб (Скачать)

"Таким образом, - отмечает Г. Ф. Хохряков, - в колониях с более  строгим режимом содержания осужденных  преступлений меньше, но они опаснее, как и меньше конфликтов, но  эти конфликты затяжные, возникают  чаще всего между группой и  заключенным и заканчиваются, как  правило, опасным преступлением - убийством, когда убийцы действуют наверняка - не покушаются, не останавливаются  на тяжких телесных повреждениях, а лишают жизни"1.

Среди причин преступности в местах лишения свободы особое место имеют те, которые связаны с недостатками и упущениями в деятельности администрации исправительных учреждений. Указанные недостатки занимают особое место потому, что они имеют не только прямое криминологическое значение, но и существенно затрудняют процесс исправления заключенных. Помехи в этом процессе, в свою очередь, могут стать причиной дальнейших преступных, в том числе насильственных, действий.

В нынешних условиях, когда администрация учреждений упорно борется за выживание, заключенные нередко оказываются предоставленными самим себе, находятся фактически в ситуации безнадзорности и бесконтрольности. Некоторые учреждения, особенно в удаленных от центра местах, живут не столько по нормам Уголовно-исполнительного кодекса, других нормативно-правовых актов, сколько по правилам и обычаям тюремной субкультуры, в значительной мере сориентированной на тотальное насилие.

Совершение преступлений в местах лишения свободы детерминируется следующими факторами:

1) отсутствием у администрации  исправительных учреждений своевременной  и полной информации о конфликтных  ситуациях, возникающих в среде  заключенных. Имеющаяся информация  обычно плохо проверяется и  далеко не всегда влечет адекватное  реагирование;

2) недостаточной подготовленностью  персонала исправительного учреждения  в психолого-педагогическом отношении, а нередко и откровенной его  профессиональной беспомощностью  в профилактической работе с  агрессивно настроенными осужденными, особенно преступными авторитетами;

3) несправедливым разрешением возникающих  в среде заключенных конфликтов, когда предпочтение отдается  явно более сильному или заведомо  неправому, например, вору в законе  или другому преступному лидеру;

4) нежеланием администрации вообще  вмешиваться в конфликты преступников, создание видимости, как будто  их нет;

5) неумением, а нередко и нежеланием  администрации защитить обижаемого, отвергаемого, что создает в учреждении  общую атмосферу беспредела и  уверенности заключенных в том, что они полностью находятся  во власти произвола;

6) сокрытием фактов преступлений (в том числе насильственных) от  учета, нежеланием реагировать на  них, что формирует цепную реакцию  агрессии и жестокости.

Условиями, облегчающими совершение преступлений в местах лишения свободы, является техническое несовершенство систем круглосуточного наблюдения за осужденными, средств для личных досмотров, осмотров помещений. Широко распространены факты халатного отношения персонала исправительного учреждения к исполнению служебных обязанностей, утраты бдительности при несении службы подразделениями охраны.

 

 

70. Криминологическая характеристика  и профилактика пьянства и  алкоголизма.

 

     Пьянство представляет собой  более или менее систематическое  употребление алкоголя и его  суррогатов, приводящее, независимо  от дозы потребления, к отклонениям  в поведении лица, нарушению правил  общежития и общественного порядка. Алкоголизм, нарастающее заболевание,представляет собой неумеренное употребление спиртных напитков, приводящее к психологической и физиологической зависимости от них, а затем и к социально-психологической деградации личности. Как показывают криминологические исследования, в среднем каждый шестнадцатый пьяница из числа взрослых лиц становится алкоголиком.

      Хотя пьянство и алкоголизм  не являются уголовно-наказуемыми  деяниями и лишь в отдельных  случаях совершение проступков  в состоянии алкогольного опьянения  влечет административную ответственность  виновных,  между пьянством и  преступностью существует тесная  связь, что подтверждается данными  уголовной статистики. Совершение  более 20% всех преступлений связано  с пьянством и алкоголизмом. Число  лиц, совершивших преступления в  состоянии алкогольного опьянения, из года в год увеличивается  и в настоящее время достигает 25% выявленных преступников. Не случайно  совокупность преступлений, обусловленных  пьянством, криминологи называют "алкогольной  преступностью".

     В предупреждении пьянства и  алкоголизма, а также в пресечении  правонарушений, связанных с употреблением  спиртных напитков, ведущая роль  принадлежит правоохранительным  органам, осуществляющим такое предупреждение  на специально-криминологическом  уровне и в процессе индивидуальной профилактики. При этом важное значение приобретает координация действий органов внутренних дел, органов прокуратуры и суда, государственных структур, комиссий по борьбе с пьянством, различных общественных объединений.

      Важным направлением профилактики  пьянства и алкоголизма является  предупреждение этого негативного  явления в общественных местах. Планирование и проведение мероприятий  по обеспечению общественного  порядка на улицах, площадях, в  парках, скверах, на вокзалах, транспортных  магистралях, стадионах позволяют  работникам милиции осуществлять  задержание и удаление лиц, находящихся  в нетрезвом состоянии, а также  пресечение распития спиртных  напитков в указанных местах  и предупреждение иных правонарушений  на ранней стадии их совершения. При задержании таких лиц сотрудники  милиции используют нормы уголовного, уголовно-процессуального, административного  законодательства. В Законе РФ "О  полиции" предусмотрены права  сотрудников полиции по доставлению  в медицинские учреждения или  дежурные части милиции лиц, находящихся  в общественных местах в состоянии  опьянения и утративших способность  самостоятельно передвигаться или  ориентироваться в окружающей  обстановке. Такие лица содержатся  в указанных местах до вытрезвления. Здесь же им оказывается необходимая  медицинская помощь.

     Органам полиции предоставлена  инициатива внесения в органы  здравоохранения ходатайств о  направлении хронических алкоголиков, систематически совершающих правонарушения, в специальные наркологические  и лечебно-трудовые учреждения. Выполняя  свои профессиональные обязанности, сотрудники полиции должны осуществлять  постоянный контроль за торговлей  спиртными напитками, выявляя факты  нарушения антиалкогольного законодательства  и применяя соответствующие меры  к его нарушителям.

      При осуществлении профилактики  пьянства особо необходимо и  предупреждение его в быту. Работа  участкового уполномоченного милиции  по своевременному выявлению  и постановке на учет лиц, злоупотребляющих  спиртными напитками в быту, и  дальнейший контроль за их  поведением по месту жительства  является действенным средством  предупреждения пьянства на стадии  ранней профилактики. В целях  предупреждения пьянства на производстве  участковые уполномоченные и  другие сотрудники милиции взаимодействуют  с руководством и отделами  кадров предприятий, учреждений  и организаций.

      В настоящее время особое значение  приобретает предупреждение пьянства  среди несовершеннолетних и молодежи. Сотрудники подразделений органов  внутренних дел по предупреждению  правонарушений несовершеннолетних  во взаимодействии с органами  прокуратуры, суда, комиссиями по  делам несовершеннолетних проводят  целенаправленную работу по выявлению  и устранению причин и условий, способствующих пьянству в молодежной  среде, выявлению подростков, склонных  к употреблению спиртных напитков, проведению с ними индивидуальной  профилактической работы с одновременной  постановкой таких лиц на соответствующий  учет. В свою очередь активная  работа должна осуществляться  и с родителями и лицами, их  заменяющими, злостно уклоняющимися  от воспитания детей. В случаях  же установления фактов вовлечения  несовершеннолетних в систематическое  употребление спиртных напитков  виновные подлежат уголовной  ответственности.

      Значительное место в предупреждении  пьянства и алкоголизма занимает  антиалкогольная пропаганда, важную  роль в которой играют средства  массовой информации. Интересы профилактики  криминальных и других социально  негативных последствий пьянства  и алкоголизма настоятельно требуют  разработки и планомерной реализации  комплексной, всесторонне взвешенной, хорошо просчитанной антиалкогольной  политики, учитывающей исторический  опыт нашей страны и международный  опыт. Усиленная борьба с пьянством  и алкоголизмом возможна только  на основе системного применения  экономических, социальных, правовых, воспитательных, психолого-педагогических, социологических, медицинских мер, совместной работы множества  государственных органов, общественных  объединений и движений.

 

 

71. Предупреждение насильственной  преступности.

 

Для предупреждения преступлений, связанных с насилием над личностью, как и для предупреждения преступности вообще, требуется проведение неотложных мер по социально-экономическим и политическим преобразованиям в стране.

Нужно возродить такие понятия, как патриотизм, дружба народов, интернационализм, совесть, честь и достоинство, скромность, уважение к женщине, осуждение распущенности и пресечение вседозволенности (не путать с понятием демократии); пропагандировать здоровый образ жизни, уважение к труду и отрицательное отношение к паразитическому существованию. Поднять вопрос о борьбе с пьянством и наркоманией. Прекратить теле-, радиопередачи, пропагандирующие жестокость, насилие, наживу, отрицательно влияющие на поведение и формирование жизненных воззрений молодежи.

Следует повысить активность органов внутренних дел по выявлению и разобщению преступных групп, особенно среди подростков, занимающихся преступной деятельностью, связанной с преступлениями против личности, по недопущению вовлечения несовершеннолетних в преступные организованные структуры, пресечению фактов незаконного ношения холодного и огнестрельного оружия.

Профилактическую работу по предупреждению насильственных преступлений, хулиганства необходимо проводить комплексно на:

1) общем;

2) групповом;

3) индивидуальном уровнях.

В этой работе должны быть задействованы все правоохранительные органы, а в органах внутренних дел – включая участкового инспектора милиции.

Требуется усовершенствование уголовно-правового законодательства в плане дифференциации воздействия на исправление лиц, совершающих умышленные убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбойные нападения, грабежи и хулиганство. При нынешней обстановке, когда получают распространение заказные умышленные убийства, процветает жестокость и создается угроза государственной стабильности со стороны организованной преступности, отмену смертной казни за совершение отдельных особо тяжких преступлений надо признать преждевременной.

Профилактику насильственной преступности, хулиганства надо считать первоочередной задачей в работе всех правоохранительных органов и за ее результаты соответствующим образом спрашивать. Много говорится на всех уровнях о необходимости укрепления кадров правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, прокуратуры и суда, но мало что в этом плане делается. До тех пор пока эти органы не будут укомплектованы знающими свое дело, работоспособными и честными высококвалифицированными работниками, правопорядка в стране не будет. Обстановка требует также, чтобы за законностью в стране, в том числе и за законностью в деятельности органов внутренних дел и суда, был восстановлен высший прокурорский надзор.

 

 

72. Предупреждение корыстной преступности.

 

В качестве критерия для классификации мер борьбы с корыстной преступностью также используется принадлежность таких мер к той или иной социальной сфере. На основе данного критерия выделяются меры:

1) экономические. В рамках этой группы выделяются общие меры борьбы с корыстной преступностью:

а) преодоление экономического кризиса; б снижение уровня реальной инфляции и т. д.; специальные меры:

а) ресурсное обеспечение подразделений правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

б) создание экономической основы государственных внебюджетных фондов, предусматривающих обособленное финансирование программ компенсации ущерба жертвам преступлений в сфере экономики;

2) политические:

а) общие:

– обеспечение стабильности ограниченного государственного управления имуществом и экономической деятельностью;

– поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;

– ограничение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой;

б) специальные:

– разработка государственной стратегии борьбы с корыстной преступностью;

– определение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программных документах политических партий и движений;

– обеспечение государственной поддержки негосударственных институтов борьбы с преступностью в сфере экономики и отдельных ее видов;

3) правовые:

а) общие:

– устранение противоречий в правовом регулировании собственности, экономической деятельности и службы в коммерческих и иных организациях;

– восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических отношений (например, отношений собственности на землю);

б) специальные:

– внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство в части, относящейся к усовершенствованию норм об ответственности за преступления против собственности в сфере экономической деятельности;

Информация о работе Шпаргалка по «Криминологии»